Менеджмент

МЕНЕДЖМЕНТ

Менеджмент (англ. management; administration) - термины «Менеджмент», «управление», «администрирование» часто употребляются как син., иногда различаются. Так, об администрировании чаще говорят применительно к организациям государственного и некоммерческого сектора, термин «Менеджмент» чаще используют при описании управления коммерческими организациями.

Обычно выделяют след. значения понятия Менеджмент

  1. Особая научно-практическая дисциплина или совокупность концепций (организационных, технических, экономических, психологических).
  2. Задача, определяющая функции управления, которые включают постановку целей, принятие решений и контроль за их выполнением.
  3. Группа профессионалов в организации, занимающихся выполнением функций управления ею.
  4. Совокупность процедур и средств, реализующих функции управления.
  5. Социальный институт, отвечающий чаяниям и надеждам определенной части населения, и престижная сфера деятельности.

Любая организация - это система, встроенная во внешний мир. На входе она получает ресурсы, на выходе отдает во внешний мир созданный ею продукт (товар, услугу). Т. о., жизнедеятельность организации состоит из 3 основополагающих процессов: получение сырья из внешнего окружения; изготовление «продукта»; передача «продукта» во внешнюю среду. Основная роль М. — поддержание баланса между этими 3 процессами и мобилизация ресурсов на их осуществление. Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые М., включают в себя 3 основных подпроцесса: принятие решений, координация, коммуникация. Менеджмент — искусство работать посредством др. людей. Под координацией понимаются процедуры: а) непосредственного руководства действиями в виде распоряжений, приказов и предложений; б) создания системы норм и правил, касающихся деятельности организации.

Менеджеры - ключевые члены организации, осуществляющие управленческую деятельность и решающие управленческие задачи. Менеджеры выполняют след. функции:

  1. обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
  2. проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями;
  3. разрабатывают стратегию поведения организации в изменяющейся внешней среде;
  4. обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
  5. информационно связывают организацию и ее окружение;
  6. несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
  7. представляют организацию в различных мероприятиях.

Интересную метафору роли менеджера в организации предложил американец Э. Маршалл в книге «Бизнес и общество» (Marshall, 1993). Если представить себе организацию в виде вращающегося колеса, то менеджер в середине XX в. был его осью. Теперь место менеджера сместилось больше к окружности колеса. Это связано с изменившейся ролью менеджера в организации, с более широким пониманием его задач. Если раньше считалось, что внешние факторы (напр., уровень спроса, предложение труда и материалов) определялись некой «невидимой» силой рынка и в случае падения спроса на готовую продукцию или подорожания материалов издержки списывались на влияние внешних сил, то теперь функция менеджера состоит в том, чтобы скоординировать потенциал организации с изменением внешней среды.

В настоящее время М. как научно-практическая дисциплина фактически представляет собой систему направлений и специализаций со своими предметами и методами. Каждое из направлений специализируется на одном или нескольких компонентах или процессах в организации.

Можно выделить как минимум 5 групп процессов внутри организации, являющихся объектом управления: производство; маркетинг; финансы; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности); работа с персоналом.

Основные направления М.: управление производством; маркетинг; управление персоналом (см. Управление человеческими ресурсами); управление качеством; стратегическое управление; логистика; управление проектом и затратами; управление сервисом; управление внедрением; управление информационными ресурсами; имитационное моделирование; теория принятия управленческих решений.

Управление производством включает след. процедуры и действия: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановка кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, в т.ч. управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.

Управление маркетингом призвано сбалансировать цели организации с потребностями ее клиентов. Оно включает: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание системы сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.

Управление финансами предполагает управление движением финансовых средств в организации. Для этого осуществляются: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом анализа и обработки финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической ситуации с возможностями и деятельностью др. организаций. (Е.Б. Моргунов)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Менеджмент

  1. Выполнение функций планирования, организации и руководства любым предприятием.
  2. В собирательном значении – те люди в организации, которые выполняют эти функции.

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки