Левина Роза Евгеньевна

Левина Роза Евгеньевна

ЛЕВИНА РОЗА ЕВГЕНЬЕВНА

Левина Роза Евгеньевна (1908-1989) - сов. психолог, дефектолог, логопед, участница «пятерки» учеников Л.С. Выготского. Под его руководством осуществила экспериментальные исследования опережающей действие (планирующей и регулирующей) речи ребенка и значений слов у детей-алаликов.

Левина Р.Е. - известный специалист в области патологии речи у детей. Ее работы нацелены на изучение особенностей речевого развития у детей с отставанием умственного развития; решение проблем обучения и воспитания детей с различными формами недоразвития речи; исследование природы заикания и разработке методик по его преодолению; борьбу с неуспеваемостью у детей с речевыми нарушениями.

Особое внимание Левина Р. уделяла теоретическому обоснованию, разработке, апробации и внедрению в практику методов выявления речевых нарушении и методов коррекции. Проведенное Л. изучение нарушений речи, связанных с дефектами фонематического восприятия, также имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку предложенные коррекционные методики позволяют устранять дислексические и дизграфические расстройства (ранее признаваемые неисправимыми) еще до поступления ребенка в первый класс. Л. была инициатором развития сети школьных и дошкольных логопедических учреждений.

Р.Е. Левину можно назвать основоположником советской логопедии как самостоятельной науки.

Важнейшие работы: «Автономная детская речь» (1936), «Недостатки чтения и письма» (1941), «Основы теории и практики логопедии» (1958), «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» (1961). (И.А. Мещерякова.)

Литература

  1. К психологии детской речи в патологических случаях (Автономная детская речь). М., 1936, 78 с.
  2. К проблеме овладения фонетической стороной речи в детском возрасте (в соавт. с Боскис Р.М). // Советская педагогика, 1938, №6, с.144-154
  3. О борьбе с неуспеваемостью детей алаликов и аграфиков (в соавт. с Правдиной О.В.). // Советская педагогика, 1939, № 2, с.89-95
  4. Недостатки чтения и письма у детей. (алексия и аграфия). М., 1940, 72 с.
  5. Некоторые вопросы обучения грамоте (Роль устной речи в обучении грамоте). // Советская педагогика, 1940, №10, с.36-42
  6. Исследование алексии и аграфии в детском возрасте. Кандидатская диссертация. М., 1941.
  7. Сборник речевых игр. Пособие для учителей (в соавт. Куприянова Т.И., Правдина О.В., Самойленко Н.С.). М., 1941, с. 92.
  8. Об изучении и обучении детей с глубокими расстройствами речи. // Известия АПН РСФСР, 1945, вып.2, с.121-128
  9. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей (в соавт. с Боскис Р.М). // Известия АПН РСФСР, 1948, вып.15, с.167-191.
  10. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М. 1951, 120 с.
  11. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма. // Логопедическая работа в школе. М, 1953, с.3-17
  12. Недостатки произношения и письма у учащихся первых классов вспомогательной школы (в соавт. с Каше Г.А.). // Учебно-воспитательная работа в специальных школах, 1954, вып.4, с.96-112
  13. Об одной из причин неуспеваемости младших школьников. // Советская педагогика, 1956, №1, с.35-48
  14. Воспитание правильной речи у детей. М., 1958, 31 с.
  15. Предупреждение и преодоление неуспеваемости младших школьников, имеющих недостатки произношения. // Труды научной сессии по дефектологии. М. 1958, с.308-313
  16. Преодоление нарушений речи у детей вне специального обучения. // Специальная школа, вып.4, 1958, с.85-93
  17. О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи //Вопросы логопедии. 1959.
  18. Нарушение слоговой структуры слова у детей. // Специальная школа, вып.4, 1959, с.86-89
  19. Нарушение развития речевой деятельности у детей. // Вопросы патологии речи. Харьков, 1959, с.23-27
  20. Предисловие. // Вопросы логопедии. (Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов). М., 1959, с.3-6
  21. Принципы анализа речевых нарушений у детей. // Труды второй научной сессии по дефектологии. М., 1959, с.166-173
  22. О влиянии общего недоразвития речи на усвоение письма. // Специальная школа, вып.4, 1960, с.74-79
  23. О перестройке принципов анализа речевых нарушений у детей. // Специальная школа, вып.1, 1960, с.78-85
  24. Связь орфографических затруднений у младших школьников с особенностями их речевого развития. // Тезисы докладов третьей научной сессии по вопросам дефектологии. М., 1960, с.139-142
  25. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи: дис. в форме монографии … д-р пед. н. /НИИД АПН РСФСР. М., 1961. с.311
  26. Нарушение письма у учащихся массовой школы. // Специальная школа, вып.1, 1961, с.66-74
  27. Влияние нарушений речи на усвоение чтения и письма у детей. // Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии. М., 1962, с.19-21.
  28. Психолого-педагогические вопросы предупреждения нарушений речевого развития у детей. // Тезисы докладов четвертой научной сессии по вопросам дефектологии. М., 1962, с.184-185
  29. Влияние недоразвития речи на усвоение письма. // Специальная школа, вып.1, 1963, с. 62-66.
  30. О путях разработки вопросов предупреждения в логопедии. // Специальная школа, вып.2, 1963, с.65-70
  31. О путях разработки вопроса о предупреждении в логопедии //Специальная школа. 1963. №2. С.65-70.
  32. Проблема преодоления и предупреждения нарушений речи у детей. // Рефераты докладов совещания-семинара по вопросам логопедической работы в массовой школе. М., 1963, с.3-7
  33. Формирование речи у учащихся специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1964, с.3-6
  34. Вопросы психологии заикания у детей. // Психология обучения и воспитания: Тез. докл. на респ. психол. конф., Киев, 1964, с.327-329.
  35. Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи. // Советская педагогика, 1964, №10, с.154-156
  36. Связь заикания у детей с особенностями их речевого развития. // Специальная школа, вып.4, 1964, с.86-91
  37. Психологическое изучение генезиса заикания у детей. // Вопросы психологии, 1965, №4, с.68-74
  38. Предисловие. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. М., 1965, с.3-7
  39. Совещание–семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. // Специальная школа, 1965, №2, с.92-95
  40. Вопросы обучения и воспитания в логопедии. // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. М, 1966, с.163-174
  41. Развивающий эффект коррекционного обучения детей с нарушениями речи. // Обучение и развитие. Материалы к симпозиуму. М., 1966, с.162-163
  42. Заикание как дефект коммуникативной функции речи. // Проблемы психического развития аномального ребенка. Материалы к XVIII Международному психологическому конгрессу. М., 1966, с.51-52
  43. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. // развитие психики в условиях сенсорных дефектов. М., 1966. с.302-308
  44. Пути изучения и преодоления заикания у детей. // Специальная школа, вып.4, 1966, с.118-125
  45. Педагогические вопросы патологии речи у детей // Специальная школа. 1967. №2(122). С.121-130
  46. Педагогические вопросы патологии речи у детей. // Специальная школа, 1967, вып.2, с.121-130
  47. Роль исследований института дефектологии в развитии теории и практики логопедии. // Пятая научная сессия по дефектологии. М., 1967, с.206-208
  48. Л.С. Выготский о планирующей речи ребенка. // Специальная школа, 1968, вып.5, с.116-127
  49. Наука о нарушениях речевого развития у детей. (Теоретические основы и практические результаты исследований сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР). // Советская педагогика, 1968, №1, с.76-83
  50. Предмет логопедии. // Основы теории и практики логопедии. М., 1968, с.30.
  51. Характеристика общего недоразвития речи у детей. // Основы теории и практики логопедии, М., 1968, с.67-85
  52. Исследование сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР. // Дефектология, 1969, № 1, с.36-40
  53. Недостатки произношения у детей (дошкольного возраста). // Дефектология, 1970, № 5, с. 82-85
  54. Воспитание речи. (Дошкольники). // Здоровье, 1971, № 3, с.25-26
  55. О нарушении письма у учащихся массовой школы. // Дефектология, 1971, №5, с.3-7
  56. Связь аномалий речевого развития с состоянием гностических и регуляторных процессов. // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. М., 1971, с.288-290
  57. Как уберечь ребенка от заикания. // Дошкольное Воспитание, 1973, № 3, с.67-71
  58. Нарушение устной и письменной речи как причина неуспеваемости учащихся. // Советская педагогика, 1974, №1, с.51-58
  59. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. 1975. №2. С.12-16
  60. Заикание у детей. // Преодоление заикания у дошкольников. М, 1975, с.3-22
  61. К построению педагогической классификации аномалий речевого развития. // Современное состояние исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке детей с нарушениями умственного и физического развития. Тезисы докладов. М., 1975, с.541-542
  62. Разграничение аномалий речевого развития у детей. // Дефектология, 1975, №2, с.12-16
  63. Влияние исследований сектора логопедии НИИД на совершенствование специального обучения и воспитания детей с нарушениями речи. // Тезисы докладов IV Всесоюзных педагогических чтений. М., 1976, с.17-20
  64. Как говорит ваш ученик? // Учительская газета, 1977, 15 янв. С.3
  65. К истории изучения вопросов логопедии в НИИ Дефектологии. // Воспитание учащихся специальных школ в процессе овладения основами наук. 8-я науч. сессия по дефектологии. М., 1979, с.443-444
  66. Об эмоциогенных факторов заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи. // Дефектология, 1981, №1, с.7-13
  67. Воспоминания о Л.С. Выготском / Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова //Дефектология. 1984. №5. С.81-86
  68. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. М.: Аркти, 2005.
  69. О нарушениях письма у учащихся массовой школы // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. №5. С.64-69.

О генезисе нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. // Вопросы логопедии. М., с. 207-252.

назад в раздел: Известные психологи, философы мира  /  таблица

Страна: 

Библиография: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки