Избирательность восприятия

ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Избирательность восприятия (или селективность восприятия; англ. perceptual selectivity) - свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля к.-л. объектов (или их частей) и признаков. Избирательность восприятия осуществляется посредством механизмов внимания - непроизвольного и произвольного. Выделяемый и поэтому более отчетливо воспринимаемый объект выступает как «фигура», остальные объекты - как ее «фон».

В своей непроизвольной форме Избирательность восприятия определяется соотношением физических свойств раздражителей, воздействующих на анализатор. В первую очередь выделяются раздражители, обладающие наибольшей интенсивностью, резким отличием от др. по тем или иным признакам (напр., цвету - в зрении, фактуре - в осязании, тембру - в слухе и т.д.). Однако в условиях реальной деятельности решающую роль в И. в. играет выполняемая человеком задача, установка, готовность воспринимать те или иные предметы определенным образом. Избирательность восприятия особенно отчетливо проявляется в таких специфических условиях, как Восприятие двойственных (и многозначных) изображений, т.н. речевого коктейля (смешивание нескольких речевых потоков), объектов, сливающихся с фоном, и т.п. См. Дихотическое слушание, Маскировка зрительная, Селекция информации, Эффект Струпа.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Тематический указатель: 

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки