Идентификация

ИДЕНТИФИКАЦИЯ

Идентификация (от лат. identificare — отождествлять)

  1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная Идентификация часто имеет место во время детской ролевой игры.
  2. Устойчивое отождествление себя со значимым др., стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную Идентификацию. Первичная Идентификация - это И. ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая Идентификация). Вторичная Идентификация - это И. в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями. 
  3. Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание (см. Эмпатия).
  4. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу. (См. Защита психологическая, Комплекс Эдипа). 
  5. Идентификация групповая — устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей (см. социальная идентичность, Ценностные ориентации), осознание себя членом этой группы или общности. Син. автоидентификация, самоидентификация.
  6. В инженерной и юридической психологии - распознавание, опознание к.-л. объектов (в т.ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. См. Идентификация (перцептивная). (Д.А. Леонтьев)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Идентификация

  1. Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. начиная с раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации.
  2. Отождествление себя с персонажами художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.
  3. Механизм защиты психологической, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.
  4. Проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей, чувств.
  5. И. групповая - отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.
  6. В инженерной и юридической психологии - распознавание, опознание к.-л. объектов (в т.ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Идентификация (лат. identifico — отождествлять) - один из механизмов психологической защиты. Играет важную роль в процессе нормального развития ребенка, который усваивает особенности личности значимых для него в эмоциональном отношении людей. Вначале происходит усвоение наследуемых черт характера, затем — личностных черт ненаследуемых (интернализация). В первую очередь усваиваются личностные особенности родителей, позже - ровесников, воспитателей.

Идентификация позволяет человеку испытывать удовольствие от успехов членов группы, с которыми объект отождествляет себя (феномен футбольных болельщиков). По E. Fromm, механизм И. лежит в основе конформизма, якобы позволяющего человеку избегать чувства одиночества.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

Идентификация - отождествление.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Идентификация

  1. Мыслительная операция, посредством которой человек приписывает себе, сознательно или бессознательно, характеристики Другого человека или группы. Основное место здесь занимает понятие переноса.
  2. Процесс установления связи между собой и другим человеком или группой. Хотя это значение сходно со значением 1, подразумевается, что это употребление ближе к тому, что называется аффилиацией.
  3. Способ признания сходства или тождества событий, объектов или людей. Здесь приблизительными синонимами являются понятия навешивания ярлыков и классификации.

Имеются вариации всех этих значений, и во многих случаях отдельное употребление имеет больше чем одно значение; например, общее выражение "идентификация с агрессором".

предметная область термина

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СТИМУЛОВ (от лат. identificare — отождествлять...) - один из уровней перцептивного действия, в более конкретном плане - один из этапов приема информации оператором. И. с. является промежуточным звеном между актами различения и опознания и заключается в выявлении смыслового содержания сигнала и установления его тождества с реальным объектом. И. с. состоит в сличении двух стимулов: в частном случае она может проводиться по эталону памяти и заключаться в сравнении стимула с эталоном, хранящимся в памяти. И. с. осуществляется по одному признаку или их совокупности. Скорость . и точность И. с. Определяются информационной емкостью сигнала, т.е. количеством элементов алфавита, из которых делается выбор. Число точно идентифицируемых альтернатив зависит от модальности стимула, однако для одномерных стимулов оно не превышает 5 - 9. И. с. связана с различимостью стимулов. Чем больше различительная чувствительность человека по отношению к стимулу, тем большая информация может быть передана с помощью последнего. И наоборот: чем больше интервал различения, тем эффективнее операция И. с. Однако если число различимых ступеней составляет сотни и тысячи, то число идентифицируемых состояний для тех же стимулов — единицы. Число состояний сигнала при идентификации увеличивается с использованием многомерных стимулов. Однако общее количество информации, передаваемое многомерным стимулом, меньше суммы величин, передаваемых каждым отдельным признаком. Аналогичная закономерность отмечается и в отношении скорости И. с.

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ (ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ) ИДЕНТИФИКАЦИЯ - склонность ребенка отождествляться с первичным объектом любви - например, с одним из добрых и заботливых родителей. См. также Идентификация.

ВТОРИЧНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - идентификация с кем-то другим, не с обычной родительской фигурой.

ЛАТЕНТНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - социальная роль, которая хотя "официально" и не является фактором функционирования общества, однако оказывает значительное влияние на поведение индивида в социальной организации. Пол, раса, религия и т.д. составляют часть латентной социальной идентификации человека.

ИНТРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ – процесс идентификации, осуществляемый путем вбирания человеком вовнутрь внешнего объекта или его отдельных частей, свойств, характеристик. Представления об интроективной идентификации содержались в работе З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900), в которой были высказаны идеи об истерической идентификации и идентификации в сновидениях. В частности, он показал, что истерическая идентификация может осуществляться на основе имитирования того состояния, например припадка, которое имеет место у другого человека.

Отталкиваясь от этих идей, Ш. Ференци (1873–1933) провел различие между двумя психическими механизмами – проекцией и интроекцией. Он исходил из того, что в отличие от параноика, проецирующего свое либидо на других людей, невротик принимает в свое Я часть внешнего мира и делает его предметом бессознательной фантазии. В работе «Интроекия и перенесение» (1909) он писал: «Невротик постоянно находится в поиске объектов, с которыми может себя идентифицировать, на которые может переносить свои чувства и, следовательно, включить эти объекты в круг своих интересов, интроецировать». Тем самым Ш. Ференци одним из первых описал феномен интроективной идентификации. При этом он высказал предположение, согласно которому первая объектная любовь и первая объектная ненависть – это корни любой будущей интроекции.

Идеи Ш. Ференци об интроективной идентификации получили дальнейшее развитие у М. Кляйн (1882-1960), которая проходила у него курс лечения. Согласно ее взглядам, агрессивные побуждения младенца способствуют развитию параноидно-шизоидной и депрессивной позиции. Последняя позиция как раз и сопровождается интроективной идентификацией, благодаря которой ребенок овладевает внешними объектами и вбирает их образ вовнутрь себя. При этом интроективная идентификация выполняет как бы две функции: путем вбирания в себя «хорошего» объекта происходит защита ребенка от присущих ему деструктивных импульсов; благодаря идентификации с «плохим» объектом внутренний образ его сохраняет в фантазии ценные свойства и качества внешнего объекта. Поскольку главным объектом для ребенка является грудь матери, то посредством интроективной идентификации предшествующее расщепление на «хорошую» и «плохую» грудь становится не столь острым и у ребенка развивается способность к восприятию внешнего объекта в его целостности. По словам М. Кляйн, «когда ребенок становится способным воспринять и интроецировать мать как личность (или, иначе говоря, как «цельный объект»), происходит усиление идентификации с ней». Таким образом, осуществляется «идентификация посредством интроекции».

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки