Взаимодействие семьи и школы в формировании социально-адаптивной личности учащихся.

Взаимодействие семьи и школы в формировании социально-адаптивной личности учащихся.

Семья и школа

Семья и школа – это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…

Л.А. Кассиль

Семья и школа – социальные партнеры, что предполагает налаживание эффективного партнерского взаимодействия семьи и школы по социализации ребенка, помогает ребенку выстроить свое поведение, обладая при этом необходимыми знаниями. Включает в себя психолого-педагогическую поддержку семьи, просветительскую деятельность среди родителей, организацию совместной деятельности детей и родителей в школе. Процесс воспитания – многофакторный и протекает он в тесном взаимодействии и школы. Поэтому работа с семьей становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы.

Но семья и школа по-разному влияют на процесс социализации ребенка, его представления о своих возможностях. Целенаправленность, веру в свои силы, надежду на будущее учащийся выносит из социального окружения и, прежде всего, из семьи. Учебные же его достижения являются результатом влияния школы. Школа не одинаково влияет на разных детей. Наиболее эффективно ее влияние на тех ребят, которые имеют крепкие семьи. И школа, и семья должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств ребенка.

Основные направления взаимодействия школы с родителями в формировании социально-адаптивной личности учащихся следующие:

  • знакомство родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, который ведется в школе;
  • обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  • взаимодействие с общественными организациями родителей.

Все перечисленные направления работы способствуют созданию адаптивной среды для организации школьного воспитательного процесса. Для того чтобы ребенок сформировался как психологически здоровая развитая личность, необходимо максимально сблизить интересы родителей и педагогов.

Главным итогом совместной деятельности школы и семьи призвана стать адаптация детей и юношества к быстро меняющейся жизни, сохранение личности воспитанника в весьма непростых обстоятельствах жизни, т.е. создание адаптивной школы.

Достижение данной цели возможно при условии реализации пяти функций: ориентированной, коррекционной, реабилитационной, функций стимулирования и предупреждения затруднений учащихся в образовательном процессе.

  • Ориентационная функция. Создание условий учащимся для их профессионального выбора: формирование способности выбирать на основе личностных склонностей и особенностей учебные курсы, наиболее полно отвечающие планируемому пути; формирование умений распознать свои потребности, ценности, установки, способности, склонности и интересы, что способствует выбору профессии, согласующейся с потребностями личности и ее психическими и физическими возможностями.
  • Коррекционная функция. Преодоление отставания учащихся неуспеваемости (длительного невыполнения программных требований, фиксируемого на протяжении значительного промежутка времени), а также отклонения (несоответствия возрастным социальным нормам поведения) и устранение нарушений, дефектов.
  • Реабилитационная функция. "Восстановление" уверенности учащихся в своих возможностях посредством обеспечения удовлетворения ими содержанием и процессом предлагаемой им деятельности. Организуемая деятельность должна иметь ситуацию успеха. Ситуация успеха – совокупность условий, обеспечивающих получение результатов деятельности, осознаваемых и переживаемых учащимися как успешных.
  • Функция стимулирования. Побуждение учащихся к разнообразным видам деятельности, на которые их ориентирует педагог. Стимулирование – использование различных стимулов для мотивации учащихся. Стимулирование может осуществляться посредством: положительного подкрепления; элементов состязательности; дополнительных инструкций; предоставления учащимся права выбора как учебных курсов, так и уровня трудности учебного материала; способов оценивания знаний; включения школьников в процесс диагностирования и оценивания процесса и результатов обучения на основе рефлексии своих действий и действий других.
  • Функция предупреждения затруднений учащихся в образовательном процессе. Создание условий предупреждения отставания учащихся в учении. Овладение учителями компактными и эффективными методиками, позволяющими видеть продвижение учащихся в учении, выявлять их затруднения задолго до завершения курса и вносить соответствующие изменения в содержание и организацию образовательного процесса.

Поскольку в школе осуществляется не только обучение детей, то основной задачей становится "создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия", поддержание психологической безопасности ученика, то есть функционирование его в условиях, оптимальных для успешного раскрытия личностного потенциала.

Для того, чтобы обучение и воспитание велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в школах функционирует психологическая служба. Психологическая служба является органическим элементом современной системы образования, обеспечивающим своевременное выявление и максимально полное использование в обучении и воспитании детей имеющихся у них задатков, способностей и склонностей, а также оказывающим помощь в формировании психологически здоровой, социально-адаптивной личности учащихся школы.

Основной принцип деятельности школьной психологической службы - это принцип совместной работы психолога, педагогов, родителей, а в фокусе деятельности - ребенок как формирующаяся личность. Родители, педагоги, психологи могут занимать взаимодополняющие позиции. Чтобы сложилось такое взаимодействие, необходимо проделать большую совместную работу по формированию представлений о ребенке как развивающейся личности.

В рамках формирования адаптивной образовательной среды школы служба психологического сопровождения предлагает:

  • консультации для администрации школы, учителей по вопросам разработки и реализации психологически адекватных индивидуальных педагогических программ обучения, воспитания, личностного развития учащихся в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями;
  • проведение психолого-педагогических консилиумов с целью разработки и планирования единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка;
  • диагностику особенностей развития познавательной и мотивационной сфер учащихся школы для анализа эффективности учебно-воспитательной деятельности школы;
  • консультативное участие в решении проблем обучения, воспитания и развития.

В рамках решения поставленной перед службой задачи психологического сопровождения учащихся при недопущении дезадаптации приоритетным направлением деятельности психологов становится психопрофилактика.

Начало обучения в среднем звене школы для ребенка характеризуется приспособлением к изменившимся педагогическим требованиям, поисками взаимопонимания и доверия с новыми педагогами при возрастающих притязаниях на определенное положение в системе деловых и личных взаимоотношений внутри класса. Поэтому эмоциональное самочувствие, удовлетворенность создавшимся положением учащегося становится основным предметом изучения и соответствующего корреционно-развивающего воздействия психолога. В переходном периоде чаще источник дезадаптации кроется внутри личности самого подростка. Поэтому особую важность приобретает работа по выявлению скрытых тенденций к девиантному и делинквентному поведению, проведение индивидуальных консультаций для них. Работа службы в старшем звене школы ориентирована на помощь в решении задач самоопределения и включает в себя изучение личностных особенностей учащихся выпускных классов с точки зрения их готовности к смене социально-личностной позиции после окончания школы.

В работе с педагогами и родителями предпочтение отдается консультативно-просветительскому направлению. Как показывает опыт работы с педагогами и родителями, большинство из них прекрасно владеют практическими методами работы. Однако они имеют недостаточную теоретическую подготовку в области психологии образования, психологии индивидуальных различий и организации образовательного и воспитательного пространства с учетом индивидуальных, психофизиологических и половых особенностей детей.

Таким образом, психологическое сопровождение ребенка носит комплексный психопрофилактический характер, и в результате приводить к психологическому комфорту, востребованности, самореализации, полноте эмоций, устойчивости к жизни всех участников педагогического процесса.

Оставить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки