Экзамен – способ проверки знаний или психологическое испытание?

В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. «Я ничего не помню, я не сдам этот экзамен!…» Эти слова достаточно часто слышат родители от своих детей. Экзамены, пожалуй, можно отнести к стрессовой ситуации, поскольку сдача экзаменов сопряжена с большим напряжением для организма школьников. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, обусловленная ограничением двигательной активности, нарушение режима сна и отдыха, эмоциональные переживания - все это приводит к перенапряжению нервной системы, влияет на общее состояние организма.

По этому, очевидно, что перед педагогами и  родителями стоит проблема сохранения нервно-психического здоровья школьников, в которой следует выделить два направления:

  • создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовой ситуации;
  • повышение функциональных возможностей, т.е. стрессоустойчивости организма.

В большинстве случаев, семья в силах оказать ученику помощь в преодолении затруднительных ситуаций, связанных со сдачей экзаменов. В экзаменационную пору родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответст­венными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состоя­ние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители могут помочь выпу­скнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности. Если Вас очень беспокоит эмоциональное состояние ребенка, необходимо обратиться к специалисту - психологу.

Для поддержания работоспособности в период выпускных экзаменов необходимы совсем простые вещи: соблюдение режима труда, сна и отдыха, также дозированные физические нагрузки. Известно, что головной мозг способен интенсивно работать в среднем 8-9 часов в день. Каждые 45-50 минут работы необходимо устраивать 10-15 минутный перерыв, во время которого полезно будет подвигаться. Продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять около 2 часов в день, продолжительность сна не менее 8-8,5 часов. Хорошим способом восстановления работоспособности может служить даже небольшой по продолжительности дневной сон. Чтобы сон был крепким и полноценным, необходимо завершить занятия, особенно за компьютером, не менее чем за час до сна.

Питание в экзаменационную пору должно соответствовать нагрузке на организм. Интенсивная умственная деятельность сжигает массу калорий, примерно столько же, как и физическая. Принимать пищу нужно каждые 3-4 часа. Учитывая недостаточность витаминов и повышенную их потребность, имеет смысл включать в рацион питания витаминизированные продукты и витаминные препараты.

Ни для кого не является секретом, что успех  в сдаче экзаменов зависит от того, насколько правильно организована подготовка. Любой материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если ребенок хорошо понимает, для чего он это делает. Использование различных методов запоминания, приемов рациональной работы с текстами учебников сокращают время, затраченное на работу информацией. С этими аспектами работы по подготовке к экзаменам учащиеся будут знакомиться в беседах и на классных часах.

Чтобы помочь детям как можно лучше подго­товиться к экзаменам, попробуйте выполнить не­сколько советов:

  • Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результа­те: выпускник может не справиться со своими эмоция­ми;
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал;
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням (начать следует с наиболее сложных или плохо усвоенных);
  • Во время выполнения тренировочных тестов приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять;
  • Подбадривайте детей, повышайте их уверен­ность в себе;
  • Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок;
  • Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга;
  • Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полно­ценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо вы­спаться.

Во время тестирования обратите внимание своего ребенка на следующее:

  • сначала пробежать глазами весь тест, чтобы оце­нить тип заданий, которые в нем содержатся;
  • обязательно читать вопрос до конца для того, чтобы понять его смысл (многие учащиеся до­пускают излишнюю поспешность, - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если ребенок не знает ответа на какой-либо вопрос или не уверен в правильности своего ответа, лучше вопрос пропустить, чтобы потом к нему вернуться;
  • если в течение отведенного времени ваш ребенок не нашел на него ответ, есть смысл положиться на интуицию и указать наиболее вероятный ва­риант.

И помните: самое главное - это снизить напряже­ние и тревожность ребенка и обеспечить подходя­щие условия для занятий.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки