ЗИНЧЕНКО ПЕТР ИВАНОВИЧ
Зинченко Петр Иванович (1903-1969) - сов. психолог, доктор педагогических наук (1959), с 1960 года профессор, представитель Харьковской школы. С середины 1930-х гг. разрабатывал теоретически и экспериментально деятельностный подход в психологии памяти; в 1960г. основал и возглавлял до своей кончины кафедру психологии в Харьковском ун-те.
Наиболее крупные достижения Зинченко П.И. связаны с изучением возрастного развития непроизвольной и произвольной памяти. Первые экспериментальные работы З. (1939) концептуально основывались на теории деятельности и предшествовали первым публикациям А.Н. Леонтьева (1941, 1944 и др.), в которых излагались основные понятия и положения психологического анализа деятельности.
На основе теории деятельности Зинченко П.И. открыл и тщательно исследовал целый ряд мнемических эффектов: эффект интерференции мнемической и «познавательной» задач; структурно-деятельностный эффект (материал, составляющий цель действия, запоминается более эффективно, чем аналогичный материал, относящийся к условиям достижения цели); негативный эффект возраста (превосходство первоклассников над более старшими возрастными группами в непроизвольном запоминании чисел при решении арифметических задач); а также эффект, который открыли амер. когнитивные психологи Н. Сламека и П. Граф (1978), давшие ему название «эффект генерации» (лучше запоминается материал, который испытуемые сами придумывают, по сравнению с аналогичным материалом, который им предъявляется). Последний можно рассматривать как вариант структурно-деятельностного эффекта и, по справедливости, должен называться «эффектом Зинченко». Исследования Зинченко П.И. имели тесную связь с педагогической практикой. (Б. М.)
Дети стали известными психологами: сын Владимир Петрович Зинченко, дочь Татьяна Петровна Зинченко.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Зинченко Петр Иванович (1903–1969) - украинский психолог, автор работ по психологии памяти, трактуемой им с позиции деятельностного подхода («О забывании и воспроизведении школьных знаний», 1939). На этой основе исследовал проблемы непроизвольного запоминания, продемонстрировав зависимость его эффективности от места запоминаемых объектов в структуре деятельности (их связи с мотивами, целями, способом осуществления деятельности), а также от способов смысловой обработки запоминаемого материала. Выступая против абсолютизации разграничения непроизвольной и произвольной памяти, обосновал общность их функциональных механизмов («непроизвольное запоминание», 1961).
Литература
- Проблема непроизвольного запоминания // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т.1. С.145-187
- О забывании и воспроизведении школьных знаний // Научн. записки Харьковского пед. ин-та иностр. языков. 1939. Т.1. С.189-213
- Вопросы психологии памяти, в сб.: Психологическая наука в СССР в 2-х тт. Т.1, — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 599 с.
- непроизвольное запоминание. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 562 c. (См. тж. непроизвольное запоминание и деятельность, Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. — М., 1979. С.207-216.)
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Добавить комментарий