ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) - сов. психолог, ученик Л.С. Выготского. В 1930-е гг., будучи членом Харьковской школы психологов, стоял у истоков деятельностного подхода в психологии, вместе с А.Н. Леонтьевым разрабатывая проблему возникновения психики в филогенезе (см. Чувствительность). Однако главный вклад в теорию деятельности З. внес своими онтогенетическими исследованиями. Им было показано, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия: так, восприятие представляет собой свернутое (интериоризированное) «перцептивное действие», уподобляющееся основным свойствам воспринимаемого предмета; мышление возникает первоначально как практическое («действенное») обобщение и т.п. Впоследствии им была начата разработка идеи развития эмоций как овладения действиями по оценке смысла ситуации для субъекта.
Процесс интериоризации понимался Запорожец А.В. как превращение во внутренние первоначально внешних форм ориентировочной деятельности. Эти взгляды оказали влияние на формирование концепции предмета психологии как ориентировочной деятельности в русле деятельностного подхода. На основе обобщения теоретических и практических (по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны) исследований создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий.
Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. См. Сенсорные эталоны, Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Запорожец Александр Васильевич (1905-1981) - российский психолог. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в онтогенетическом аспекте, раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов (восприятии, мышлении и др.); выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой впоследствии была разработана система сенсорного воспитания.
Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, З. выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. Представление З. о действии легло в основу разработанного (совместно с А.Н. Леонтьевым) методов восстановления двигательных функций после ранения. В последние годы жизни З. разработал теорию эмоций, как особого звена смысловой регуляции деятельности.
Литература
- Венгер Л.А. А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию. Вопросы психологии, 1985. №4. C.121-125
- Дубовис Д.М., Хоменко К.Е. Вопросы художественного восприятия в трудах А.В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) — Вопросы психологии, 1985. №5. С.117-123
- Арановская-Дубовис, Д.М., Заика, Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника. Вопросы психологии, 1995. №5. С.87-99
- Зинченко, В.П. Становление психолога (К 90-летию содня рождения А.В. Запорожца) 1995
- Титова Н.И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А.В. Запорожца 2001
- Международная конференция «Наука о детстве и современное образование», посвященная 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца, 6-8 декабря 2005г.
- Кудрявцев, В.Т. А.В. Запорожец: от идеи самоценности детства - к принципам самодетерминации и амплификации детского развития 2005
- Зинченко, В.П. Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1):
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Добавить комментарий