ЮМ ДЭЙВИД
Юм Дэйвид (David Hume, 1711-1776) - англ. философ. Развивая идеи эмпирической психологии, основы которой были заложены Дж. Локком, Ю. выступал против признания существования души как субстанционального носителя сознания: существуют только впечатления и их бледные копии (идеи) как единицы сознания. Оба класса явлений сознания бывают простыми и сложными. Сложные явления образуются на основе суммации простых.
Работа сознания, по Дэвид Юм, подчиняется определенным общим закономерностям, которые действуют столь же непреложно, как и в природе (течение мыслей, напр., происходит не через произвольное и случайное комбинирование мыслей, а по ассоциативным связям, приобретенным в прошлом опыте).
Дэвид Юм выделял ассоциации по сходству (контрасту), по смежности в пространстве и в времени, по причинности. Распространив принцип ассоциации на объяснение всех познавательных процессов, Ю. сыграл существенную роль в становлении ассоцианизма и развитии «естественнонаучной» парадигмы в психологии. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Юм Давид (1711–1776) - английский психолог и философ. Заняв последовательно скептическую позицию, Ю. провозгласил единственным объектом познания опыт, отбросив рефлексию как источник познания.
Опыт, по Ю., построен из впечатлений (к к-рым относятся ощущения и эмоции) и идей (копий впечатлений). Впечатления и идеи разграничиваются по субъективным признакам живости и силы. При этом идеи (факты сознания) зависят от впечатлений (других фактов сознания) и следуют друг за другом по определенным правилам. В этом течении идеи, согласно Юм, нет никакой необходимости. Вера в необходимость - результат привычки, к-рая учит, что за одним феноменом обычно появляется другой. Согласно его концепции, ассоциации не продукт причинной связи, но, напротив, мнение о существовании такого рода связи - продукт ассоциации. Ю. выделял три вида ассоциации - по сходству, смежности в пространстве и времени и причинности.
Согласно Дэвид Юм, связь дана внутри самих элементов сознания и не требует никакой реальной основы. В течении ассоциативных процессов, не имеющих реальной причинной связи, исчезали не только реальные объекты, но и целостная активная личность, к-рая превращалась в калейдоскоп лишенных внутренней связи состояний, каждое из к-рых, по Ю., является причиной самой себя.
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Добавить комментарий