Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, кафедра психологии труда и психологического консультирования, Институт социально-гуманитарного образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет»; Москва, Россия.
Чердымова Елена Ивановна, доктор психологических наук, кафедра социологии и культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»; Самара, Россия.
Чердымова Виктория Сергеевна, социально-гуманитарный институт, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»; Самара, Россия.
Ключевые слова: сознание, обогащение сознания, экологические установки, акме, личность.
ECOLOGICAL ATTITUDES TO ENRICH CONSCIOUSNESS AND AS AN INTEGRAL INDICATOR OF PERSONAL ACME
E.A. Sorokoumova, Doctor of Psychology, Professor, Institute of Social and Humanitarian Education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Moscow Pedagogical State University»; Moscow, Russia.
E.I. Cherdymova, Doctor of Psychology, Institute of Social and Humanitarian Education, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “Samara National Research University named after Academician S.P. Koroleva»; Samara, Russia.
V.S. Cherdymova, Institute of Social and Humanitarian Education, Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “Samara National Research University named after Academician S.P. Koroleva»; Samara, Russia.
Key words: consciousness, enrichment of consciousness, environmental attitudes, acme, personality.
Под «сознанием мы понимаем высший уровень психического отражения действительности, в основе которого лежат процессы активной деятельности субъекта по освоению знаний, выраженное в осознании себя и понимании окружающего мира, отношении к осознаваемым объектам, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании окружающей среды» [1].
«Наличие у человека сознания означает, что у него в процессе жизни, общения, обучения сложилась или складывается система объективированных в слове обобщенных знаний, посредством которой он может осознавать окружающее и самого себя, опознавать явления действительности через их соотношение с этими знаниями» [2].
Интегральным показателем акме личности можно считать сбалансированное соотношение личных, общественных и групповых целей, ценностей, их гармоничность и согласованность. Все это позволяет личности превратиться из объекта управления в субъект саморазвития, и, как следствие, личность имеет возможность обогащать сознание в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.
Наряду с такими основными акмеологическими показателями личности как ответственность, компетентность, принципиальность, осознанность и другие, следует выделить экологические установки личности, развивающие чувство «Мы», как объединяющее личность и Природу. «Экологическая установка позволяет нам предстать в “полной готовности” перед какими-либо природными событиями, представителями природного мира или сообщениями о них» [3].
И базовой точкой для развития экологических установок и единения, консолидации «Человека и Природы» становится возможность обогащения сознания личности.
Наиболее значимыми в данном процессе обогащения сознания, с нашей точки зрения, являются следующие направления:
- развитие активности личности в познании окружающей среды и природы в целом;
- принятие новых личностных смыслов в системе «Человек-Природа»;
- порождение «образа самого себя» и адекватной самооценки в процессе смыслообразования.
Одной из возможностей обогащения сознания с целью единения «Человека и Природы» является развитие экологических установок, которое возможно в учебном процессе. При этом следует учитывать, что данное обогащение сознания взаимообразно для обучающихся и педагогов. «сознание учителя оказывает на сознание ребенка в процессе педагогического взаимодействия огромное воздействие, и это требует от учителя высокого уровня нравственного проявления его индивидуального сознания. Во взаимодействии с сознанием ребенка учитель проявляет себя как личность, которая рассматривается в единстве чувственной сущности ее носителя-индивида и условий социальной среды. Это обуславливает необходимость высокоразвитого чувственного мира сознания. Для сознания учителя важна система внутренних отношений личности, которая формируется в результате опыта взаимоотношений с людьми и, в первую очередь, с учащимися» [1].
Индивидуальные черты педагога, новизна, яркость информации, особенности имеющейся системы знаний несомненно оказывает воздействие на формирование экологических установок.
Литература
- Абрамишвили Р.Н., Ануфриев А.Ф. и др. когнитивная психология в образовании и управлении, Москва, 2017. 147 с.
- Сорокоумова Е.А. Психология самопознания младших школьников: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Самара, 2002.
- Сорокоумова Е.А. Изменение функций учителя в процессе формирования экологических знаний учащихся //Экологическое образование. 2004. № 1.
Комментарии
Добавить комментарий