Смысл деятельности как индикатор самоэффективности субъекта

Кумышева Римма Мухамедовна, кандидат педагогических наук, доцент Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»; Нальчик, Россия.

Аннотация. Самоэффективность субъекта проявляется в деятельности, в определенной ситуации и в контексте взаимодействия человека с миром. Самоэффективность как представление человеком своей ценности и полезности в современном мире актуальна, поскольку изменчивые условия жизнедеятельности человека оставляют ему мало шансов на идентификацию в себе самоэффективности. Автор выделяет как основные свойства самоэффективности ее деятельностную обусловленность, контекстуальность и ситуативность, что в совокупности соответствует контексту взаимодействия человека с миром. Взаимодействие человека с миром рассматривается как взаимодействие внешнего мира и внутреннего мира человека, где внутренний мир является одновременно реальностью смыслопроизводства. На основании этого автор рассматривает смысловой инвариант деятельности как индикатор самоэффективности субъекта.

Ключевые слова: самоэффективность, смысл деятельности, взаимодействие человека с миром, инвариантные смыслы.

THE ACTIVITY SENSE AS A SUBJECT'S SELF-EFFICIENCY INDICATOR.

R.M. Kumysheva, Associate Professor of Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Kabardino-Balkarian State University named after. HM. Berbekova»; Nalchik, Russia.

Abstract. The self-efficacy of the subject is manifested in activity, in a certain situation and in the context of human interaction with the world. Self-efficacy as a person's value and usefulness representation in the modern world is relevant, since the changing conditions of a person's life leave him (her) little chance of identifying self-efficacy. The author identifies as the main self-efficacy properties its activity conditionality, contextuality and situationality, which together correspond to the context of human interaction with the world. The person interaction with the world is considered as the interaction of the external world and the internal world, where the internal world is at the same time a reality of meaning production. Based on this, the author considers the semantic invariant of activity as an indicator of the subject's self-efficacy.

Keywords: self-efficacy, meaning of activity, human interaction with the world, invariant meanings.

Сложные изменчивые условия жизнедеятельности человека в последние 20 лет обусловили актуальность самоэффективности личности. В психологии самоэффективность определяется как: 1) представление человека о своей способности совершать действия, о собственной эффективности и ценности [4]; восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации [6].

Самоэффективность – часть внутреннего мира человека, который основывается на самосознании. В свою очередь, самосознание формируется в процессе взаимодействия с миром и способствует сознательному использованию знания о механизмах и закономерностях психической деятельности в процессе формирования внутреннего мира человека [2]. Эмоционально-ценностное отношение человека к миру трансформируется в мировоззрение. Поэтому мировоззрение обретает жизненный смысл [2]. Чем больше осознает человек свою самоэффективность, тем больше систематизируется его мировоззрение, тем больше у него стимулов и идей для воздействий на мир, его оптимизацию.

Внутренний мир определяется как: реальность смыслопроизводства; жизнь других в человеке и их сотворчество, связанное с производством смысла (Ф. Ташимова, А. Ризулла, Г. Ибраева, Г. Абдуллина, Б. Нурумов). Ввиду этой способности внутренний мир стимулирует преодоление жизненных трудностей; новое отношение к себе, к своим ресурсам, что обеспечивает успех самореализации [7].

Самоэффективность может рассматриваться только в контексте деятельности, деятельность – в контексте взаимодействия человека с миром. Единицей этого взаимодействия является ситуация. На деятельностную обусловленность, ситуативность и контекстуальность самоэффективности указывают все исследователи этого феномена [4]; [6]; [7]; [2].

Контекст в психологии определяется А.А. Вербицким и В.Г. Калашниковым как «система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая» влияет на восприятие, Понимание и преобразование им конкретной ситуации, придает смысл и значение этой ситуации [1, с. 6]. В такой интерпретации контекст подразделяется на внешний и внутренний, в соответствии с чем взаимодействие человека с миром являет собой взаимодействие двух миров, двух систем – внешней и внутренней. И это полностью соответствует точке зрения С.Л. Рубинштейна относительно системы «Человек – Мир» [5]. Концепция соотношения внешнего и внутреннего основана на теории К. Маркса о двустороннем взаимовлиянии мира и сознания человека, о том, что сознание определяется бытием, но и одновременно само является продуктом бытия [5].

Учитывая многоаспектность контекста, А.А. Вербицкий и В.Г. Калашников рассматривают его в структурном и функциональном аспектах. В первом из них контекст – многомерная модель, в которой каждый компонент взаимодействует со всей моделью и где модель детерминирует действия каждого компонента; во втором аспекте контекст – система внутренних отношений [1].

Соответственно, контекстуальность самоэффективности подразумевает постоянное взаимовлияние внешнего мира и внутреннего мира человека, в котором имеют значение и действия каждого из миров и их взаимоотношения. Ситуативность самоэффективности подразумевает ситуации деятельности, в которой она может проявиться.

Самоэффективность всегда связана с деятельностью, конкретной ситуацией, самопознанием и самореализацией. В контексте деятельности человека самоэффективность является продуктом смыслотворчества и смыслом-стимулятором новых достижений во взаимодействии с миром.

Деятельность возникает или встраивается в это постоянно присутствующее внутреннее отношение человека к предметному миру (С. Чаклин) [8], потому не может рассматриваться вне контекста взаимодействия человека с миром.

О механизмах смыслопорождения в процессе деятельности известно, что: 1) в деятельности всегда содержатся мотивы и результаты; в их взаимосвязи устанавливается цель этой результирующей деятельности; соотношение цели и мотива определяет личностный смысл деятельности для субъекта (В.Д. Шадриков) [10]; 2) осмысленная деятельность влияет на смысл жизни, в то время как сам смысл жизни определяется как критический результат вовлеченности человека в деятельность (А. Экман) [9]. Это значит, что деятельность не может осуществляться вне контекста жизни человека – иначе жизнь будет лишена смысла, а результатом деятельности не будет порождение новых смыслов жизни.

Личностные и жизненные смыслы, порождаемые в процессе взаимодействия человека с миром, не бывают единичными. В совокупности они:

  1. образуют основу внутреннего мира, структурируют и трансформируют его картину мира, потому существует объективная необходимость выделить более обобщающие и уточняющие смыслы, отражающие различные уровни осознания человеком окружающей действительности: ситуативный смысл, жизненный смысл (жизненная необходимость), смысл жизни (развитие и стремление) и другие (В.Е. Михайличенко) [2];
  2. представляют собой семантическое пространство, в котором смысловые инварианты дескрипторов содержательной области психики субъекта выполняют функцию координатных осей (В.Ф. Петренко) [3];
  3. ориентированы на продуктивные отношения с миром, на гармонизацию отношений «я и мир», что создает больше возможностей для самоэффективности (Ф. Ташимова, А. Ризулла, Г. Ибраева, Г. Абдуллина, Б. Нурумов) [7].

Исследователи взаимодействия человека с миром выделяют как один из компонентов этого процесса ориентацию человека в мире. На основании этих положений мы разделили ориентацию человека в мире на: 1) ориентацию по горизонтали – в объектах внешнего мира, ситуациях, событиях и в себе; 2) ориентацию по вертикали – предметном, социальном и информационном мирах. Таким образом, выделились четыре компонента в жизни человека, благодаря которым образуются значимые для взаимодействия с миром смыслы: познание (результат – ориентация в мире по вертикали); самопознание (результат ориентация в себе); деятельность (результат – реализация взаимодействия с миром, определение возможностей взаимодействия с миром); самосовершенствование (результат – непрерывность взаимодействия с изменяющимся миром). Этот постоянный состав смыслов, непрерывно образующихся при взаимодействии человека с миром, мы определили как смысловой инвариант взаимодействия человека с миром.

Человек, который находит смысл в познании и самопознании, обеспечивает себе ориентацию во внешнем и внутреннем мирах. смысл деятельности заключается в постоянном влиянии на внешний мир. Значимые результаты деятельности человека – внешние преобразования в мире и внутренние преобразования субъекта. Эти преобразования мы определили как семантический инвариант деятельности. Внутренние преобразования в форме самосовершенствования субъекта деятельности и совершенствования самой деятельности и составляют основу самоэффективности субъекта.

Для диагностики смысловых категорий, связанных с внутренними преобразованиями субъекта деятельности, мы использовали методику предельных смыслов Д.А. Леонтьева. По этой методике испытуемым ставится вопрос, отвечая на который они разворачивают все свое смысловое поле, связанное с первым вопросом. Таким вопросом для студентов четвертого курса был вопрос «Зачем я учусь?». Опрос проводился для студентов направления «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и специальности «Лечебное дело». У студентов первого направления обучение проходит в аудитории и осознание своей профессии по-настоящему приходит только после завершения обучения. Студенты – будущие врачи – с первого курса обучаются у практикующих специалистов, в клинических условиях, а со второго курса они осваивают практику лечебного дела на реальных пациентах. У них, в отличие от будущих бухгалтеров, есть возможность самим принять участие в лечении больных и получить реальный результат. Т.е. у них есть возможность для ощущения и осознания самоэффективности.

Количество испытуемых на направлении «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» было – 42, на специальности «Лечебное дело» – 36 человек. Количество смысловых категорий, отнесенных нами к семантическому инварианту деятельности, мы соотносили с общим количеством смысловых категорий, названных испытуемыми. Это соотношение мы назвали индексом семантического инварианта.

Индекс семантического инварианта был высоким у тех студентов, которые учатся, чтобы стать специалистами высокого класса и приносить людям пользу. Т.е. они ориентированы на внешние и внутренние преобразования посредством своей профессиональной деятельности. У будущих врачей и будущих бухгалтеров средние значения индекса семантического инварианта были 0,76 и 0,27 соответственно при уровне значимости r≤ 0,01 по критерию Уитни-Манна. Т.е. для тех студентов, чья деятельность осуществляется как взаимодействие с внешним миром, а результат деятельности – улучшение объекта деятельности (в данном случае пациента) и самосовершенствование субъекта, индекс семантического инварианта деятельности значимо выше.

Это позволяет утверждать, что смысл деятельности, осуществляемой в контексте взаимодействия с внешним миром, напрямую оказывает положительное влияние на самоэффективность субъекта.

Литература

  1. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Контекстный подход в психологии //Психологический журнал. 2015. Том 36. № 3. С. 5-14.
  2. Михайличенко В.Е. Психология развития. Харьков: НТУ «ХПИ», 2015. 388 с.
  3. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 208 с.
  4. Погорелов А.А. Самоэффективность как предиктор эффективного и безопасного поведения личности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 4 (129). С. 140-145.
  5. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973 с.
  6. Фролова Ю.Г. Национальная энциклопедическая служба. Социологическая энциклопедия. Режим доступа: https://voluntary.ru/termin/samoeffektivnost.html Дата посещения: 12.03.2023 г.
  7. Tashimova F., Rizulla A., Ibrayeva G., Abdullina G., Nurumov B. The Analysis of the Meaning of the Person’s Internal World as a Basis of Self-Efficacy in the Educational System. E3S Web of Conferences 159, 09012 (2020). URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015909012
  8. Chaiklin S. The meaning and origin of the activity concept in Soviet psychology — with primary focus on A. N. Leontiev’s approach. Theory & Psychology. 2019, Vol. 29(1) 3–26. DOI: 10.1177/0959354319828208
  9. Eakman Aaron M. Relationships between Meaningful Activity, Basic Psychological Needs, and Meaning inLife: Test of the Meaningful Activity and LifeMeaning Model. Occupation Participation and Health. 2013. 33(2):100-9 DOI: 10.3928/15394492-20130222-02
  10. Shadrikov V.D. The activity theory: the activity psychological functional system and ablitiies as a mechanism of activity implementation. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. N 4. P. 593–607. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-4-593-607

Автор(ы): 

Дата публикации: 

1 дек 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Кумышева Р.М Смысл деятельности как индикатор самоэффективности субъекта // Динамика смысловой реальности и акме личности: сборник научных трудов / Отв. ред. Т.А. Попова, Г.А. Вайзер – М.: ФНЦ ПМИ, 2023. – С. 59-62.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки