Кумышева Римма Мухамедовна, кандидат педагогических наук, доцент Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»; Нальчик, Россия.
Ключевые слова: самоэффективность, смысл деятельности, взаимодействие человека с миром, инвариантные смыслы.
THE ACTIVITY SENSE AS A SUBJECT'S SELF-EFFICIENCY INDICATOR.
R.M. Kumysheva, Associate Professor of Federal State Budgetary Institution of Higher Education «Kabardino-Balkarian State University named after. HM. Berbekova»; Nalchik, Russia.
Keywords: self-efficacy, meaning of activity, human interaction with the world, invariant meanings.
Сложные изменчивые условия жизнедеятельности человека в последние 20 лет обусловили актуальность самоэффективности личности. В психологии самоэффективность определяется как: 1) представление человека о своей способности совершать действия, о собственной эффективности и ценности [4]; восприятие человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации [6].
Самоэффективность – часть внутреннего мира человека, который основывается на самосознании. В свою очередь, самосознание формируется в процессе взаимодействия с миром и способствует сознательному использованию знания о механизмах и закономерностях психической деятельности в процессе формирования внутреннего мира человека [2]. Эмоционально-ценностное отношение человека к миру трансформируется в мировоззрение. Поэтому мировоззрение обретает жизненный смысл [2]. Чем больше осознает человек свою самоэффективность, тем больше систематизируется его мировоззрение, тем больше у него стимулов и идей для воздействий на мир, его оптимизацию.
Внутренний мир определяется как: реальность смыслопроизводства; жизнь других в человеке и их сотворчество, связанное с производством смысла (Ф. Ташимова, А. Ризулла, Г. Ибраева, Г. Абдуллина, Б. Нурумов). Ввиду этой способности внутренний мир стимулирует преодоление жизненных трудностей; новое отношение к себе, к своим ресурсам, что обеспечивает успех самореализации [7].
Самоэффективность может рассматриваться только в контексте деятельности, деятельность – в контексте взаимодействия человека с миром. Единицей этого взаимодействия является ситуация. На деятельностную обусловленность, ситуативность и контекстуальность самоэффективности указывают все исследователи этого феномена [4]; [6]; [7]; [2].
Контекст в психологии определяется А.А. Вербицким и В.Г. Калашниковым как «система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая» влияет на восприятие, Понимание и преобразование им конкретной ситуации, придает смысл и значение этой ситуации [1, с. 6]. В такой интерпретации контекст подразделяется на внешний и внутренний, в соответствии с чем взаимодействие человека с миром являет собой взаимодействие двух миров, двух систем – внешней и внутренней. И это полностью соответствует точке зрения С.Л. Рубинштейна относительно системы «Человек – Мир» [5]. Концепция соотношения внешнего и внутреннего основана на теории К. Маркса о двустороннем взаимовлиянии мира и сознания человека, о том, что сознание определяется бытием, но и одновременно само является продуктом бытия [5].
Учитывая многоаспектность контекста, А.А. Вербицкий и В.Г. Калашников рассматривают его в структурном и функциональном аспектах. В первом из них контекст – многомерная модель, в которой каждый компонент взаимодействует со всей моделью и где модель детерминирует действия каждого компонента; во втором аспекте контекст – система внутренних отношений [1].
Соответственно, контекстуальность самоэффективности подразумевает постоянное взаимовлияние внешнего мира и внутреннего мира человека, в котором имеют значение и действия каждого из миров и их взаимоотношения. Ситуативность самоэффективности подразумевает ситуации деятельности, в которой она может проявиться.
Самоэффективность всегда связана с деятельностью, конкретной ситуацией, самопознанием и самореализацией. В контексте деятельности человека самоэффективность является продуктом смыслотворчества и смыслом-стимулятором новых достижений во взаимодействии с миром.
Деятельность возникает или встраивается в это постоянно присутствующее внутреннее отношение человека к предметному миру (С. Чаклин) [8], потому не может рассматриваться вне контекста взаимодействия человека с миром.
О механизмах смыслопорождения в процессе деятельности известно, что: 1) в деятельности всегда содержатся мотивы и результаты; в их взаимосвязи устанавливается цель этой результирующей деятельности; соотношение цели и мотива определяет личностный смысл деятельности для субъекта (В.Д. Шадриков) [10]; 2) осмысленная деятельность влияет на смысл жизни, в то время как сам смысл жизни определяется как критический результат вовлеченности человека в деятельность (А. Экман) [9]. Это значит, что деятельность не может осуществляться вне контекста жизни человека – иначе жизнь будет лишена смысла, а результатом деятельности не будет порождение новых смыслов жизни.
Личностные и жизненные смыслы, порождаемые в процессе взаимодействия человека с миром, не бывают единичными. В совокупности они:
- образуют основу внутреннего мира, структурируют и трансформируют его картину мира, потому существует объективная необходимость выделить более обобщающие и уточняющие смыслы, отражающие различные уровни осознания человеком окружающей действительности: ситуативный смысл, жизненный смысл (жизненная необходимость), смысл жизни (развитие и стремление) и другие (В.Е. Михайличенко) [2];
- представляют собой семантическое пространство, в котором смысловые инварианты дескрипторов содержательной области психики субъекта выполняют функцию координатных осей (В.Ф. Петренко) [3];
- ориентированы на продуктивные отношения с миром, на гармонизацию отношений «я и мир», что создает больше возможностей для самоэффективности (Ф. Ташимова, А. Ризулла, Г. Ибраева, Г. Абдуллина, Б. Нурумов) [7].
Исследователи взаимодействия человека с миром выделяют как один из компонентов этого процесса ориентацию человека в мире. На основании этих положений мы разделили ориентацию человека в мире на: 1) ориентацию по горизонтали – в объектах внешнего мира, ситуациях, событиях и в себе; 2) ориентацию по вертикали – предметном, социальном и информационном мирах. Таким образом, выделились четыре компонента в жизни человека, благодаря которым образуются значимые для взаимодействия с миром смыслы: познание (результат – ориентация в мире по вертикали); самопознание (результат ориентация в себе); деятельность (результат – реализация взаимодействия с миром, определение возможностей взаимодействия с миром); самосовершенствование (результат – непрерывность взаимодействия с изменяющимся миром). Этот постоянный состав смыслов, непрерывно образующихся при взаимодействии человека с миром, мы определили как смысловой инвариант взаимодействия человека с миром.
Человек, который находит смысл в познании и самопознании, обеспечивает себе ориентацию во внешнем и внутреннем мирах. смысл деятельности заключается в постоянном влиянии на внешний мир. Значимые результаты деятельности человека – внешние преобразования в мире и внутренние преобразования субъекта. Эти преобразования мы определили как семантический инвариант деятельности. Внутренние преобразования в форме самосовершенствования субъекта деятельности и совершенствования самой деятельности и составляют основу самоэффективности субъекта.
Для диагностики смысловых категорий, связанных с внутренними преобразованиями субъекта деятельности, мы использовали методику предельных смыслов Д.А. Леонтьева. По этой методике испытуемым ставится вопрос, отвечая на который они разворачивают все свое смысловое поле, связанное с первым вопросом. Таким вопросом для студентов четвертого курса был вопрос «Зачем я учусь?». Опрос проводился для студентов направления «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и специальности «Лечебное дело». У студентов первого направления обучение проходит в аудитории и осознание своей профессии по-настоящему приходит только после завершения обучения. Студенты – будущие врачи – с первого курса обучаются у практикующих специалистов, в клинических условиях, а со второго курса они осваивают практику лечебного дела на реальных пациентах. У них, в отличие от будущих бухгалтеров, есть возможность самим принять участие в лечении больных и получить реальный результат. Т.е. у них есть возможность для ощущения и осознания самоэффективности.
Количество испытуемых на направлении «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» было – 42, на специальности «Лечебное дело» – 36 человек. Количество смысловых категорий, отнесенных нами к семантическому инварианту деятельности, мы соотносили с общим количеством смысловых категорий, названных испытуемыми. Это соотношение мы назвали индексом семантического инварианта.
Индекс семантического инварианта был высоким у тех студентов, которые учатся, чтобы стать специалистами высокого класса и приносить людям пользу. Т.е. они ориентированы на внешние и внутренние преобразования посредством своей профессиональной деятельности. У будущих врачей и будущих бухгалтеров средние значения индекса семантического инварианта были 0,76 и 0,27 соответственно при уровне значимости r≤ 0,01 по критерию Уитни-Манна. Т.е. для тех студентов, чья деятельность осуществляется как взаимодействие с внешним миром, а результат деятельности – улучшение объекта деятельности (в данном случае пациента) и самосовершенствование субъекта, индекс семантического инварианта деятельности значимо выше.
Это позволяет утверждать, что смысл деятельности, осуществляемой в контексте взаимодействия с внешним миром, напрямую оказывает положительное влияние на самоэффективность субъекта.
Литература
- Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Контекстный подход в психологии //Психологический журнал. 2015. Том 36. № 3. С. 5-14.
- Михайличенко В.Е. Психология развития. Харьков: НТУ «ХПИ», 2015. 388 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. 208 с.
- Погорелов А.А. Самоэффективность как предиктор эффективного и безопасного поведения личности // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 4 (129). С. 140-145.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973 с.
- Фролова Ю.Г. Национальная энциклопедическая служба. Социологическая энциклопедия. Режим доступа: https://voluntary.ru/termin/samoeffektivnost.html Дата посещения: 12.03.2023 г.
- Tashimova F., Rizulla A., Ibrayeva G., Abdullina G., Nurumov B. The Analysis of the Meaning of the Person’s Internal World as a Basis of Self-Efficacy in the Educational System. E3S Web of Conferences 159, 09012 (2020). URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015909012
- Chaiklin S. The meaning and origin of the activity concept in Soviet psychology — with primary focus on A. N. Leontiev’s approach. Theory & Psychology. 2019, Vol. 29(1) 3–26. DOI: 10.1177/0959354319828208
- Eakman Aaron M. Relationships between Meaningful Activity, Basic Psychological Needs, and Meaning inLife: Test of the Meaningful Activity and LifeMeaning Model. Occupation Participation and Health. 2013. 33(2):100-9 DOI: 10.3928/15394492-20130222-02
- Shadrikov V.D. The activity theory: the activity psychological functional system and ablitiies as a mechanism of activity implementation. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2019. Vol. 16. N 4. P. 593–607. DOI: 10.17323/1813-8918-2019-4-593-607
Комментарии
Добавить комментарий