Разделы психологии:
Карпова Наталья Львовна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований»; г. Москва, Россия.
Ключевые слова: А.А. Бодалев, психология общения, смысл жизни, акме.
THE MEANING OF LIFE AND ACME OF ACADEMICIAN A.A. BODALEV
N.L. Karpova, Doctor of Psychology, Professor, Leading Researcher of Federal State Budgetary Scientific Institution «Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research», Moscow, Russia.
Keywords: A.A. Bodalev, psychology of communication, meaning of life, acme.
Введение
В 2023 году мы отмечаем 100-летие Алексея Александровича Бодалева – выдающегося отечественного психолога, ученого и организатора науки, которому, как и Вилену Эммануиловичу Чудновскому, мы обязаны началу проведения с 1995 года ежегодных симпозиумов по проблемам смысла жизни. Отметим, что уже на первых симпозиумах А.А. Бодалев выступил по теме соотношения понятий смысла жизни и акме, подчеркнув, что именно феномен смысла жизни является механизмом, помогающим человеку подниматься к своему «вершинному» Я. С 1997 года симпозиумы уже проводились по проблеме «Психология смысла жизни и акме».
Понимая под акме высший уровень достижений человека в личностном, профессиональном и общественно деятельностном плане, А.А. Бодалев отмечал, что в высшем «Я» человека «концентрируется его действительный гражданский и профессиональный творческий потенциал», но большинство людей живут и трудятся только на уровне своего житейского, будничного «Эго», поднимаясь к своему высшему «Я» только в экстраординарных условиях [3, с. 29]. Но у многих людей такая возможность никогда не реализуется, и они живут, не используя весь свой потенциал. У других в силу ряда обстоятельств «жизненная горизонталь» может ломаться, заставляя подняться над уровнем обыденного в профессиональном или гражданском, общественном плане. У третьих в жизни таких устремлений верх и достижений может быть много. Но есть люди, которым жизнедеятельность на уровне рутинного «Я» не свойственна, – это люди-стратеги, постоянно идущие к своему высшему «Я», для них характерно творческое отношение к жизни во всех ее проявлениях. И хотя такую «модель движения» через многие препятствия удалось осуществить единицам, но только такое отношение к жизни позволяет человеку все более масштабно проявлять свое «Я» [там же, с. 30-31].
Анализируя психологические характеристики людей, достигших личностного акме, А.А. Бодалев выделил группы качеств, объясняющих причины большого успеха: в познавательном плане – активное и объективное отражение действительности и адекватное восприятие событий, умение трезво оценивать ситуацию и принимать оптимальное решение, формулировать для себя «крупномасштабные цели» и своей одержимостью и увлеченностью, продуманной тактикой и стратегией зажигать других людей, делая их своими соратниками [2, с. 33]. В сфере общения такие люди искренни, открыты и честны в любых ситуациях, при этом тактичны и деликатны. В профессиональной деятельности они доброжелательны и требовательны к сотрудникам в интересах дела и умеют противостоять негативу, им чужд карьеризм и чинопочитание. Обобщая, можно сказать, что «это люди трезвого интеллекта и таких же “умных” чувств», ориентированные на общечеловеческие ценности и умеющие достигать высокие цели [там же, с. 34].
Определяя внешние и внутренние детерминанты формирования таких людей, А.А. Бодалев называет физическое здоровье, высокую нравственную зрелость и профессионализм, но при этом – обязательную работу над собой, творческое саморазвитие, направленное на достижение конкретных масштабных целей. Вводя понятие «прогресс развития», он уточняет: 1) это изменение мотивации с преобладанием общечеловеческих ценностей; 2) возрастание умения планировать и осуществлять ценностные замыслы; 3) рост способности к преодолению препятствий; 4) более объективная самооценка своих сильных и слабых сторон и готовности к свершению ответственных поступков. Обобщая и отмечая вслед за Б.Г. Ананьевым сложность процесса саморазвития, А.А. Бодалев постоянно подчеркивает, что целенаправленное развитие одних сторон становится «условием запуска развития до более высокого уровня других». При этом самоконтроль и саморегуляция у людей творческих и увлеченных не являются насилием над собой. Пример тому – жизнедеятельность наших выдающихся соотечественников: М.В. Келдыш, С.П. Королев, И.В. Курчалов, К.К. Рокоссовский [там же, с. 36-40].
Вершины жизненного пути А.А. Бодалева
Проводя анализ жизненного пути А.А. Бодалева, отметим, что он родился в 1923 году в небольшом городке Сарапул (Удмуртия) в небогатой семье служащего, которая после ряда переездов в начале 30-х оказалась в Ленинграде, где их и застала война. Из-за слабого зрения на фронт Алексея не взяли, но все годы блокады юноша работал в пожарной охране, что позволило выжить и поддержать младших брата и сестру. В одном из Интервью он вспоминал, что был свидетелем и подвигов, самопожертвований защитников и жителей Ленинграда, и трусости, воровства, предательства. Это заставило задуматься о причинах столь разного поведения людей, и после войны Бодалев поступил на отделение психологии философского факультета Ленинградского университета, где довелось учиться у выдающихся психологов Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева [5, с. 297-298]. Чтобы помогать семье, учился на вечернем отделении и с увлечением работал учителем психологии и логики в мужской школе, что определило направление его исследований по психологии личности. По окончании университета А.А. Бодалеву предложили поступить в аспирантуру, где он отстоял свою тему вопреки предложенной Б.Г. Ананьевым темы когнитивных способностей учащихся.
Так была взята первая вершина: в 1953 году он защитил кандидатскую диссертацию «Формирование требовательности к себе у старшего школьника» и по рекомендации В.Н. Мясищева был оставлен преподавателем на кафедре психологии ЛГУ. В начале 1960-х гг. А.А. Бодалев первым в отечественной психологии начал глубоко изучать закономерности и механизмы восприятия и познания людьми друг друга и вместе с сотрудниками собрал большой экспериментальный материал по данной теме. Как отмечает М.А. Бодалева в Предисловии ко 2-ому изданию монографии «Восприятие человека человеком» (опубликовано через 50 лет после первого), летом 1965 года «буквально одержимый открывшейся возможностью… диссертант в оптимально короткий срок подготовил диссертацию к защите» [1, с. 5]. Можно сказать, что в 1966 году А.А. Бодалевым была взята вторая вершина – защищена докторская диссертация «Восприятие человека человеком», которая вызвала большой интерес в научном мире новаторским многосторонним подходом в исследовании межличностного общения. И научные достижения Бодалева подтверждались признанием его высоких деловых и личностных качеств: в 1969 г. Б.Г. Ананьев просил его стать преемником и передал заведывание кафедрой общей психологии, а в 1972 после кончины Б.Г. Ананьева А.А. Бодалев стал деканом факультета психологии ЛГУ, которым руководил до 1976 года.
Третьей вершиной А.А. Бодалева можно считать выборную работу в 1976-1986 гг. академиком-секретарем Отделения психологии и возрастной физиологии Академии педагогических наук СССР (Москва) и в 1986-1989 гг. вице-президентом АПН СССР. Заметим, что Алексей Александрович по натуре человек скромный, даже немного застенчивый, был абсолютно чужд карьеризму и командному стилю руководства, но при этом был требовательным к сослуживцам и настоящим бойцом, отстаивая нужные и важные идеи и дела. Он согласился на переезд в Москву с условием продолжения научных исследований, и в НИИ ОПП АПН СССР в 1976 г. им была образована первая в стране лаборатория социальной перцепции, которая стала центром для молодых ученых страны, увлеченных проблемами общения.
В 1979 году после кончины А.Н. Леонтьева А.А. Бодалев принял предложение стать деканом факультета психологии МГУ и возглавить кафедру общей психологии. Это была его четвертая вершина, одна из самых сложных – работа в большом коллективе ученых-педагогов Московской психологической школы, которая по своим традициям в ряде направлений «противостояла» его родной Ленинградской школе. Но, по воспоминаниям преподавателей МГУ, своей человеческой порядочностью, принципиальностью и честностью А.А. Бодалев способствовал продолжению традиций факультета, помогал научному становлению молодых докторов наук и организовал новые направления исследований в области психологии личности и общения [5, с. 338-339], выполняя при этом много общественных обязанностей и продолжая работать в АПН. В эти годы были написаны книги: «Формирование понятия о личности другого человека» (1980) (издана на словацком яз.), «восприятие и Понимание человека человеком» (1982), «Личность и общение» (1983), «Основы психодиагностики» (1988, в соавт).
Пятой вершиной А.А. Бодалева стоит назвать организацию практически направленной психологии. В 1979 г. на базе лаборатории НИИ ОПП и кафедры медицинской психологии МГУ была создана психологическая служба поддержки населения в Москве, в МГУ создана группа исследования СМИ, начались разработка психологического практикума и проведение социально-психологических тренингов; в НИИ ОПП систематически проводились Всероссийские семинары по социальной перцепции, начались исследования психологии общения в семье и школе и в разных видах деятельности, разрабатывались основы психологического консультирования и групповой логопсихотерапии: А.А. Бодалев выступил научным консультантом документальных фильмов «Человек может все» (1986), «Я, конечно, вернусь…» (1988), показанных по центральному телевидению. В 1993-2002 А.А. Бодалев стал руководителем группы «Психология общения и реабилитации личности», а в 2003-2012 – главным научным сотрудником Психологического института РАО. Также в 1993-2006 он был профессором кафедры акмеологии РАГС и в 1986-2000 профессором кафедры психологии труда и инженерной психологии в МГУ. И в эти годы у него были важные научные достижения.
Шестая вершина А.А. Бодалева – организация и проведение совместно с профессором В.Э. Чудновским с 1995 в Психологическом институте РАО ежегодных симпозиумов по психологии смысла жизни и акме, публикация материалов симпозиумов и коллективные исследования по данной проблематике по грантам РГНФ: «Феномены “смысл жизни” и “акме”: сущность, характер их соотношения в процессе жизни человека»; «смысл жизни и акме как механизмы профессионального роста педагога» и др.
Седьмой вершиной стало утверждение и развитие с коллективом единомышленников в РАГС нового направления в отечественной психологии – акмеология. С начала 1990-х годов А.А. Бодалев углубился в исследование феномена акме и продолжил начатое Б.Г. Ананьевым системное изучение взрослого человека на ступени зрелости и условий достижения им наиболее высокого уровня в развитии физических, психических и социальных функций. Опубликованы книги: «О предмете акмеологии» (1993), «Как становятся великими или выдающимися?» (1997, в соавт.), «Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения» (1998).
Восьмая вершина – (символично!) – создание Энциклопедического словаря «Психология общения» (2011; 2015). К этой вершине Алексея Александровича привели все годы исследовательской и организационной работы, в частности – проведение многих Международных конференций по психологии общения в разных городах страны. На конференции «Психология общения: на пути к энциклопедическому знанию» (Москва, 2006) А.А. Бодалев выступил с докладом «суждение о возможном варианте словаря» и, высказав целый ряд конкретных предложений, завершил доклад словами уверенности в том, что многие выступления участников «устранят неполноту его понимания содержания и структуры словаря» [4, с.15].
Работа над словарем велась в 2006-2008 созданной А.А. Бодалевым группой исследователей при поддержке РГНФ и завершилась в 2011 году, а в 2014 было подготовлено 2-е издание, исправленное и дополненное: более 1160 статей 360 авторов с предисловием А.А. Бодалева, где он подчеркнул признание всеми научными сообществами мира, что общение – одно из основных условий жизнедеятельности человечества, как отдельного человека, так и любого сообщества, и требует дальнейшего всестороннего изучения [6, с. 5-7].
Заключение
Ко всему вышесказанному можно добавить, что из более 560 опубликованных А.А. Бодалевым трудов 50 переведены и изданы в других странах (США, Франции, Германии, Канаде, Японии, Мексике и др.). Он содействовал организации и работе центров по изучению психологии общения в разных вузах страны – в Ленинграде, Москве, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Гродно, Саранске, Кировограде – и создал свою научную школу: под его руководством подготовлено 25 докторских и 128 кандидатских диссертаций. Но главное – Алексей Александрович всей своей жизнью подтверждал принципы гуманистического общения и смысла жизни и является для нас примером многократного достижения акме в профессиональном, межличностном и в общественно-гражданском отношении. Правильнее сказать, что это были не отдельные «взятые» вершины, после которых предполагается некий спуск, а постоянное устремление вверх, что позволило масштабно проявить свое «Я» и остаться на главных позициях во многих значимых научных и общественных событиях и начинаниях.
Литература
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. 2-е изд. М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»; СПб: Изд. дом «Мiръ», 2015. 240 с., ил.
- Бодалев А.А. Опыт психологической характеристики людей, достигших личностного акме // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (материалы I-II симпозиумов) / Ред. В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, Н.Л. Карпова. М.: ПИ РАО, 1997. С. 33-40.
- Бодалев А.А. смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (материалы I-II симпозиумов) / Ред. В.Э. Чудновский, А.А. Бодалев, Н.Л. Карпова. М.: ПИ РАО, 1997. С. 29-32.
- Бодалев А.А. суждение о возможном варианте словаря // Общение - 2006: на пути к энциклопедическому знанию: Материалы конференции 19-21 октября 2006 (отв. за выпуск А.А. Бодалев). Психологический институт РАО. – М.: Академия имиджелогии, 2006. 564 с.
Комментарии
Добавить комментарий