Акованцева Людмила Ивановна (Москва, Россия), психолог, учитель ГБОУ города Москвы «Школа «Покровский квартал».
Барцевич Валентина Николаевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, эксперт, ГАОУ ДПО города Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования».
Токарева Елена Владимировна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, эксперт, ГАОУ ДПО города Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования».
Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта РФФИ № 18-013-00395
Ключевые слова: руководитель класса, ценности столичного образования, проектный подход, «Положение», «Регламент», индивидуальная траектория обучения и развития, модель труда педагога, методика проектной деятельности «Зеркало инновационных преобразований».
SYSTEMIC PERSONAL DEVELOPMENTAL APPROACH IN THE ORGANIZATION OF THE CREATIVE ACTIVITIES OF THE CLASS TEACHER
Akovantseva Lyudmila Ivanovna (Moscow, Russia), psychologist, teacher of the Moscow Region State Budgetary Educational Establishment “Pokrovsky Quarter School”.
Bartsevich Valentina Nikolaevna (Moscow, Russia), Ph.D. in Psychology, expert, GAOU SPE of Moscow “Moscow Center for the Development of Human Resources for Education”.
Tokareva Elena Vladimirovna (Moscow, Russia), Ph.D. in Psychology, expert, GAOU SPE of Moscow “Moscow Center for the Development of Human Resources for Education”.
Keywords: head of the class values of the city’s education, the project approach, the “regulations”, “Regulations”, the individual learning path and development model of teachers, methodology of the project activity “the Mirror of innovative change”.
Институт классного руководства в России сложился более трех столетий назад, а к работе руководителя класса в современной школе (объединенном комплексе с предпрофильной и профильной подготовкой, с обучением в ней детей с ОВЗ, с внедрением МЭШ и т.д.) столичные вузы не готовят. Изменились дети, это цифровое поколение, чьи родители в большинстве своем воспитывались в непростые 1990-е годы, когда произошел социально-экономический спад в государстве, неразбериха в разных его системах: к упадку пришла и система образования, снизился не только уровень воспитания, но и обучения. Функция воспитания была переложена на семью, в которой упал уровень материального благосостояния. Закрылись предприятия, сократились производства, многие родители лишились работы.
Сегодня вместе с современными детьми приходится «воспитывать» и их родителей. Расслоение общества, большой поток мигрантов, «размытые» ценности – все это необходимо учитывать руководителю класса в своей работе. Это привносит определенные трудности в работу классного руководителя. Классный руководитель – это не должность, а как отмечают сами педагоги, это бесконечное творчество.
В помощь работе классного руководителя, как полноправного члена управленческой команды школы, на сегодняшний день составлены два документа: «Примерное Положение о руководителе класса образовательной организации», в котором прописаны функциональные обязанности и права классного руководителя, и «Примерный Регламент взаимодействия руководителя класса с администрацией и педагогами образовательной организации». Данные документы разработаны рабочей группой: директорами школ, менторами, заместителями директоров школ.
На данном этапе преобразований в системе столичного образования классный руководитель наделяется большим объемом полномочий при взаимодействии с родителями, педагогами-предметниками, заместителями директора. Предполагается, что предоставление большей самостоятельности классным руководителям даст им возможность создать благоприятные педагогические и психологические условия по выстраиванию и реализации индивидуальной траектории обучения и развития обучающихся.
Московский центр развития кадрового потенциала образования проводит в рамках повышения квалификации классных руководителей занятия по специально разработанной программе «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход».
Однако, как показывают результаты групповой и тренинговой работы, а также беседы и наблюдения, проведенные во время занятий на курсах повышения квалификации, большинство классных руководителей психологически не готовы к самостоятельности в управлении процессом образования и развития обучающихся. Кроме того, отсутствие единого образа, алгоритма построения, технологии реализации индивидуальной траектории обучения и развития обучающихся привело к тому, что работа в данном направлении ведется в школах непоследовательно, фрагментарно.
Основной контингент классных руководителей работает без учета изменившихся потребностей школьников, использования новых подходов в образовании и воспитании, а также VUCA-вызовов современного мира. Это свидетельствует о недостаточно высоком уровне профессионального самосознания и реализации классными руководителями адаптивной модели труда педагога.
Программа, построенная по разработанной Л.М. Митиной технологии конструктивного изменения поведения личности, включает в себя четыре стадии изменения поведения: подготовку, осознание, переоценку, действие, то есть преобразовывает мотивационную, когнитивную, аффективную и поведенческую сферы личности классных руководителей. Как правило в реализации программы принимает участие весь состав классных руководителей образовательной организации, а также заместители руководителя образовательной организации. Это очень важно, так как реализуется принцип преемственности, принцип системного мышления. Классные руководители имеют возможность выйти за рамки видения собственного класса, школы и расширить диапазон восприятия информации на уровне города. Также со стороны администрации, заместителей руководителя, идет анализ и обобщение совместной работы с руководителями класса, как членами управленческой команды школы. Программа рассчитана на 8 занятий по 4 часа каждое. Встречи с классными руководителями проводятся раз в неделю или в течение нескольких дней подряд, если занятия проходят в каникулярное время. Каждое занятие заканчивается тестированием по вопросам темы занятия. Результатом (продуктом) данного курса является групповой или индивидуальный проект класса по актуальным на сегодняшний день проблемам для данной образовательной организации. Ниже приводится план психолого-педагогической программы «Классный руководитель – руководитель класса. Проектный подход».
Занятие № 1
Проводится предварительная беседа с разъяснением классным руководителям целей, задач и содержательной направленности предстоящей работы. Даются ориентиры в ценностях столичного образования. Отмечается, что классные руководители являются носителями этих ценностей и представителями столичного образования. Формируется единая идеологическая платформа в работе руководителей класса на основе «Примерного положения руководителя класса образовательной организации». Реализация данной стадии также включает в себя проведение входного тестирования, упражнений, направленных на снятие психоэмоционального напряжения, установление доверительных отношений и включенность в содержание программы тренинга.
Занятия № 2, № 3
Данные занятия направлены на когнитивные изменения в деятельности классного руководителя:
– выявление участниками новых функций в профессиональной деятельности классного руководителя;
– осознание дефицитов в своих личностно-профессиональных ресурсах и способах их восполнения;
– необходимости совершенствования профессиональных компетенций классного руководителя в области управления классом.
Используются как традиционные методы работы: мини-лекции, самоисследование и самонаблюдение в игровых ситуациях, работа в малых группах, дискуссия, так и новый подход (метод) в работе классного руководителя – проектный.
Классных руководителей знакомят и учат работать с методикой проектной деятельности «Зеркало инновационных преобразований», которая помогает в правильности постановки цели, определении результатов и в построении дорожной карты по проекту (формулировка задач, выбор мероприятий под каждую задачу, учет рисков и предполагаемый результат).
Итогом этих занятий является вывод о том, что в современной системе образования необходим другой подход классного руководителя к взаимодействию с участниками образовательного процесса. В результате прохождения данной стадии происходит осознание того, что классный руководитель, взаимодействуя в системе «классный руководитель– родитель–обучающийся–педагог», реализует в управленческом проекте построение индивидуальной траектории обучения и развития обучающихся.
Занятия № 4, № 5, № 6
Эти занятия сопровождалось осмыслением классными руководителями собственного нежелательного поведения, выявлением педагогических трудностей в своей профессиональной деятельности с помощью «Примерного регламента взаимодействия руководителя класса с администрацией и педагогами образовательной организации», а также в работе с родителями (законными представителями обучающихся) и самими обучающимися. В процессе ролевых игр и моделирования профессиональных ситуаций классные руководители получили возможность оценить свое поведение, реакции в общении и взаимодействии, а также соотнести их с теми требованиями и нормами, которые предписывает регламент. На данном этапе происходит оценка собственного поведения и поведения участников взаимодействия в конфликтных ситуациях, рассматривается ведущая роль классного руководителя во всех процессах взаимодействия, касающихся обучающихся во вверенном ему классе.
По итогам работы на данном этапе, участниками были выделены наиболее эффективные модели своего поведения. Для закрепления новых способов поведения, поддержания и стимулирования классных руководителей к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию в учебно-воспитательной деятельности участниками были сформулированы направления проектной работы, которые необходимо реализовать в своей профессиональной деятельности.
Занятие № 7
На этом занятии проходит работа по разработке и написанию проекта – основного продукта данного курса. Классные руководители обобщают весь наработанный материал, прописывают дорожную карту проекта, обозначают мероприятия и ресурсы, необходимые для реализации проекта, определяют сроки, в которые проект будет реализован. Учитывая возможные риски намечают результаты проекта: измеримые (в цифрах, процентах) и качественные, так называемые эффекты от проекта (это то, что невозможно померить формулами и цифрами). Проект оформляется в электронном виде на сайте в органайзере и в виде презентации. Со слушателями отрабатываются навыки публичного выступления.
Занятие № 8
Это заключительное занятие в данном курсе повышения квалификации. На этом занятии слушатели проходят итоговое тестирование, включающее в себя вопросы по всем темам курса. Далее слушатели защищают индивидуальные или групповые проекты по самостоятельно сформулированным темам.
Таким образом можно выделить основную задачу классного руководителя – установить взаимодействие с педагогическими работниками, работающими в данном классе и с другими участниками образовательного процесса, учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, с родителями (иными законными представителями) учеников и общественностью, связанными воспитанием, обучением, творческим развитием школьников.
Классному руководителю как субъекту жизнедеятельности присущи следующие компетентности:
- интеллектуально-когнитивные: профессиональные знания, общая культура, эрудиция;
- владение новыми технологиями обучения и воспитания, осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления;
- направленность на саморазвитие, творческий потенциал, уникальность, неповторимость;
- коммуникабельность, тактичность;
- морально-ценностные: гуманность, рефлексивность, справедливость;
- волевые: работоспособность, настойчивость, самообладание.
Важно отметить, что все из вышеперечисленных компетентностей субъекта нуждаются в постоянном развитии.
Классные руководители в процессе написания и реализации управленческого проекта получили возможность закрепления новых моделей поведения (новых поведенческих паттернов) как в профессиональной деятельности, так и во взаимодействии с родителями, обучающимися, коллегами. Изменение их поведения невозможно без переориентации на развивающую модель труда педагога с помощью реализации выявленных потенциала и ресурсов своего профессионального развития, отработки умений самоанализа, самоорганизации и самоуправления.
Литература
- Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. – М.; СПб: Нестор-История, 2014.
- Сергеева В.П. Классное руководство. – М.; Академия, 2017, 320 с.
Комментарии
Добавить комментарий