Смыслы и ценности. Структурные компоненты смысложизненных ориентаций

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) − кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, ORCID 0000-0001-8772-8990
Цилина Мария Ильинична - магистрант Московский института психоанализа, Кутузовский проспект 34 стр14

Аннотация В статье рассмотрены разные аспекты феномена смысла жизни, предлагаемые в современной психологической науке. Описаны позиции, занимаемые разными исследователями по отношению к ценностям и сделана попытка выявить структурные компоненты смысложизненных ориентаций.

Ключевые слова: смысл жизни, ценности, структурные элементы смысложизненных ориентаций

MEANINGS AND VALUES. STRUCTURAL COMPONENTS OF MEANINGFUL ORIENTATIONS

Popova T.A. (Moscow, Russia) - Ph.D., Senior Researcher, Laboratory of Counseling Psychology and Psychotherapy, Professor at PI RAO, Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Psychological Counseling at the Moscow Institute of Psychoanalysis. Federal State Scientific Institution "Psychological Institute" 125009, Almaty, st. Moscow, st. Mokhovaya, 9, building 4, ORCID 0000-0001-8772-8990
Tsilina M.I. - Master's student Moscow Institute of Psychoanalysis, Kutkzovsky Prospekt 34, bld 14

Abstract The article discusses various aspects of the phenomenon of the meaning of life, proposed in modern psychological science. The positions taken by different researchers in relation to values are described and an attempt is made to identify the structural components of life-meaning orientations

Keywords: meaning of life, values, structural elements of life-meaning orientations

На сегодняшний день одной из центральных проблем в области консультативной психологии является проблема смысложизненных ориентаций. В процессе развития человек постоянно набирает жизненный опыт, который содержит в себе нередко противоположные жизненные установки, взгляды, потребности и предпочтения. При этом в процессе взросления он устремляется к привычным ценностям, представляющим для него интерес и стимулирующим его развитие, самосовершенствование. Но, прежде чем наполнить конкретным содержанием основу жизненного смысла, человеку необходимо претерпеть воздействие многочисленных внутренних (психологических) и внешних (социальных) факторов, влияющих на формирование человека как личности и как субъекта деятельности. В результате этого каждый человек выбирает для себя уникальные и в тоже время индивидуально значимые ориентиры [5].

Смысложизненные ориентации в психологии рассматриваются как целостная система избирательных и сознательных связей, отражающих личностные приоритеты, осмысленность оценок и выборов, наличие целей, удовлетворенность жизнью, Направленность личности и способность брать на себя ответственность. Наличие жизненного смысла является одним из основных показателей зрелости личности, когда человек может самостоятельно жить в гармоничных отношениях с окружающим миром и, управляя своей жизнью, нести ответственность за последствия своих действий [8, с.264].

В быстроразвивающемся современном мире к молодым людям предъявляются особые требования по формированию новой системы идеалов, установок, ценностей, норм, адаптированных под новые условия. Непротиворечивая и в тоже время согласованная система ценностных и смысложизненных ориентаций является важнейшей основой успешности личности в любых сферах жизни. Тема смысла жизни человека относится к приоритетным экзистенциальным проблемам, требующим первоочередного решения. С точки зрения психологической науки, смысл жизни подразумевает под собой регуляторный компонент развитой мировоззренческой системы, который характеризует и оправдывает присущие данной системе моральные нормы, выступающие вектором её деятельной направленности. Такое Понимание психологического феномена «смысложизненные ориентации» не подразумевает под собой конкретики и чёткого определения. Однако стоит отметить основное Понимание этого феномена в научных работах В. Франкла и его последователей [15]. Так, например, Л.В. Косикова раскрывает понятие «смысложизненные ориентации» как иерархическую систему, содержание которой наполнено избирательными и сознательными связями. Данная система, по мнению автора, представляет собой целостную организацию как отражение жизненных целей, выборов, устремлений, самоудовлетворенности. При этом целостность этой системы определена способностью человека быть ответственным за происходящее в его жизни [10]. Ценности и смысложизненные ориентации как психологические феномены относятся к целому ряду мотивационных явлений. В психике человека любая ценность рождается с появлением негативных или позитивных эмоций, которые не просто переплетаются со знаниями индивида, но и позволяют ему сделать тот или иной выбор.

Психологический феномен «ценности» следует понимать как характеристику отношения человека к миру. Данное отношение рассматривается с двух сторон: аффективной и интеллектуальной. Ценности личности существует в контексте взаимоотношений человека и внешнего мира. То есть они располагаются между индивидом и окружающим миром. При этом Т.Н. Сахарова отмечает, что носителем ценностей может быть любой человек, а также любое явление или предмет, которые непосредственно являются участниками взаимодействия с сознанием индивида [12].

Стоит отметить, что концепция жизненных смыслов человека занимает особое место в науке психологии. В условиях изменений социально-экономической ситуации в мире изменяется жизнедеятельность человека. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность человека исторически не переживает существенных изменений в своём общем строении, но в условиях социальных изменений, происходящих в обществе, меняется соотношение мотивов и целей деятельности. Автор отмечает, что в функции мотивов входит оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств. Помимо этого, в функционал мотивов входит окрашивание личностного смысла, который задаёт направление деятельности человека и определяет характер связи ценностей субъекта с данным явлением или объектом. Следовательно, личностный смысл отражает в себе не только значимость того или иного объекта или явления для человека, но и её количественная мера и эмоциональное содержание. Также личностный смысл представляет собой содержательную связь явления или объекта с конкретными мотивами, ценностями и потребностями [11].

Смыслы и ценности личности в рамках психологической науки раскрываются как компоненты структуры сознания личности: убеждения, цели, приоритеты, интересы и т.д. Помимо этого, ценности рассматриваются, как компоненты внешней среды, так как в общем понимании ценности являются оттенком взаимоотношений человека с внешней средой и с окружающими людьми. Исходя из этого, исследование смысложизненных и ценностных ориентаций подразумевает под собой рассмотрение и анализ всей совокупности внутренних особенностей и внешних условий поведения человека.

По мнению В. Франкла, К.А. Абульхановой-Славской и С.Л. Рубинштейна, смысл жизни является независимым психологическим феноменом, который позволяет выделить свою жизнь, выбрать индивидуальный путь жизни и преобразоваться [14]. Вместе с тем, В.Э. Чудновский отмечает, что независимость личности от внешнего и внутреннего позволяет увидеть истинность своего смысла жизни [17].

По мнению А. Баттиани, смысл жизни скрывается в Понимание себя как личности, которая реализует лучшее, что в ней скрыто. Исходя из этого, авторы утверждают, что ценность человека состоит в том, кто он есть. То есть смысложизненные ориентации представляют собой стремление реализовать все свои лучшие качества, обладать внутренней гармонией, жить в согласии с собой и окружающем миром. Вместе с тем Э. Лукас, утверждая, что каждый человек чувствителен к различным стрессорам, сравнивает жизненные травмы личности со скалами на дне океана. При отливе эти скалы видны, прилив же скрывает их. «Однако вовсе не отлив создаёт скалы». Во время отлива, как и в естественном течении жизни, обнажаются скрытые рифы и наши травмы. «Если в жизни достаточно смыслов, травмы личности не так заметны; если же смысла в жизни нет, симптомы травмы будут проявляться более явно. Где здесь причина, а где следствие?» Полезно, подчеркивает Э. Лукас, наполнять жизнь ценностями и смыслом. При этом C.В. Штукарёва отмечает, что человек обнаруживает себя как тот, кто свободен ответить на удары судьбы, и, делая это, он несет ответственность за свои ответы. Нон-детерминистское видение логотерапии влечет за собой допущение ответственности и виновности в психотерапии с человеческим лицом [из выступлений на конференции].

При исследовании смысложизненных ориентаций личности и их влияния на характер поведения человека, представляется возможность рассмотреть данный психологический феномен во взаимосвязи с ответственностью личности. Ответственность как показатель зрелой личности является важнейшим компонентом социального уровня развития человека. При этом связь между изучаемыми феноменами может быть очень сложна, так как, с одной стороны, они не имеют прямого взаимодействия, но, с другой стороны, являются взаимодополняющими элементами зрелой структуры личности [16].

Таким образом, ценностные и смысложизненные ориентации понимаются как важнейшие компоненты, составляющие структуру личности. В ценностно-смысловых ориентациях отражается весь жизненный опыт, который человек накапливает в ходе своего развития и в результате взаимодействия с внешним миром. Смысложизненные ориентации, усвоенные в процессе формирования личности, выступают для человека в качестве эталона, к которому устремлены все его интересы, потребности и цели. Структурные компоненты смысложизненных ориентаций.

Рассматривая структурные компоненты смысла как психологического феномена в период изучаемого возрастного периода, необходимо обратить особое внимание на одну из важнейших характеристик данного феномена – многоаспектность. Данная характеристика подразумевает под собой двойственную диалектику, то есть обретение смысла жизни человеком, не даёт гарантии благоприятного развития личности. Поэтому основным критерием позитивного развития личности в контексте смыслосодержащей системы является непосредственно адекватность смысла жизни. То есть благоприятное развитие личности возможно в условиях конструктивности и реалистичности, в рамках которых смысл жизни соответствует внутренним и внешним факторам [17].

В структуре смысложизненных ориентаций существует ряд компонентов, среди которых следует отметить ситуативный аспект. Данный аспект находится в контексте оптимального смысла жизни и подразумевает под собой наличие динамической иерархии смыслов в условиях влияний со стороны различных ситуаций. При этом оптимальную смысложизненную ориентацию следует понимать как уровень сформированных ценностей, благодаря которым личность на пути реализации главного смысла жизни имеет способность учитывать реальную ситуацию и одновременно с этим регулировать своё поведение и в той или иной степени преобразовывать обстоятельства.

Оптимальный компонент смысложизненных ориентаций включает в себя возрастной аспект. Этот компонент учитывает непосредственно возрастной период человека. В процессе поиска и становления смысла жизни каждая возрастная категория людей имеют свои особенности. Стоит отметить, что в детстве происходит основной задел психологической почвы смысла. Однако этот возраст не является периодом активного поиска смысла жизни [7].

Период юного возраста является активным этапом поиска оптимального смысла жизни. Однако, этот период осложняется тем, что выбор жизненного пути и основного смысла жизни приходится делать без наличия знаний и жизненного опыта, а учебные заведения недостаточно подготавливают молодое поколение к ответственному шагу – осознанному выбору жизненного пути [6].

Личностные особенности в молодом возрасте исследовали неоднократно многие ученые в рамках психологической науки. Широкое освещение проблем в данном возрастном периоде представлены в научных работах Б.Г. Ананьева, Ш. Бюлер, Н. Готтесмана, Л. Колберга И.С.Кона, Л.И. Божович, К. Шайи, Э. Эриксона и др. Несмотря на то, что многие исследователи в изучении данной возрастной категории подходили с позиций разных подходов, были выделены такие особенности личности как осознанное восприятие собственной индивидуальности, развитая рефлексия и открытое «Я». В контексте этого возрастного периода человек определяет свой жизненный путь, активно формирует перспективные планы, определяет дальнейшую свою жизнь на основе придерживающихся идеологий и жизненных смыслов [1].

Э.С. Берберян утверждает, что специфической особенностью ценностных и смысложизненных ориентаций в молодом возрасте является то, что человек, в большей степени, ориентируется в плане своей профессиональной деятельности. Он осуществляет выбор профессии, выстраивает в рамках этого определенные планы, придерживается тем или иным идеологиям, имеет свои убеждения [3].

Стоит отметить, что в молодом возрасте в связи с тем, что этот период знаменуется выделением смысла жизни, самоопределением и выбором мировоззрения, психологи назвали этот этап жизни «кризисным» [2]. Это обусловлено тем, что человеку не просто в юности выделить свои жизненные смыслы, подразумевающие под собой определение одного конкретного направления при наличии широкого выбора альтернатив. Следовательно, вопрос о смысле жизни в той или иной мере волнует каждого человека в молодом возрасте. Однако, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, часто люди не осознают и не погружаются в размышления о смысле жизни.

Л.В. Косикова и Ю.В. Лях считают, что смысложизненные ориентации должны иметь адекватный характер относительно обстоятельств, реалий и ситуаций, в которых находится человек. При этом значительную часть обстоятельств человек формирует сам в процессе своей деятельности, где важным элементом выступает ответственность как осознание и предвидение последствий своих действий [10]. В данном случае, необходимо обращать внимание на проблему психологической устойчивости личности в неблагоприятных условиях. Устойчивость личности подразумевает под собой не статичность, пассивность и приспособленность к неблагоприятным обстоятельствам, а активное преобразование, способность человека создавать благоприятные условия, благодаря которым реализуются основные цели жизни. При этом устойчивость – это не есть полная независимость от тех или иных обстоятельств. Устойчивость личности – это зависимость от более отдельных факторов, таких как узколичностные потребности, интересы и смыслы, то есть зависимость от нравственных ориентиров, от смысложизненных ориентаций [4].

Таким образом, каждый возрастной период содержит в себе специфическое соотношение особенностей возраста и формирования смысложизненных ориентаций. В любом возрасте смысложизненные ориентации должны быть адекватны обстоятельствам, реалиям и ситуациям, в которых находится человек. При этом значительная часть обстоятельств формируется человеком в деятельности, где важным элементом выступает ответственность как осознание и предвидение последствий своих действий. В следующем параграфе данной работы будет рассмотрено понятие и сущность психологической ответственности личности.

Литература

  1. Акимова Н.Н. Динамика смысложизненных ориентаций студентов ВУЗа. М.: Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 21-26Баттиани, А. Преодоление безразличия. М.: Когито-центр, URL: https://music.yandex.ru/album/10715134/track/66114941?lang=ru
  2. Андриевская С.В. Взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации аффилиации у молодёжи / Научный поиск в современном мире сборник материалов XIII международной научно-практической конференции. М.: НИЦ «Апробация». 2016. С. 77-86.
  3. Берберян А.С., Берберян Э.С. Исследование и развитие позитивной этнической идентичности на основе осознания смысложизненных ориентаций у русских и армянских студентов. М.: Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2016. - № 42. С. 5-13.
  4. Борисов Ю.А., Кудрявцев И.А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена. - М.: Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 1. С. 91-103.
  5. Габдулина Л.И., Фёдорова О.И. Самоорганизация деятельности студентов в связи с их ценностными и смысложизненными ориентациями. М.: Психология обучения, 2017.- № 1. С. 36-49.
  6. Голзицкая А.А. Библиотерапия как подход к работе со смысложизненными ориентациями / Психологические проблемы смысла жизни. М.: Электронный сборник материалов XXI симпозиума. Под редакцией Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. 2016. С. 129-131.
  7. Дробышева Т. Экономическая социализация личности. Ценностный подход. М.: Институт психологии РАН, 2013. 320 с.
  8. Зиборова Е.И., Костина И.Б. Система жизненных ценностей менеджеров с разными смысложизненными ориентациями / Ценностное многообразие современной культуры Монография. Под общей редакцией И.Р. Камалиевой. М.: Эксмо, 2018. С. 264-286.
  9. Кащеева М. Смысложизненные ориентации и профессиональные намерения. Саарбрюккен: OmniScriptum Publishing KS, 2019. 56 с.
  10. Косикова Л.В., Лях Ю.В. Особенности смысложизненных ориентаций безработной молодежи с различными факторами, препятствующими трудоустройству. М.: Психология обучения. 2016.- № 10. С. 122-128.
  11. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: смысл, 2012.-280с.
  12. Сахарова В.Г. Психология ответственности и возможности её исследования. М.: Вестник гуманитарного института ДВГМА. – 2001. С. 191–199.
  13. Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные труды. М.: Юрайт, 2018. 328 с.
  14. Ульянова И.В. Интеграция обучения, воспитания и развития личности в воспитательной системе формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников. М.: Проблемно-информационный подход к реализации целей современного образования: вопросы теории и практики Материалы XI международной научно-практической конференции. 2016. С. 208-212
  15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2017. 368 с.
  16. Хорни К. смысл жизни. СПб.: Питер, 2012. 180 с.
  17. Чудновский В.Э. смысл жизни и судьба человека. М.: ПИРАО, 2011. 411 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Попова Т.А., Цилина М.И. Смыслы и ценности. Структурные компоненты смысложизненных ориентаций // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 216-221.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки