Разделы психологии:
Акимова Маргарита Константиновна – доктор психологических наук, профессор, Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет»; Москва, Миусская площадь, д.6,
Персиянцева Светлана Владимировна – кандидат психологических наук, доцент кафедры, Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет»; Москва, Миусская площадь, д.6, www.rsuh.ru. Ученый секретарь, Федеральное бюджетное государственное научное учреждение «Психологический институт РАО»; Москва, ул. Моховая д.9, стр.4,
Ключевые слова: самосознание, самооценка, фототерапия, «Я-концепция».
SELF-AWARENESS AND PSYCHOLOGICAL CORRECTIVE EFFECT
Akimova Margarita Konstantinovna – Doctor of psychological Sciences, Professor, Federal state educational institution of higher education "Russian State University for the Humanities"; Moscow, Miusskaya square, 6, e-mail www.rsuh.ru
Persiyantseva Svetlana Vladimirova – Phd, associate professor of the department, Federal state educational institution of higher education "Russian State University for the Humanities"; Moscow, Miusskaya square, 6, www.rsuh.ru. Scientific secretary, Federal state scientific institution "Psychological Institute of Russian Academy of Education"; Moscow, Mokhovaya street, 9-4,
Keywords: self-awareness, self-esteem, phototherapy, "I-concept".
самосознание рассматривается как психологический феномен и является совокупностью психических процессов, при помощи которых индивид осознаёт, оценивает и концептуализирует себя, а также отражает взаимодействия человека с объективным и субъективным миром, осознание жизненно важных ценностей, потребностей, мотивов, действий и т.д. Одной из важной составляющей самосознания является самооценка, которая рассматривается как отечественными, так и западными исследователями в качестве показателя зрелости личности наряду с такими понятиями как «образ Я», «Я-концепция», «самоотношение» [1, 2, 5, 7].
Исследователи отмечают достаточно большую терминологическую неопределённость при определении разных сторон самосознания. Наибольшая согласованность существует в отношении «Я-концепции», которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой. В «Я-концепции» выделяют две стороны: описательную, представляющую собой знание о себе (процесс получения этих знаний), и оценочную, называемую в зависимости от характера оценивания самооценкой, самопринятием, самоотношением, самоуважением. Я-концепции (или отдельным её аспектам) отводится центральная роль в общем контексте формирования личности – её возможностей, направленности, степени реализации, активности, общественной значимости, что определяет важность её развития, достижения уровней адекватности и оптимальности.
Обобщённая оценка человеком самого себя должна зависеть от частных самооценок, а также от их субъективной значимости [4, 6]. Те люди, для которых физическое Я в их Я-концепции играет важную роль, должны иметь идеальный образ тела, желаемый для них, то есть представления о таком своём физическом Я, каким бы они желали обладать. Но, несмотря на кажущуюся очевидность и распространённость таких представлений, прямых доказательств того, что обобщённая самооценка человека зависит от его частных самооценок, взвешенных по уровню их центральности, не получено.
Целью данного исследования является изучить, насколько существенными могут быть влияния на интегральную самооценку личности представлений индивидов о себе, происходящие вследствие реальных изменений образа физического Я и оценок собственной внешности.
В качестве инструмента коррекции самооценки собственной внешности использовался метод фототерапии. Основным содержанием фототерапии в нашем исследовании являлось восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением. Фотографии позволяют сохранить во времени ощущения тела и опыт его покоя и движения. На них запечатлены разные позы и выражения лица, передающие те или иные реакции и состояния, что позволяет использовать их в качестве инструмента изучения телесного образа Я.
В исследовании принимали участие две группы испытуемых – экспериментальная и контрольная, численностью по 40 человек каждая. Обе группы были идентичны по социально-демографическим признакам. возраст респондентов от 27 до 59 лет.
Для решения поставленных задач использовались фотосессии, в процессе которых создавались наборы фотографических изображений, с которыми испытуемые в дальнейшем должны были работать. С каждым испытуемым проводилось четыре индивидуальных фотосессии продолжительностью от 30 до 40 минут, промежуток между которыми составлял две недели. Количество фотографий в каждой фотосессии было индивидуально и варьировало от 37 до 198 штук в зависимости от активности и подвижности испытуемого.
Наряду с психокоррекционным методом фототерапии в исследовании использовался ряд психодиагностических методик. Опросник самоотношения (ОСО) В.В.Столина и С.Р.Пантилеева; Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан направлена на выявление уровней частных самооценок по ряду критериев, в том числе по критерию «внешность»; Методика диагностики телесного Я, разработанная И.В. Лыбко, представляет собой опросник, позволяющий получить информацию по двум факторам – «самопринятие образа телесного Я» и «влияние другого на отношение к своему телу» [3].
По окончании работы с каждым испытуемым проводилось диагностическое Интервью с целью выявления удовлетворённости методом фототерапии и его эффективности. Исследование в экспериментальной группе проводилось в три этапа: 1) диагностический; 2) психокоррекционный методом фототерапии; 3) диагностический по окончании фототерапии. В контрольной группе психокоррекционного воздействия не было.
Для выявления взаимосвязи между оценками внешности и общим уровнем самоотношения в каждой из групп испытуемых использовался корреляционный метод Спирмена. Коэффициент корреляции между интегральной самооценкой и позитивной оценкой своей внешности (по Дембо-Рубинштейн) в экспериментальной группе равен 0,59 (значим при p< 0,01), а в контрольной группе 0,10 (незначим). Коэффициент корреляции между интегральной самооценкой и фактором принятия телесного Я в экспериментальной группе равен 0,30 (незначим), в контрольной группе -0,08 (незначим).
Таким образом, предположение о значимости физического Я для общего самоотношения у индивидов, пожелавших заняться коррекцией оценки своей внешности с помощью фототерапии, подтвердилось частично, только для оценки своей внешности, но не для показателя принятия своего телесного Я. Это можно объяснить тем, что две использованные методики для оценки физического Я выявляют разные его стороны: если с помощью методики Дембо-Рубинштейн мы просим испытуемого прямо оценить свою внешность, выразить степень своего позитивного к ней отношения, то фактор «принятие телесного Я» опросника Лыбко включает в себя оценки своего здоровья, физической выносливости, ловкости, склонностей к демонстративности и представлениями оценок своей внешности окружающими людьми. Вопросов же, касающихся оценок своей внешности, в этом факторе всего 6 из 22 (27 %). На различия в тех конструктах, которые оцениваются методиками Дембо-Рубинштейн и И.В.Лыбко, указывают и уровни взаимосвязей их показателей, различающиеся для эксперименталной и контрольной групп. Коэффициент корреляции между показателями этих двух методик в экспериментальной группе равен 0,48 (p< 0,01), а в контрольной этот коэффициент отрицательный, немного не достигающий уровня значимости (-0,29).
Сравнивая группы между собой по методикам исследования самооценок до начала фототерапии, можно отметить, что значимые различия не обнаружены.
По завершении фототерапии интегральная самооценка, оценка внешности и уровень самопринятия телесного Я в экспериментальной группе стали превосходить соответствующие показатели контрольной группы, а уровень влияния другого на отношение к своему телу стал ниже в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.
Чтобы оценить значимость выявленных различий использовался критерий Манна-Уитни. Выявлено, что группы стали существенно различаться (на уровне p<0,01 для показателей интегральной самооценки, оценки внешности и самопринятия телесного Я; на уровне p<0,05 для показателя влияния другого на отношение к своему телу).
Для оценки существенности сдвигов, происшедших в экспериментальной группе под влиянием фототерапии использовался критерий Т-Уилкоксона. Изменения в позитивности оценок своей внешности (Тэмпир. = 69 при Ткрит.=238) и самопринятия телесного Я (Тэмпир. = 57 при Ткрит.=238) значимы на уровне p< 0,01. Таким образом, сеансы фототерапии положительно отразились на отношении к собственной внешности и уровне принятия телесного Я.
Далее рассматривалось, не изменились ли под воздействием каких-либо неучтённых нами факторов эти показатели (и если изменились, то насколько существенно) в контрольной группе за тот период времени, в течение которого применялась фототерапия по отношению к испытуемым экспериментальной группы. Показатели Т-критерия Уилкоксона в контрольной группе таковы: по фактору «внешность» Тэмпир. = 300,5 при Ткрит.=286 (для p<0,05); по фактору «самопринятие своего телесного Я» Тэмпир. = 308 при Ткрит.=286 (для p<0,05). Оба эмпирических показателя превышают критические, что свидетельствует о том, что в контрольной группе не произошло значимых изменений в показателях физического Я. Следовательно, существенные сдвиги в оценках своей внешности и уровне самопринятия, наблюдаемые в экспериментальной группе, вызваны именно фототерапией, а не иными, неучтёнными нами факторами.
В результате проведённого исследования возможностей влияния фототерапии на самооценку индивидов были сделаны следующие выводы:
- Фототерапия способствует формированию позитивной оценки своей внешности и самопринятию своего телесного Я.
- Фототерапия положительно влияет на интегральную самооценку личности.
- Самопринятие своего телесного Я ведёт к понижению влияния другого на отношение к своему телу.
Таким образом, наше исследование показало большие коррекционные возможности фототерапии в плане её воздействия на разные стороны самооценки. Вместе с тем, нельзя не отметить, что этот метод требует дальнейшего изучения. Так, пока не раскрыто влияние на эффективность фототерапии возрастных, гендерных и индивидуально-личностных характеристик человека; остаётся не выясненным, можно ли использовать этот метод для решения других личностных проблем, а не только проблем самооценки.
Литература
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / общ. ред. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1986.
- Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вестник практической психологии. 2012. Том 9. № 4. С. 113-120.
- Лыбко И.В. Методика «Диагностика телесного Я» // Психологическая диагностика. 2008. № 3. С. 5-21.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / общ. ред. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 1994.
- Cai H., Brown J. D., Deng C., Oakes M. A. Self-esteem and culture: Differences in cognitive self-evaluations or affective self-regard // Asian Journal of Social Psychology. 2007. Vol. 10. P. 162-170.
- Wylie R.C. The self-concept. V.2. Lincoln, London: University of Nebraska Press, 1979.
Комментарии
Добавить комментарий