Сорокоумова Елена Александровна – доктор психологических наук, профессор, ФГБОУ ВО МПГУ «Московский педагогический государственный университет, Москва
Чердымова Елена Ивановна – кандидат психологических наук, доцент, ФГАОУ ВО СНИУ «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», Самара
Ключевые слова: смысложизненные установки, психологическое благополучие, самоизоляция, пандемия COVID-19, Понимание.
SENSUATED INSTALLATIONS IN UNDERSTANDING THE SITUATION OF SELF-INSULATION DURING THE PANDEMIC PERIOD COVID-19
Sorokoumova Elena Alexandrovna, Doctor of Psychology, Professor of the Department of Labor Psychology and Psychological Counseling Moscow Pedagogical State University (FSBEI VO MPGU), Russia, Moscow
Cherdymova Elena Ivanovna, PhD of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology and Cultural Studies, Samara National Research University named after academician S.P. Koroleva (FGAOU VO SNIU), Samara
Keywords: meaning plants, psychological well-being, self-isolation, pandemic COVID-19, understanding
Смысложизненные установки содержат информационный компонент (личностные смыслы, взгляды человека на мир и образ того к чему он стремится), эмоционально-оценочный компонент (симпатии и антипатии по отношению к объектам), поведенческий компонент (готовность действовать по отношению к объекту, имеющему личностный смысл). Смысложизненные установки обеспечивают индивиду приобщение к системе норм и ценностей, самозащиту и самоутверждение личности. Смысложизненные установки могут стать обобщенными установками и превратиться, таким образом, в черты характера человека.
Понимание – это гуманитарный способ познания жизни, который предполагает открытость мира по всем параметрам сущего и должного. Такое познание невозможно без глубокого понимания себя и собственного личностного бытия [4]. Понимание рассматривается нами, с одной стороны, как процесс, а с другой – результат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения. Возникающие личностные смыслы позволяют осознать себя как частицу окружающего мира через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний о предметном мире и о других людях, через рефлексию собственных познавательных действий и отношений, возникающих в процессе взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательной деятельности при решении продуктивных и творческих задач.
Психологические исследования доказывают, что эмоции зачастую опережают рациональную составляющую в деятельности [2]. Мотивирующая роль эмоций означает, что принятие того или иного решения зачастую зависит от эмоционального и душевного расположения личности, особенно в условиях, связанных с временной вынужденной изоляцией в связи с пандемией коронавируса.
Ситуация самоизоляции сопровождается изменениями в поведении личности или мобилизует защитные механизмы личности и воздействует на смысложизненные установки личности. Повышается уровень тревожности, который является субъективным проявлением психологического неблагополучия личности. Степень переживания тревоги коррелирует со степенью угрозы и значимостью источника переживаний. В некоторых случаях переживание тревоги может спровоцировать психосоматические заболевания [1]. Можно утверждать, что тревожность личности является эмоциональным состоянием, реакцией на мнимую или реальную опасность, общим ощущением угрозы.
Порождение новых личностных смыслов связано с появлением принципиально нового понимания происходящих сегодня изменений действительности, понимания самого себя и понимания других людей, осуществляющих межличностное взаимодействие в новых для них социальных условиях жизнедеятельности. Особенно это становится важным для людей, воспринимающих ситуацию самоизоляции или обстоятельства, связанные с пандемией коронавируса, потенциально содержащие угрозу жизни и здоровью. В проблеме личностного понимания можно проследить двойственный характер. В динамике понимания можно выделить и более экстенсивное и все более рефлективное развитие. В процессе понимания можно выделить такие акты как восприятие, узнавание, Понимание значения физического знака в языке [3, 4]. Таким образом, Понимание в познании новой ситуации самоизоляции по поводу пандемии коронавируса и особенностей взаимоотношений между людьми в данный период становится значимым.
В данном исследовании Понимание определяется как процесс активного отражения окружающей действительности, что является важным показателем смысложизненных установок личности [5]. Следовательно, можно предположить, что психологическое благополучие личности в период пандемии коронавируса взаимосвязано со смысложизненными установками в понимании личностью сложившейся действительности.
Актуальность проведенного исследования определяется тем, что в период пандемии коронавируса люди многих профессий вынуждены осуществлять профессиональную деятельность в непривычных условиях, в частности, в дистанционном режиме, что может являться фактором, снижающим уровень психологического благополучия личности. На наш взгляд, одним из факторов, сохраняющих психологическое благополучие личности, может являться Понимание ею предназначения ситуации самоизоляции, тех изменений, которые эта ситуация привносит в общение и деятельность. Целью проведенного исследования являлось изучение понимания учителями ситуации самоизоляции в период пандемии COVID-19, а также рассмотрение его уровня как фактора психологического благополучия личности.
В начале апреля 2020 года была составлена выборка из учителей г. Москвы и Московской области, вынужденных во время карантина осуществлять преподавание в дистанционном формате. В выборку было включено 124 учителя-профильника (по профилю преподаваемых предметов представлены: английский язык, математика, русский язык, литература, биология, история, физика, информатика, экономика, финансовая грамотность), из них мужской пол - 10%, женский пол - 90%.
Опрос проводился с помощью анкеты «Изучение понимания ситуации самоизоляции». Опросник содержит пятнадцать утверждений, распределенных в равномерном порядке по трем шкалам: шкала «Понимание ситуации самоизоляции», шкала «Понимание себя в ситуации самоизоляции», шкала «Понимание особенностей взаимодействия и общения в ситуации самоизоляции». Максимальное значение по каждой шкале – 10 баллов. Шкалы опросника образуют «Интегративный показатель понимания ситуации самоизоляции», имеющий распределение на низкий, средний, высокий уровень[5].
Анализ полученных данных по шкалам опросника показал, что итоговый интегративный показатель понимания ситуации самоизоляции соответствует среднему уровню (71,6%), т.е. достаточному пониманию совокупности элементов ситуации социальной самоизоляции вследствие возросшей потребности обобщать получаемые знания и осуществлять на их основе самооценку. Итоговый показатель уровня психологического благополучия специалиста составляет 80%, что соответствует высокому уровню. Отсутствие значимых различий по полу, возрасту, педагогическому стажу в выборке показывает, что все респонденты в одинаковой степени понимают необходимость самоизоляции, занимаются саморазвитием и отмечают изменения во взаимодействии с окружающими людьми. Поиск значимых различий по полу, возрасту, педагогическому стажу респондентов, осуществленный с помощью непараметрического критерия U Манна-Уитни, показал их отсутствие.
Установлено наличие статистически значимых корреляционных связей (rs = 0,316) между шкалой «Понимание ситуации самоизоляции» 81% (в среднем по шкале) и шкалой «Понимание особенностей взаимодействия и общения в ситуации самоизоляции»76% (в среднем по шкале).
Возникающие в период самоизоляции, смысложизненные установки позволяют актуализировать свой собственный личностный опыт в процессе понимания и усвоения знаний о себе как частицы окружающего мира, о других и о мире в целом.
Литература
- Авдеева Н.Н., Ашмарин И.И., Степанова Г.Б. Здоровье как ценность и предмет научного знания. Мир психологии. 2000. - № 1. - С. 68-75.
- Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. С. 146-151.
- Бердяев Н.А. Самопознание. Русская идея. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2002. - 624 с.
- Сорокоумова Е.А., Пучкова Е.Б. Психологические аспекты профессиональной деятельности преподавателя вуза в период пандемии COVID 19. // Педагогическое образование: вызовы XXI века. Москва, 2020. С. 276-280.
- Сорокоумова Е.А., Пучкова Е.Б. Ситуация самоизоляции в период пандемии COVID 19 в понимании студентов и преподавателей. // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. Ульяновск: Научно-образовательный центр «Перспектива». 2020. С. 291-295.
Комментарии
Добавить комментарий