Смысложизненные ориентации и принятие решений в юношеском возрасте

Разделы психологии: 

Галузо Павел Романович (Гродно, Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры экспериментальной и прикладной психологии, Учреждение образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы».

Аннотация. В статье на эмпирическом материале показано, что общая осмысленность жизни оказывает влияние на принятие личностью значимых решений в юношеском возрасте, а цели в жизни вносит решающий вклад в ее способность определять оптимальные способы действий для поиска выхода из проблемных ситуаций.

Ключевые слова: осмысленность жизни, смысложизненные ориентации, временные модусы смысла жизни, цели в жизни, принятие решений.

LIFE ORIENTATION AND DECISION-MAKING AT YOUTHFUL AGE

Galuzo Pavel Romanovich (Grodno, Belarus), PhD in psychology, associate Professor, associate Professor of the Department of experimental and applied psychology, educational Institution “Grodno state University. Ya. Kupala”.

Abstract. The article on the empirical material shows that the overall meaning of life has an impact on the adoption of significant decisions by the individual in adolescence, and the goals in life make a decisive contribution to its ability to determine the best ways of action to find a way out of problematic situations.

Keywords: meaningfulness of life, life orientations, time modes of meaning of life, goals in life, decision-making.

Осмысление собственной жизни человеком возможно на разных уровнях: от наполнения смыслами отдельных жизненных ситуаций, в которых осуществляется та или иная деятельность, до построения стратегии жизни. Осмысленность жизни определяется наличием у личности смысла жизни как наивысшей ценности, реализации которой она готова посвятить свою жизнь. В юношеский период формирования человека актуализируется первая и наиболее важная из нормативных задач личностного развития – задача искания и выбора определенного смысла в качестве внутреннего ориентира и регулятора индивидуальной жизнедеятельности [1].

Субъективное переживание осмысленности жизни является психологическим индикатором прогрессивного развития человека как субъекта жизни и сигнализирует об эффективности выработанного им способа организации жизнедеятельности – стратегии индивидуальной жизни [1, 2]. В сознании личности смысл жизни представлен в смысложизненных ценностях, отражающих субъективную значимость материальных и нематериальных объектов, овладение которыми является одновременно детерминантой и функцией смысла жизни. Смысложизненные ориентации современной молодежи отражают то, насколько в их жизни присутствует значимая цель, в какой степени они считают процесс своей жизни насыщенным и интересным, и в какой степени они удовлетворены достигнутыми результатами [3].

В современной психологии механизм принятия решений понимается как предварительное осознание цели и способа действий, проработку различных вариантов действования. Принятие человеком решений представляет собой одновременно мыслительный процесс и волевой акт и охватывает всю деятельность по решению проблемы, определения наилучшего или приемлемого способа действия для достижения целей. Личность на протяжении всей жизни принимает те или иные решения, но в ситуациях поиска, обретения, сохранения, удержания и практической реализации смысла жизни принятие осознанных решений приобретает особую значимость. Постижение взаимосвязей и взаимного влияния смысложизненных ориентаций личности и психологических механизмов принятия решений в юношеском возрасте представляет особый интерес для современной психологии.

Выборку исследования составили 173 человека (105 девушек и 68юношей) в возрасте 18–24 лет. В качестве респондентов выступили молодые люди различного уровня образования, холостые и семейные, учащиеся и работающие, с различным количеством детей в родительской семье, разной конфессиональной принадлежности и различной степени религиозности. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью следующих методов:

  1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева (использовались шкалы «Цели», «Процесс», «Результат» и общий показатель осмысленности жизни) [5]. На нашей выборке тест СЖО показал высокую консистентную надежность (αКронбаха=0,92);
  2. Мельбурнский опросник принятия решений [4]. На нашей выборке опросник продемонстрировал удовлетворительную надежность измерений (αКронбаха=0,59).

В исследовании проверялись следующие эмпирические гипотезы:

  1. смысложизненные ориентации в юношеском возрасте взаимосвязаны с принятием решений;
  2. общая осмысленность жизни оказывают влияние на принятие личностью решений;
  3. цели в жизни вносят решающий вклад в принятие решений в юношеском возрасте.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью методов дескриптивной статистики, корреляционного, однофакторного дисперсионного и множественного регрессионного анализа. Обработка данных осуществлялась в компьютерной программе «Statistica 7.0».

Проверка первой гипотезы о взаимосвязи смысложизненных ориентаций с принятием решений в юношеском возрасте проводилась с помощью корреляционного анализа, который позволил зафиксировать прямую взаимосвязь общей осмысленности жизни с целями в жизни (r=0,26) и обратные взаимосвязи с избеганием, прокрастинацией и сверхбдительностью (r=–0,27, r=–0,30, r=–0,27 соответственно). Наиболее тесные взаимосвязи обнаружены между ориентацией молодых людей на будущее (цели в жизни) и бдительностью как сознательным выбором вариантов решения проблем (r=0,36). Все обнаруженные корреляции свидетельствуют о том, что наличие смысла в жизни в юношеском возрасте тесно связано с целеполаганием и находится в обратной взаимосвязи с защитным избеганием решений, которое происходит через перекладывание ответственности на других и обстоятельства, и рационализацию сомнительных альтернатив, с импульсивностью принятия решений.

Вторая эмпирическая гипотеза о влиянии осмысленности жизни на принятие личностью решений проверялась с помощью однофакторного дисперсионного анализа. Его результаты показали, что осмысленность жизни оказывает статистически значимое влияние на все компоненты принятия решений: бдительность (Н=15,48), избегание (Н=18,58), прокрастинацию (Н=25,86), сверхбдительность (Н=8,62). Таким образом, статистический анализ данных позволил установить, что между общей осмысленностью жизни личности в юношеском возрасте и ее временной направленностью в будущее, настоящее или прошлое с одной стороны и принятием важных решений – с другой, существуют взаимосвязи. К тому же осмысленность жизни в этот возрастной период развития личности оказывает мощное влияние на принятие осознанных решений.

Проверка третьей эмпирической гипотезы о мере вклада целей в жизни в принятие личностью решений в юношеском возрасте осуществлялась методом множественного регрессионного анализа. В качестве независимых переменных (предикторов) фигурировали пол, возраст, образование, степень религиозности респондентов и временные модусы смысла жизни (цели, процесс, результат). Зависимой переменой выступила бдительность как ведущая характеристика принятия личностью жизненно важных решений.

Таблица. Результаты множественного регрессионного анализа (n = 173)
Предикторы ß t р Статистика модели
Пол 0,15 1,98 0,05 R=0,413, R²=0,170.
F=4,897; р=0,000.
возраст -0,01 -0,17 0,86
Образование -0,07 -0,88 0,38
Религиозность -0,11 -1,49 0,14
Цели 0,45 3,89 0,00
Процесс -0,07 -0,66 0,51
Результат -0,06 -0,51 0,61

Анализ регрессионной модели показал ее высокую статистическую достоверность (р=0,000). Совокупный вклад предикторов в принятие решений, основанных на анализе информации, выборе оптимального пути достижения цели, толерантности к неопределенности и высокой степени совладания с наличной ситуацией, составил 17,0 % объяснимой дисперсии зависимой переменной (R2=0,170). Статистически значимый вклад статусных характеристик в мотивированное и осознанное принятие решений не зафиксирован. Единственным статистически значимым предиктором осознанного принятия личностью решений в юношеском возрасте оказалась ее ориентация на цели в жизни (стандартизированный коэффициент регрессии ß=0,45 при р=0,00). То есть, несмотря на наличие взаимосвязей между общей осмысленностью жизни и ее временными модусами и выраженном влиянии общей осмысленности жизни на все компоненты принятия решений, решающая роль в этом влиянии принадлежит направленности в будущее в виде осознанных и личностно принятых жизненных целей.

Психологический анализ и интерпретация эмпирических данных позволяет заключить, что между общей осмысленностью жизни личности в юношеском возрасте и ее временной направленностью в будущее, настоящее или прошлое с одной стороны и принятием важных решений – с другой, существуют устойчивые взаимосвязи. Установлено, что общая осмысленность жизни в юношеском возрасте оказывает влияние на принятие личностью решений, то есть, чем выше осмысленность жизни личности в юношеском возрасте, тем выше ее способность определить наилучший или приемлемый способ действия для достижения целей, включая интеллектуальную ориентировку для поиска выхода из проблемных жизненных ситуаций. Решающая роль в этом влиянии принадлежит направленности в будущее в виде осознанных и личностно принятых жизненных целей.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.
  2. Карпинский К.В. Неоптимальный смысл: психологические тупики жизненного пути личности: монография. – Гродно: ГрГУ, 2016.
  3. Каунова Н.Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы): автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2006.
  4. Корнилова Т.В. Мельбурнский опросник принятия решений: русскоязычная адаптация // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 31. С.
  5. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/883-kornilova31.html (дата обращения: 26.02.2019).
  6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М.: смысл, 2000.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

7 июн 2019

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Галузо П.Р. Смысложизненные ориентации и принятие решений в юношеском возрасте // Наука – образование – профессия: системный личностно-развивающий подход. Сб. статей / Под общ. ред. Л.М. Митиной. – М.: Перо, 2019. – С. 132-135.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки