Личность героя в представлениях современных старшеклассников

Москвитина О.А.

В современном обществе, лишённом официальной идеологии, коллективно одобряемых норм, морали и ценностей, фраза о том, что «каждое время рождает своих героев» заставляет задуматься над тем, а кто в современном мире считается героем и какой он, настоящий герой – пример для подражания? Особенно актуальным представляется этот вопрос в отношении прорастающего поколения, когда нигилизм, а зачастую и противостояние миру взрослых, миру институализированных норм и ценностей нарастает. Б.Г. Ананьев (1968, 1980) в своих трудах, наряду с понятиями «индивид», «субъект», «индивидуальность» и «человек», выделял понятие – «личность». Личность, по его мнению, является и объектом и субъектом исторического процесса. Он указывал, что личность является «сознательным индивидом», который путём усвоения нравственности, социальных норм, правового поведения может организовать и саморегулировать свою деятельность; каждая личность вносит уникальный вклад в развитие общества через экстериоризацию своего внутреннего мира. Личность творит свою историю на протяжении своего жизненного пути и влияет на других. Важной в этом процессе представляется личность героя, который, обладая особыми качествами, преобразует мир в соответствии со своими устремлениями, мотивацией, системой ценностей. Проблемой нашего исследования стало выявление разницы между понятиями «герой» и «современный герой» в представлении современных старшеклассников. В исследовании приняли участие 60 учеников старших классов московской общеобразовательной школы. Целью исследования явилось выявление представлений современных старшеклассников о сущностных характеристиках героя и его времени. Методы исследования: анкетирование (анкета о герое и его времени), проективный метод (незаконченные предложения, парциальная оценка качеств героя). Вопросы анкеты касались основных социально-демографических характеристик героя, источников информации о герое и то, чему хотели бы стремиться школьники. Были получены следующие результаты: герой с точки зрения старших школьников: реален, он – мужчина среднего возраста или молодой человек, проживает в нашей стране, скорее всего он герой прошлого, но высказывались мнения что герой – современник. Большая часть испытуемых охарактеризовала время, в котором живёт герой как время испытаний, а небольшая охарактеризовала его мирным временем. Для одной части школьников герой – историческая личность, для другой – обычный человек – современник. В незаконченных предложениях школьники указали, что герои для них – родственники; конкретные персонажи из жизни; представители героических профессий; те, кто обладает набором определённых качеств. Современными героями для них стали: конкретные люди (из субкультуры); обладатели определённых качеств; родственники; представители героических профессий. Главными качествами для героев явились: отвага, доброта, внешность, надёжность, честность. Старшие школьники хотели бы совершать подобные героические поступки; размышлять как герои, обладать таким же характером. Основными источниками информации о герое стали: жизнь и книги.

Полученные результаты показали, что в представлениях старших школьников присутствуют два типа героя: так называемый «герой поступка с большой буквы» и «герой поступка с маленькой буквы» (Фарли Ф., 2001). К героям «поступка с большой буквы они относят героев прошлого, чаще всего – военных, а героям «поступка с маленькой буквы» – обычных людей – современников, кумиров субкультуры. Можно предположить, что переживание своего времени и исторического времени в данном контексте, вызывает представления памяти о далёком прошлом и о фигурах признанных героев, обладающих типичными качествами, и переживания текущего момента и фигуры современников – сверстников с «модными» качествами и навыками. По-видимому, это связано с психологическими особенностями данного возраста и это представляется важным для дальнейшего изучения.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

26 окт 2018

Высшее учебное заведение: 

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

    Для цитирования: 

    Москвитина О.А. Личность героя в представлениях современных старшеклассников // Ананьевские чтения – 2018: Психология личности: традиции и современность: материалы Междунар. науч. конф. Санкт-Петербург, 23-26 октября 2018 г. / Под общ. редакцией Н.В. Гришиной, С.Н. Костроминой. Отв. ред. И.Р. Муртазина, М.О. Аванесян – СПб.: Айсинг, 2018. – 405 с.

    Комментарии

    Добавить комментарий

    CAPTCHA на основе изображений
    Введите код с картинки