ЛЕВИН КУРТ
Левин Курт (Kurt Zadek Lewin, 1890-1947) - нем.-амер. психолог. В германский период своего творчества (до эмиграции в 1933г. в США) разрабатывал целостный подход к анализу явлений человеческого поведения, примыкая тем самым к представителям гештальт-психологии. В этот период Л. разработал ряд интереснейших методических приемов экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы личности. Результатом их применения явился цикл исследований, проведенных под руководством Л. его учениками и последователями:
Б.В. Зейгарник - о забывании завершенных и незавершенных действий,
Г.В. Биренбаум - о забывании намерений,
Т. Дембо - о фрустрации,
А. Карстен - о психическом пресыщении,
Ф. Хоппе - об уровне притязаний и др.
Результатом теоретических обобщений этих исследований явилась созданная Л. концепция «топологической и векторной психологии». В амер. период своей деятельности Л. исследовал проблемы групповой динамики. Школа Л. обогатила психологию множеством новых понятий, отражающих различные стороны поведения личности: квазипотребности, валентности, жизненного пространства, временной перспективы, уровня притязаний и др. Л. известен также своими теоретическими разработками проблемы методологии психологического познания (в частности, проблемы эксперимента в психологии). См. также Виды наблюдения. (Е.Е. Соколова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Левин Курт (1890–1947) - германо-американский психолог. Был близок гештальтпсихологии. Выступил с критикой ассоциативной концепции аффективно-волевых актов и учения Н. Аха о детерминирующих тенденциях. Используя физическое понятие «поле» и принципы описания, принятые в топологии, разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой.
Согласно учению Л. о мотивации, мотивами являются объекты - различные районы «жизненного пространства», в к-рых индивид испытывает потребность, или квазипотребность — намерение. Сами объекты окружающей среды приобретают при этом мотивационную силу и утрачивают ее, когда потребность (или квазипотребность) удовлетворена. Л. отвергал представление о том, что потребность является биологически предопределенной константой, а энергия и динамика мотива замкнуты в пределах индивида. Л. разработал экспериментальные методики изучения мотивации, в частности уровня притязаний, запоминания законченных и незаконченных действий и др.
Психологическое «пространство» он изображал с помощью графических символов, разделяя его границами и барьерами на районы, изменяющие свои формы. Им была разработана также особая геометрическая модель для описания векторов движения субъекта в психологическом поле и его представления о том, «что ведет к чему?» (см. Топологическая психология). В дальнейшем Л. создал новую исследовательскую программу, отразившую актуальные социальные запросы. От анализа индивидуальной мотивации он перешел к изучению групповой динамики, трактуя группу как динамическое целое, сплачиваемое взаимодействующими внутри ее силами. Это потребовало от Л. и его сотрудников экспериментального изучения лидерства, конфликта и других социально-психологических проблем, возникающих в группе.
Литература
- Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. — СПб.: Речь, 2000.
- Разрешение социальных конфликтов / [Пер. с англ. И.Ю. Авидон]. — СПб.: Речь, 2000.
- Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леонтьева и Е.Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д.А. Деонтьева, Е.Ю. Патяевой]. — М.: смысл, 2001.
назад в раздел: Известные психологи, философы мира / таблица
Комментарии
Добавить комментарий