Изучение волевых качеств личности

Волевые качества личности - особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельств и условиях проявления как устойчивые личностные черты.

В различных источниках предлагается различное Понимание волевых качеств личности: волевые качества как проявление воли, как способность человека, как умения преодолевать различные трудности и управлять собой.

Б.Н. Смиронов дает следующее определение: «Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий».

А.Ц. Пуни считал, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных людей неодинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой».

Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

В ходе жизненной практики из проявления воли в отдельных поступках и действиях складывается волевая организация личности. Волевые свойства становятся неотъемлемым признаком личности. В каких бы обстоятельствах ни приходилось действовать человеку, эти свойства проявятся с нужной силой и яркостью.

Нет даже относительного единства представлений о природе, сущности, взаимосвязи и условиях проявления волевых качеств.

Для того чтобы общим взглядом окинуть общую картину подходов к изучению волевых качеств, рассмотрим несколько крайних позиций.

  1. В.А. Иванников полагает, что волевые качества имеют различную основу и лишь феноменологически объединяют в единое целое. Они выводятся не только из воли, но и из других источников и потому не могут быть отличительными признаками воли.
  2. Е.П. Ильин, напротив, считает, что из волевых качеств, как из кирпичиков слагается гипотетический феномен воли.
  3. В.И. Селиванов, исходя из позиции, что волевые качества не связаны с конкретной ситуацией, определяет волевые качества как генерализованный способ поведения. Он выделяет волевые проявления (например, смелость) на уровне психических процессов (когда она связана с конкретной ситуацией) и на уровне волевых качеств (когда она проявляется в любой ситуации).

Различные авторы выделяют по 10,20,30 качеств, которые можно классифицировать как волевые.

Например, в психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова определения волевым качествам не дается, а из всех волевых качеств рассматривается лишь настойчивость.

К.К. Платонов относит к волевым качествам сильную волю, настойчивость, упрямство, решительность, а также качества слабой воли - податливость, внушаемость, нерешительность, слабоволие.

В психологии обозначают закрепившиеся у человека волевые свойства специальными терминами: целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость.

По крайней мере, отсутствие этих качеств традиционно рассматривается как показатель слабости воли. Наличие у человека одного свойства не предполагает проявление других качеств.

В плане следует различать целеустремленность как умение человека во всей жизни руководствоваться определенными идеалами и принципами, и целеустремленность как умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от этих целей в процессе исполнения.

Целеустремленность-умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность статигическую-умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную-умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Ильин считает, что «целеустремленность – это сознательная Направленность личности на достижение ближайшей или отделенной по времени цели».

Решительность-это умение человека без колебаний принимать обдуманные решения и последовательно проводить их в жизнь. Признак обдумывания предстоящего действия отличает решительность как положительное свойство личности от импульсивного, безвольного принятия решения. Когда принятие решения и проведении его в исполнение сопряжены с определенным риском для личности, тогда говорят о смелости.

Решительность и смелость-это два самостоятельных волевых качества.

Н.П. Гуменюк и В.В. Клименко считают, что» решительность и смелость характеризуются способностью в ограниченные промежутки времени принимать правильные решения и действовать вопреки явным опасностям, которые стоят на пути достижения цели».

Разными авторами решительность понимается по-разному. К. Корнилов, Ф.Н. Гоноболин и В.И. Селиванов определяли решительность как отсутствие излишних (ненужных) колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и, когда это нужно, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь.

Н.Д. Левитов, В.В. Богословский при определении решительности делают акцент на быстроте принятия решения; Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Г.Д. Луков, А.Ц. Пунин – на современности и обдуманности принятия решений; а П.А. Рудик, Н.П. Гуменюк и В.В.Клименко связывают решительность с наиболее правильным в данных условиях решением.

Выдержка - умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Выдержка-это способность постоянно контролировать свое поведение. Часто бывает трудно удержаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной  обстановке. Выдержанный человек всегда сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиями и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечивает успех в достижении поставленной задачи .

Без выдержки нет дисциплинированности, организованности, самостоятельности и мужества как высшего проявления воли .

В.К. Калин определяет выдержку как способность волевым усилием быстро затормаживать излишнюю активированность, сдерживать и подавлять ненужные в данный момент чувства, мысли и поведения .

Самостоятельность - это желание и способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроля, во взятии на себя ответственности за дела и поступки.

Самостоятельность как волевая черта личности присуща уже дошкольникам, однако мотивы ее проявления у детей разног возраста различны. Младшие дети используют ее как средство достижения частных целей. У подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть свое право на самостоятельность. У старших школьников мотивом проявления самостоятельности служит стремление испытать себя, проверить свои возможности.

Мужество - это не проявление отчаяния, а выражение уверенности в правоте дела, которое человек защищает, стойкость, выкованная в борьбе с малыми и большими трудностями.

Один из первых русских психологов Г.Е. Шумков писал, что героем называют человека, который проявил какой-либо вид мужества (храбрость, смелость, отвагу, самообладание, терпение и т.д.), достойного того, чтобы проявленный подвиг был передан потомству в поучение и назидание. Отсюда очевидно, что мужество связано с общественной значимостью совершенного, с нравственностью человека, и, во-вторых, оно имеет различные проявления.

Мужество выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизировать все свои планы на достижение цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование.

Настойчивость - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели.

Настойчивость выражается в способности личности завершить начатое дело и достигать поставленной цели в процессе достаточно напряженной и длительной деятельности. Настойчивость связана с умением осуществлять свои стремления, т.е. с одним из важнейших видов внутренних мотивов.

Настойчивость по В.К. Калину - это эмоционально-волевое качество, в котором эмоциональные и волевые компоненты на разных этапах деятельности могут быть представлены по-разному.

Реализуется настойчивость через многократное проявление упорства и терпеливости, следовательно, наличие у человека этих волевых качеств обусловливает в значительной степени и его настойчивость.

Все качества не даются человеку от рождения, а формируются и развиваются в процессе жизни. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Разделы психологии: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки