Впервые идея единства цикличности и линейности в процессе развития рассматривается в гегелевской философии. Там же закладываются основы для применения к проблеме развития законов диалектики. В дальнейшем этот подход активно разрабатывался в рамках философии и получил распространение в естественных и прикладных науках.
В современной науке общепризнанным считается то, что развитие реального мира и каждого отдельного его компонента происходит в форме неразрывной связи цикличности и линейности. С точки зрения Н.Е. Вераксы, Е. Романовой и др. сформированные циклические представления представляют собой систему, целое и могут быть описаны как диалектическая категория (см. Веракса, Зададаев). Объект (А) переходит в свою противоположность (не–А) через точку, объединяющую в себе обе противоположности (А и не‑А), а затем возвращается в точку А, которая в то же время и не тождественна А (обратный процесс имеет и противоположный вектор и сами опосредующие моменты противоположны друг другу как утро и вечер, как весна и осень).
Для изучения динамики представлений о цикличности детей дошкольного возраста, нами были созданы специальные диагностические методики («Банки» и «Самолеты»), направленные на исследование особенностей представлений о цикличности и возникающих на их основе диалектических действий (превращение, опосредствование, сериацию, обращение), и на то, какую именно стратегию выбирает ребенок при упорядочивании совокупности картинок: классификационную (формально–логическую) или циклическую (диалектическую).
Методика «Банки»
Стимульный материал методики «Банки» представляет собой 6 наборов по 5 карточек основных карточек и 1 дополнительной, для смены направления цикла. В каждой серии нарисован только один предмет, но в различных состояниях. Например, пирамидка разбирается и собирается.
Процесс проведения диагностики: Располагаем картинки в хаотичном порядке на столе и предлагаем ребенку разложить их так, как тот считает нужным. Это задание создает ситуацию неопределенности, экспериментатор смотрит, как будет трактовать его ребенок - как задачу на классификацию или на упорядочивание событий. Затем, если ребенок предпринимает попытки только классифицировать картинки, собирая их в стопки, просим разложить картинки так, чтобы получилась история и рассказать историю о банке. Если ребенок затрудняется это сделать, то выкладываем первую и последнюю картинку и предлагаем это сделать началом и концом истории.
В последующих заданиях экспериментатор проделывает тот же путь.
Анализ полученных данных: Составление рассказа циклического содержания с использованием всех картинок свидетельствует о наличии у ребенка способности к обращению. Моделирование цикла предмета выявляет особенности представлений о цикличности. Кроме того, обращается внимание на преимущественное использование ребенком диалектических или формально–логических интерпретаций ситуаций в условиях свободного выбора.
Критерием диалектического объяснения полученной серии стало составление рассказа, указывающего на соответствие всех картинок одному объекту, претерпевающему различные изменения. В формально–логической серии упорядочиваются различные объекты, обладающие разной степенью выраженности определенного признака.
Для выявления уровня развития циклических представлений у детей дошкольного возраста, нами было проведено исследование в 2013–2014 году. В нем приняли участие 21 ребенок в возрасте 6–7 лет, 25 детей 5–6 лет и 32 ребенка 4–5 лет из детского сада №1602 г. Москвы.
При обработке результатов суммировалось количество правильно выполненных заданий внутри возрастных групп и устанавливалось их процентное выражение.
Из полученных данных видно, что дети среднего возраста для решения подобных задач выбирают классификационную (формально–логическую) стратегию, т.е. соотнесение похожего с похожим. Дети раскладывали предложенные им 5 картинок по принципу наполненности банок. Стоит отметить, что данный способ действия выбирало большинство детей - 75% из всех диагностируемых детей данной возрастной группы. На наш взгляд, этот способ является для детей самым явным и наиболее часто используемым на занятиях, а соответственно, закрепленным в памяти, как наиболее правильный. Рассказ циклического содержания не составил ни один ребенок.
В подготовительном возрасте, дети преимущественно избирают циклическую (диалектическую) стратегию. При поиске решения выбор классификационной (формально–логической) стратегии был лишь у 11,11% детей. После вопросов экспериментатора все дети данной группы выкладывали последовательность из трех картинок - сериационный ряд с рассказом истории.
С составлением рассказа циклического содержания с использованием всех картинок справились 70% детей, что говорит нам о том, что в данном возрасте у детей хорошо развита чувствительность к обратимости и с использованием четырех картинок, вариант замыкания, справился один ребенок 3,7% из данной возрастной группы.
Дети старшего дошкольного возраста избирали и классификацинную и диалектическую стратегию при выполнении заданий данной методики. Из всей возрастной выборки, 73% детей раскладывали предложенные им 5 картинок по принципу увеличения или уменьшения состояния объекта, но 47% останавливались на данном варианте и не пытались найти другое решение. Всего 1 ребенок 5,26% составил рассказ циклического содержания с использованием четырех картинок. Нельзя утверждать, что в дошкольном детстве жестко закрепляется та или иная мыслительная позиция. Скорее всего, она активно формируется в возрасте 5–6 лет. Именно у детей этой возрастной группы наиболее часто встречались ответы, которые показывают одновременное наличие у ребенка двух позиций по отношению к окружающему: формально–логической и диалектической.
Преобладание диалектической мыслительной позиции привело к тому, в подготовительной группе и несколько детей в старшей пытались дать диалектическое объяснение формальному изменению признака объекта.
Наиболее ярким примером может служить следующий ответ:
Саша А.: На улице было лето, на столе стояла полная банка воды. Дети захотели пить, и выпили половину, потом, им снова захотелось пить и они выпили остальное. Банка стала пустой. Пришла бабушка и налила в банку немного воды, а потом подумала и налила воды ещё. Банка опять стала полной.
Анализ ответов испытуемых выявил трудности при замыкании в цикл сериационного ряда построения пирамидки или кубиков у большинства детей, оперирующих «обратной сериацией». И, наоборот, испытуемые, владеющие «комплексным обращением» - высшим уровнем диалектического действия, упорядочивающего элементы вторичного (обратного к исходному) превращения объекта в свою противоположность, который предполагает удержание в сознании первичного превращения, моделировали цикл развития без видимых затруднений. Эта закономерность обусловлена особенностями самого процесса развития. Понимание цикличности здесь возможно только при переходе от рассмотрения объекта к рассмотрению ситуации, в которой после «разбора» исходного объекта необходимо выделить некоторый новый элемент, аналогичный исходному.
Варя Н.: На столе стола полная банка, потом из неё вылили половину воды, а потом и вторую половину. Банка стала пустой. Потом в неё снова налили чуть-чуть воды и ещё чуть-чуть, и она стала полной.
Отсюда мы сделали вывод, что для понимания дошкольниками полного цикла превращения объекта им необходимо овладеть действием «комплексного обращения» и уметь перейти от рассмотрения изменений объекта к анализу ситуации, которая обусловлена произошедшими изменениями. Таким образом, способность ребенка объяснять полученные им линейные последовательности картинок как повторяющиеся события выступила критерием интеграции представлений о цикличности.
Методика «Самолеты»
Стимульный материал методики «Самолеты» представляет собой 7 лент и 1 набора из 8 карточек (3 из них лишние) для составления собственного цикла. Рисунки на лентах делятся на сериационные (на картинках изображен объект последовательно в разных ситуациях, не связанных между собой) и циклические, на которых объект переходит в противоположное состояние, а затем возвращается в исходное. Сюжет, представленный на картинках, хорошо знаком детям.
Процесс проведения диагностики: Задание состоит из нарисованных на ленте пяти картинок, на которых изображена история про самолет, представляющая собой цикл (самолет улетает с аэродрома и возвращается обратно). Располагаем ленту на столе и предлагаем ребенку рассказать, что нарисовано на картинках. Затем, просим ребенка рассказать историю. Если ребенок затрудняется это сделать, то начинаем рассказ самостоятельно, затем ребенок продолжает.
Важно, при этом, выяснить, понимает ли ребенок, что на ленте изображено именно циклическое преобразование (то есть, что самолет вернулся (прилетел) в тот же аэропорт).
Аналогичный порядок действий проделываем с лентами 2 (серия картинок) и 3 (циклическое преобразование).
После этого, задаем ребенку вопрос: Какая из лент 2 или 3 больше похожа на 1 и почему?
В последующих заданиях экспериментатор проделывает тот же путь.
Анализ полученных данных:При обработке результатов учитывалась способность выделять циклическую структуру из содержания и совершать перенос на другое содержание. Успешное выполнение задания требует от ребенка отвлечения от содержания картинок и сравнения их не по содержательным, а по структурным особенностям (наличие или отсутствие цикла).
При обработке результатов суммировалось количество правильно выполненных заданий внутри возрастных групп и устанавливалось их процентное выражение.
Из полученных данных видно, что дети среднего возраста не видят обратимости состояния предмета. Многие дети настаивают на том, что предмет пришел в другое место, а не возвратился на исходное положение, при этом экспериментатор обращает внимания на не существенные признаки. Стоит отметить, что детей, не выделяющих обращение - 80% из всех диагностируемых данной возрастной группы.
Ксения Т.: Подходит больше вертолет, потому что он тоже летит над лесом и морем.
Андрей С.: Вертолет, потому что он летит, летит и скоро прилетит, ты, просто, этого не видишь.
Все 100% не смогли сделать перенос на последующие задания. Дети не могут самостоятельно произвести перенос соотнесения обратимости действия на ленты с иным содержанием. Циклу предпочитают сериацию.
В подготовительном возрасте, всего 18,5% детей продолжают настаивать на том, что предмет пришел в другое место, а не возвратился на исходное положение, при этом происходит обращение внимания на не существенные признаки, 55% могут выполнить все предложенные задания с лентами.
Последнее задание - самостоятельно составить рассказ и выявить все лишние картинки, выполняют 44% детей.
Дошкольники старшего возраста, в отличие от детей среднего дошкольного возраста уже только 57,9% детей не смогла совершить перенос действия обратимости на последующие задания, при этом, 15,79% детей смогли безошибочно выполнить все задания на сопоставление лент. Самостоятельно составить рассказ и выявить все лишние картинки не смог ни один ребенок.
Разработанные диагностические методики, позволяют определить уровень развития представлений о цикличности у детей дошкольного возраста на хорошо знакомом для детей материале. Так же, благодаря данным методикам можно выявить и оценить уровень сформированности логических операций сериации и классификации.
Диагностика особенностей представлений о цикличности показала их наличие уже в среднем дошкольном возрасте, когда диалектические действия находятся лишь в стадии становления. Это дало нам право считать представления о цикличности явлений действительности основополагающим компонентом диалектического мышления. В указанном возрасте объект отражается в данных представлениях как находящийся сначала в одном состоянии, потом в другом или же, как два разных объекта. Это указывает на неполную структуру рассматриваемого компонента, так как переход от одной противоположности к другой лишь подразумевается. В старшем дошкольном возрасте в структуре представлений о цикличности появляются промежуточные компоненты, отражающие переход исходного качества в противоположное. Их наличие является отличительным признаком описываемого нами мыслительного средства.
Литература
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. — Уфа, 2006. - 212с.
- Илясова Е.В. Особенности циклических представлений старших дошкольников: Тезисы докладов. 1–я московская конференция студентов и аспирантов «Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы». Часть 1.— М.,1999. - С.101-102
Комментарии
Добавить комментарий