Инсайт

Инсайт

Инсайт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть) - внезапное понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной, ситуации, нахождение решения задачи. Научение путем Инсайт открыто В. Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (исследование проводилось во 2-й пол. 1910-х гг. на антропоидной станции, созданной Прусской академией наук на острове Тенерифе). Ставившиеся проблемы (как правило, доставание вкусной приманки) могли быть решены только нахождением «обходного пути», применением тех или иных средств; в некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения проблемы обезьяна переключалась на др. деятельность и во время манипуляций с подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения оставленной задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного бездействия, когда обезьяна просто рассматривала данную ситуацию. Кёлер интерпретировал это поведение как действие интеллекта, состоящее в переструктурировании зрительного поля восприятия в соответствии с проблемной ситуацией, в результате которого достигается внутреннее связывание ее элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием (см. также Орудийные действия животных, Сенсомоторный интеллект).

Результаты Кёлера ставили под сомнение бихевиористскую концепцию «слепого» научения путем хаотических проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок). Понятие Инсайт стало одним из ключевых для гештальт-психологии. К. Дункер и М. Вертгеймер использовали его для описания того типа человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого. Особое значение придавалось мгновенности возникновения понимания, осмысленности гипотез в процессе поиска решения.

Собственно механизмы Инсайт до сих пор изучены недостаточно. Инсайт - это скорее феномен, чем объяснительный принцип. Способность к Инсайт зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр. Научение путем И. занимает промежуточное положение между латентным обучением (поскольку происходит Интеграция информации, содержащейся в памяти) и творчеством (поскольку имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения). Термин «Инсайт» применяется иногда для обозначения одного из этапов творческого процесса, который в схеме Г. Уоллеса следует за этапом инкубации (созревания), но, строго говоря, является его продуктом. См. также Ага-переживание, Интуиция, Мышление продуктивное, Эвристика. (И.А. Мещерякова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Инсайт (от англ. insight) - внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством к-рого достигается осмысленное решение проблемы.

Понятие Инсайт введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В. Кёлера («Исследование интеллекта человекоподобных обезьян», 1930) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому (см. Бихевиоризм) представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок, а в исследованиях немецких психологов М. Вертгеймера («Продуктивное мышление», 1987) и К. Дункера («Психология продуктивного (творческого) мышления», 1965) применено также и к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. Впоследствии понятие И. приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте и. - одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом (art of though, 1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, И. (озарения) и проверки найденного решения.

Инсайт представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. Сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией.

Наиболее яркие примеры Инсайт дает история науки - открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса). Существование в структуре творческого процесса стадии инсайта рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением (см. Бессознательное).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Инсайт

  1. Наиболее общее значение – предчувствие или интуитивное чувство внутренней природы чего-либо. Имеется несколько более специализированных значений. Два из них касаются личностного инсайта.
  2. В стандартном обиходе – любое самоОсознание или самопонимание.
  3. В психотерапии – освещение или понимание чьего-то психического состояния, которое прежде не поддавалось осознанию. Обратите внимание, что там имеются различия между интеллектуальным инсайтом, который является видом теоретического понимания чьего-тс состояния или основной психодинамики чьих-то действий, но все еще остающимися отчужденными от человека, и эмоциональным инсайтом, которое рассматривается как истинное, глубокое понимание. Классический психоанализ, например, расценивает интеллектуальную форму как механизм защиты, а эмоциональную форму как основной элемент успешной терапии. Два дополнительных значения относятся к ситуативному или побуждаемому окружающей средой видам инсайта.
  4. Новое, чистое, навязчивое Осознание правильности чего-то, возникшего без явного обращения к памяти на прошлый опыт.
  5. В гештальтпсихологии – процесс, посредством которого решаются проблемы. В этом смысле инсайт характеризует внезапную реорганизацию или переструктурирование модели или значения событий, позволяющее человеку понять связи, соотносимые с решением. Здесь инсайт представляет собой вид научения и характеризуется принципом все – или – ничего. См. Интуиция.

предметная область термина

ИНСАЙТ (ОЗАРЕНИЕ) - внезапное понимание решения проблемы. Термин часто используется в психотерапии, где говорится, что пациент достигает инсайта, когда он осознает свое состояние либо причины этого состояния, которые ранее были непонятны для него.

ИНСАЙТ ТЕСТ (англ. insight — постижение, озарение) - проективная методика исследования личности. Опубликована Е. Саржент в 1944г. Обследуемому предлагают описания 15 ситуаций. После ознакомления с каждой ситуацией нужно письменно (или устно) ответить на вопросы, поставив себя на место действующего лица. Имеются два набора ситуаций — для женщин и мужчин. Ситуации И. т. затрагивают семейные проблемы, установки по отношению к противоположному полу, окружению, религии, профессии и т.д. При подборе ситуаций автор в основном опиралась на проблемы, типичные для студенческого возраста. Ответы обследуемого анализируются по трем направлениям: эмоциональные реакции, когнитивные проявления и способ разрешения конфликта. Эти области детализированы, по каждой выделены отдельные категории. Напр., в область эмоциональных реакций входят: фрустрация, тревожность, депрессия и т.д., причем эти категории получают количественную оценку. Л.Ф. Бурлачук

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Тематический указатель: 

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки