Добавить комментарий

Психолого-педагогические основы реализации программы работы с семьями детей с нарушениями в поведении на базе ДОУ

Психолого-педагогические основы реализации программы работы с семьями детей с нарушениями в поведении на базе ДОУ

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Как известно, неблагополучные семьи порождают неблагополучных, социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть родителями, с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами.

Эти проблемы можно предотвратить, если выявить проблемные семьи и оказать им необходимую психологическую помощь. Возникла необходимость организовывать детско-родительские группы, с целью оказания помощи неблагополучным семьям, коррекционно-профилактическая работа в которых будет направлена на преодоление проблем в детско-родительских отношениях и на установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Цель программы: способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, через коррекцию детско-родительских отношений, вооружение родителей психологическими знаниями.

Задачи программы:

  1. Коррекция отношений родителей и детей: развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком; улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития; достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга; выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов; устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
  2. Коррекция отношений к «Я» (к себе): формирование наиболее адекватной самооценки; приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «Я»; укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях; обучение приемам саморегуляции психического состояния.
  3. Коррекция отношений к реальности (к жизни): приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру. Концептуальной основой программы является идея сотрудничества взрослого и ребенка.

Программа опирается на различные теоретические подходы к пониманию отношений взрослого и ребенка: идеи К. Роджерса, Т. Гордона Ф. Перлза, Э. Берна. К. Роджерс - представитель гуманистической школы предлагает такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт; целый ряд психотерапевтических упражнений по самопознанию, улучшению самооценки. В психотерапии К.Роджерса психолог должен возбудить собственные силы клиента по решению его проблем, не обучить его, не решать за него, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов.

Основные принципы работы К. Роджерса, используемые в работе: безусловное принятие человека и его переживаний; отсутствие оценок по отношению к нему; проявление эмпатии: Понимание внутреннего мира человека, глубокое сопереживание ему. Учения К. Роджерса составляют основу Программы Томаса Гордона «Тренинг эффективного родителя», в которой внимание концентрируется на навыках общения родителей. Задачи работы с родителями, по Гордону, сводятся к тому, что родители должны усвоить три основных умения: активно слушать, то есть умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям; умение выражать собственные чувства и слова доступно для понимания ребенка; использовать принцип «оба правы» для разрешения конфликтных ситуаций, то есть умение договариваться с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

Программа предусматривала использование гештальттерапевтических игр, предоставляющих возможность экспериментировать с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр участники «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями. Теория трансактного анализа Э. Берна направлена на оказание психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

Основные этапы реализации программы.

Первый этап - выявление неблагополучных семей.

В середине сентября каждого учебного года, составлялся социальный паспорт ДОУ, как необходимая предпосылка обеспечения личностного подхода к семьям воспитанников, позволяющая обеспечить своевременную информированность всех структур МДОУ о социальном составе и положении семей, социальном статусе родителей. Также проводится исследование социального самочувствия семьи, которое дает информацию о педагогическом стиле родителей, уровне эмоционального здоровья в семье и об образовательном уровне родителей Выявляются неблагополучные семьи, в которых наблюдается: власть матери или отца, агрессивное поведение одного или обоих родителей по отношению к ребенку, агрессивное отношение отца к матери, частые конфликты в семье, а также семьи с тревожными, опекающими родителями. Информацию о формировании детско-родительских групп и возможности принять в них участие сообщается родителям на психологической консультации и на родительских собраниях, что позволяет избежать возможных уходов из группы из-за низкой мотивации или недостаточной информированности о целях и задачах программы.

Второй этап – диагностический.

На этом этапе проводится исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в семьях «группы риск». Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы или частично структурированного Интервью. Этот этап служит для установления непосредственного личного контакта между психологом и матерью ребенка, для ее ознакомления с проблемами, а также для определения собственной потребности в посещении групповых занятий. Анализ литературы позволил выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий для решения поставленных задач. Диагностика проводится индивидуально с одним из родителей или ребенком, в несколько этапов. Методики для детей и родителей применяются в комплексе, группируются в зависимости от нарушения в эмоциональной сфере.

Третий этап – психокоррекционный.

Состоит в формировании и закреплении на совместных занятиях родителей и детей, эффективных навыков взаимодействия с ребенком, в развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания своего ребенка. Психокоррекционная работа строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей и детей «группы риска». Групповая форма работы – представлена в форме групповых совместных занятий родителей и детей (13 занятий, продолжительность каждого 2–2,5 часа). Эту программу целесообразно реализовывать параллельно с программами: «Мы - самые лучшие родители!» (в которой проводятся 15 занятий с родителями без детей), задачами которой являются: самопознание, снижение эмоционального дискомфорта и укрепление уверенности родителей в возможностях своего ребенка; улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком; повышение психологической компетентности родителей, коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, обращение родителей к образу своего внутреннего ребенка и своего детского опыта; «Гармония», направленную на снижение негативных эмоциональных состояний таких как агрессивность и тревожность (в которой проводятся подгрупповые занятия 1 раз в неделю в течение двух лет: 30 занятий с детьми из старших групп; 31 занятие с детьми из подг. групп. Длительность игрового занятия составляет: для детей 5-6 лет - 25-30 мин.; для детей 6-7 лет 30-35 мин.).

Четвертый этап – заключительный.

На этом этапе проводится повторное исследование психологических особенностей детско-родительских отношений в семьях «группы риск». Анализируются и обобщаются полученные результаты, осуществляется совершенствование методов и приемов взаимодействия с родителями и детьми. Делается вывод о степени эффективности данной работы. Прослеживается отношение родителей к ребенку как равному, уважение к увлечениям и чувствам ребенка, признают права ребенка и его достоинства, принимают его таким, какой есть. Родители отмечают, что после работы в группе изменился характер их общения с детьми, оно стало радостнее и свободнее, они стали делиться друг с другом своими чувствами, желаниями, стали советоваться со своим ребенком. Родители обращали внимание на то, что проявление ребенком некоторых негативных эмоций перестало их раздражать, что они стали больше понимать причины его поведения и видеть ребенка по-новому. После детско-родительских занятий, большее число родителей стало обращаться на консультации, что, безусловно, связано с наработкой зоны доверия и безопасности между психологом и родителями.

Дубчак М.В., педагог-психолог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 50, г. Нижневартовск

Разделы психологии: 

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки