АТТРАКЦИЯ
Аттракция (англ. attraction; от лат. attrahere — тянуть к себе, притягивать, в переносном смысле — привлекать, склонять).
- Поведение приближения к объекту или только обращение внимания, проявление интереса к ч.-л. Ср. аттракцион - эффектный цирковой или эстрадный номер; развлечение.
- В социальной психологии Аттракция называют дружелюбный тип отношений между людьми, симпатии их друг к другу Следует заметить, что это понятие не объяснительное, а чисто описательное и к тому же метафорическое.
В теории равновесия (баланса) Ф. Хайдера постулируется (принцип реципрокности), что социальная А. взаимна: если вы обнаруживаете, что кто-то вам симпатизирует, то это делает более вероятными ваши к нему симпатии. См. Аттрактивность, Дружба. (Б. М.)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком (см. Восприятие межличностное) привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения (см. Эмоции), оценка к-рого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.
Психологический словарь. И. Кондаков
Аттракция
- Словообразование - англ. attraction - притяжение, тяготение.
- Категория - установка на другого человека.
- Специфика - обусловливает интерес людей друг к другу. В соответствии с ней индивид вовлекается в совместную деятельность.
- Диагностика - измеряется при помощи шкалы межличностных оценок.
- Литература - (Ed.) Huston T. Foundations of Interpersonal Attraction. N.Y., 1974
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Аттракция
- (Привлекательность.) Характеристика объекта, действия или человека, которые у других людей или объектов вызывают реакции приближения.
- (влечение.) стремление к объекту, действию или человеку.
Значение 1 наделяет желаемый объект определенной "силой"; Мэрилин Монро была очень привлекательной для многих мужчин.
Значение 2 помещает эту "силу" в жаждущего человека; многие мужчины чувствовали влечение к Мэрилин Монро. Кажется, вполне ясно, что любой разумный психологический анализ аттракции покажет, что оба аспекта находятся в сложном динамическом взаимодействии.
предметная область термина
Межличностная аттракция (interpersonal attraction) - в том виде, как она определяется соц. психологами, М. а. указывает на благосклонное отношение или чувство приязни и симпатии к др. чел. Большинство эмпирических исслед. посвящено первым впечатлениям и начальным контактам, хотя внимание к аттракции между людьми в продолжающихся отношениях привлекает.
Установлено, что первые впечатления определяют поведение чел. в отношении др. лица и могут вызывать у этого другого реакции, которые согласуются с этим впечатлением и, т. о., подкрепляют его. В качестве общего правила, нас тянет к тем, кто, как мы полагаем, обладает благоприятными характеристиками или качествами, и нас отталкивают те, кого мы воспринимаем как наделенных неблагоприятными атрибутами, причем силы притяжения/отталкивания тем больше, чем больше воспринимаемые нами достоинства/недостатки др. людей. Физическая внешность.
Люди всех возрастов склонны предпочитать физ. привлекательных людей физ. непривлекательным. В пределах одной и той же культуры или субкультуры существует значительная степень согласия в оценках физ. привлекательности чел., однако нам мало что известно о тех конкретных атрибутах, к-рые определяют красоту. Физ. привлекательные люди воспринимаются как обладающие такими социально желательными чертами личности, как чуткость, доброта, скромность, ум и общительность и, в соответствии с этими стереотипными представлениями, физически привлекательные вызывают к себе большее чувство симпатии, чем физ. непривлекательные. Однако существуют свидетельства, что физ. внешность оказывает большее влияние на влечение мужчин к женщинам, чем наоборот. Поведение. Впечатления часто основываются на наблюдениях открытого поведения в сочетании с тем контекстом, в к-ром оно возникает. Исслед. в области каузальной атрибуции показывают, что поведение др. чел. зачастую объясняется путем приписывания ему соответствующих личностных диспозиций. Эти умозаключения в дальнейшем влияют на возникновение чувства симпатии или неприязни к этому чел.
Существуют определенные свидетельства тому, что на возникновение симпатии оказывают влияние такие невербальные характеристики поведения, как улыбка, контакт глаз, прикосновения и телесная поза. Эффекты самораскрытия (self-disclosure), по-видимому, зависят от обстоятельств, при к-рых раскрывается информ., и, что представляется наиболее важным, от того, оказывается ли эта раскрываемая информ. социально желательной или нежелательной. Сходство. Наша симпатия к др. людям возрастает как прямая функция от степени, в к-рой мы воспринимаем их похожими на нас в своих мнениях, интересах и личностных характеристиках. Многочисленные лабораторные и полевые эксперименты оказывают сильную поддержку такому заключению. Последствия привлекательности.
Последствия межличностной привлекательности привлекли к себе гораздо меньше внимания исследователей, чем ее предпосылки. Конечно, разделение причин и следствий в контексте развивающихся взаимоотношений является отнюдь не простой задачей. Так, взаимодействие между людьми может приводить к увеличению сходства выражаемых ими мнений и интересов, что в свою очередь может оказывать влияние на их взаимную симпатию и последующее взаимодействие и т.д. Многие реакции на др. чел., по-видимому, вовсе не зависят от его привлекательности. В свою очередь, привлекательность др. чел. обычно вызывает тенденцию сближаться и устанавливать дружеские отношения с этим чел. Что не вызывает сомнений, так это то, что на формы, к-рые будет принимать эта тенденция сближения, в значительной степени влияют ситуационные и личностные факторы. См. также Аттитюды, Экспрессивная мимика А. Айзен
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий