Слепоглухонемота

СЛЕПОГЛУХОНЕМОТА

Слепоглухонемота (англ. blindness and deafness) - отсутствие зрения и слуха и связанная с отсутствием слуха немота. С. может наступать не только при полном, но и при частичном поражении слуха и зрения. Практически С. возникает тогда, когда снижение слуха в раннем возрасте делает невозможным усвоение речи на слух, а потеря зрения исключает использование зрительных восприятий. Слепоглухонемой лишается возможности речевого общения с людьми; характерной для него становится задержка психического развития. Без специального обучения он не усваивает ни одного слова и даже навыков человеческого поведения. Однако слепоглухонемой обладает возможностью полноценного умственного развития, как это показали А. Г. Соколянский, А. И. Мещеряков и др. (см. также Е. Келлер).

В процессе специального обучения создаются и развиваются все усложняющиеся формы общения слепоглухонемого: от простейших до самых сложных - речевых. Основная задача обучения состоит в формировании и накоплении образов предметов, навыков самообслуживания и бытового труда. Первоначально средствами общения со слепоглухонемым являются жесты, обозначающие предметы и действия. Затем отдельные жесты заменяются словами, сообщенными слепоглухонемому в дактильной форме (см. Дактилология). Постепенно роль словесной речи увеличивается и, в конце концов, она полностью заменяет жестовую форму общения. В словесной речи ведущей является ее дактильная форма, а основной формой письменной речи - рельефный шрифт Брайля. Однако в процессе обучения слепоглухонемой овладевает также и устной (звуковой) формой речи, и умением воспринимать на своей ладони начертание обычных букв. Обучение слепоглухонемых речи, усвоение ими словаря, грамматического строя языка осуществляется в тесной связи с постепенным расширением и усложнением их непосредственного жизненного опыта. Овладение словесным языком открывает для слепоглухонемого возможности усвоения знаний, умений и навыков в объеме школьной программы, широкого круга сведений об окружающем мире.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Слепоглухонемота - врожденная либо приобретенная утрата зрительной и слуховой функций и - как следствие - нарушение речи (немота). При наличии слепоглухоты в раннем детстве нарушается речевое общение с людьми и потому задерживается развитие умственное. Без специального обучения не усваивается речь и правила поведения.

При специально организованном обучении первоначальными средствами общения со слепоглухонемыми служат жесты, означающие предметы и действия. В дальнейшем на этой основе формируется речь дактильная, когда жесты заменяются словами, сообщаемыми посредством прикосновений руки. Наконец, речь дактильная полностью заменяет жестовую форму общения и формируются навыки чтения рельефного шрифта Брайля.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Слепоглухонемота - сочетание слепоты с глухонемотой. Возникает вследствие органического поражения головного мозга в раннем детстве или является результатом аномалии развития.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Слепоглухонемота - сочетание слепоты, глухоты и отсутствия речи. Является следствием генетически детерминированной аномалии развития или результатом раннего повреждения головного мозга (предположительно, в периоды эмбриогенеза и фетогенеза).

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки