РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Развивающее обучение (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) (англ. developing education) - в настоящее время это полное научно-методическое и практически-организационное обеспечение учебного процесса начальной школы по математике, родному (г. о. рус.) языку, изобразительному искусству, литературе, естествознанию. Развивающее обучение распространено в России, Украине, Белоруссии, Латвии, Казахстане.
Разработка психолого-педагогических основ Р. о. началась в 1959г. в рамках исследований по психологическим проблемам учебной деятельности в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.И. Айдарова, К.В. Бардин, Л.В. Берцфаи, А.К. Маркова, Г.Г. Микулина и др.). В дальнейшем к исследованиям подключился большой коллектив авторов. Важным этапом становления Развивающее обучение была работа этого коллектива над планом-заказом Министерства просвещения СССР по разработке содержания и методов обучения по основным предметам начальной школы, составивших основу Р. о. как системы образовательных технологий. За 40 лет в различных издательствах вышло более ста наименований книг, посвященных теории и практике Р. о. (монографии, методические пособия для учителей, учебники для детей, сборники, брошюры и т.д.). Основы системы описаны в фундаментальных трудах Давыдова: «Виды обобщения в обучении» (М., 1972), «Проблемы Р. о.» (М., 1986), «Теория развивающего обучения» (М., 1996).
Развивающее обучение создавалось для того, чтобы обеспечить подрастающему поколению благоприятные стартовые условия для вхождения в мир, облик которого определила научно-техническая революция. Современный человек живет и работает в ситуациях, где реальные процессы и явления представлены ему через многократное отображение свойств объектов в текстах, числах, графиках и т.п. Для того чтобы принимать верные решения, он вынужден оценивать суть дела по его знакам, т.е. действовать на основе теоретически представляемой реальности. И чем сложнее стоят задачи, тем меньше возможностей действовать по инструкции, не вдаваясь в существо дела, и тем выше требования, предъявляемые к способности человека мыслить теоретически. В житейской практике (в быту, в простом общении между людьми) такой (теоретический) подход к делу может появиться лишь случайно. Закономерно он возникает и культивируется в науке, промышленности, искусстве, политике, праве и др. исторически развивающихся видах человеческой деятельности, где по содержанию задач у людей возникает потребность определять существо явления по его внешним проявлениям.
В современной школе подготовка к такой деятельности в основном осуществляется за счет включения в программы старших классов большого объема научного знания: математики, физики, химии, экономики, истории, обществоведения и т.д. Но у большинства детей, которые переходят из начальной в среднюю школу, недостаточно развиты предпосылки к пониманию теоретического содержания этих наук. Это связано с тем, что в традиционной начальной школе никогда не ставилась такая задача вообще. В ней до сих пор господствует идущая с прошлого века традиция на привитие детям навыков чтения, письма и счета, конечно необходимых современному человеку, но недостаточных для ориентации в современном мире. Эльконин и Давыдов предположили, что такое положение дел уже не соответствует ни реальным потребностям общества, ни ситуации возрастного развития, когда ребенок стремится к освоению содержания и форм деятельности, выходящих за границы непосредственно доступных ему в житейской (бытовой) практике. Поэтому цель Развивающее обучение - развитие у детей основ теоретического мышления (или, более широко, основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика).
В программах и методическом обеспечении Р. о. изначально заложено единство содержания, метода и развития. Давыдов писал: «содержанием развивающего начального обучения являются теоретические знания (в современном философско-логическом их понимании), методом - организация совместной учебной деятельности младших школьников (и, прежде всего, организация решения ими учебных задач), продуктом развития - главные психологические новообразования, присущие младшему школьному возрасту» (1996).
В основе учебного процесса Развивающее обучение лежит т.н. «учебная задача», т.е. задача, вынуждающая уч-ся искать (анализировать, применять) общий способ решения всех задач данного типа. В процессе решения таких задач уч-ся обобщает существенные особенности объектов, а также свои действия и действия др. детей с этими объектами. Тем самым он учится мыслить теоретически. Деятельность уч-ся в данном случае называется квазиисследовательской потому, что воспроизводит основные элементы научной дискуссии, т.е. того, как ученые излагают и обсуждают результаты своих исследований. На предметах эстетического цикла воспроизводятся основные элементы творческой деятельности и общения людей в искусстве. Учебная деятельность в Р. о. представляет собой систему учебных задач (более подробное изложение содержания и структуры учебной деятельности см. в соответствующей статье). Содержание и последовательность этих задач в каждом учебном предмете выстроена с т.зр. выработанного в науке и культуре развитого взгляда на существо этих предметов. «Математика», созданная Давыдовым и его соавторами (С.Ф. Горбовым, Г.Г. Микулиной, О.В. Савельевой), - это взгляд на арифметику с т.зр. высшей математики. Близкий к этому подход реализован в курсах математики А.М. Захаровой и Т.И. Фещенко, Э.И. Александровой. «Родной русский язык», разработанный В.В. Репкиным и его коллективом, есть обучение правописанию на основе достижений современной лингвистики рус. языка. «Изобразительное искусство» Ю.А. Полуянова представляет собой организацию детского изобразительного творчества по выработанным в истории искусства способам создания выразительных форм по законам красоты. «Литература как предмет эстетического цикла» Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской воспроизводит высокие образцы культурного прочтения художественных текстов и общую логику литературного творчества. «Естествознание» Е.В. Чудиновой и Е.Н. Букваревой представляет собой процесс ознакомления детей с окружающим миром, построенного на элементах научного наблюдения и эксперимента. В «Музыке» Л.В. Виноградова воспроизводятся основные принципы и традиции коллективного музицирования.
Развивающее обучение существенно изменило взгляд психолого-педагогической общественности на возрастные возможности и закономерности психического развития детей. Центральное положение теории Р. о., которое можно рассматривать как психолого-педагогическое открытие, заключается в след.: младший школьник может оторваться от пут узкого житейского (т.н. эмпирического) отношения к вещам и явлениям и подняться до высот теоретических обобщений, опираясь при этом на доступный ему опыт осмысления окружающей действительности. Это положение подтверждено как в экспериментальных исследованиях, так и в широкой практике. Но его нельзя рассматривать как реальность, существующую саму по себе. Проектировщики учебных предметов Р. о. и педагоги-практики каждый раз должны воспроизводить в своей деятельности такую возможность развития детей, т.е. проявлять научно-методическое и педагогическое творчество. Существенный вклад в становление практики Р. о. внесли учителя экспериментальной школы №91 г. Москвы (А.А. Кирюшкина, М.А. Поливанова, Т.Г. Пильщикова, В.А. Миндарова, М.П. Романеева, Н.Л. Табачникова, Л.А. Суховерша, С.И. Шияновская) и школы №17 г. Харькова (Р.Ф. Пальчик, Л.В. Говердовская).
Теория Развивающее обучение стимулировала развитие фундаментальных исследований: совместной коллективно распределенной учебной деятельности (Р.Я. Гузман, Г.Г. Кравцов, А.Ю. Коростылев, Т.А. Матис, Ю.А. Полуянов, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.), методов диагностики таких компонентов теоретического мышления, как анализ, планирование, рефлексия (Р. Атаханов, А.З. Зак, Е.И. Исаев, В.Х. Магкаев, А.М. Медведев, П.Г. Нежнов, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин и др.), системности мышления (В.В. Рубцов, Н.И. Поливанова, И.В. Ривина, А.К. Дусавицкий). Практика Развивающее обучение вызвала необходимость в разработке критериев оценки уровней сформированности учебной деятельности (В.В. Репкин, Г.В. Репкина, Заика Е.В.), критериев усвоения теоретических знаний (Г.Г. Микулина, О.В. Савельева), методов диагностики общего и художественного развития детей по их рисункам (Ю.А. Полуянов), методов диагностики развития читательской деятельности школьников (Г.Н. Кудина), методов предметной диагностики основ теоретического мышления школьников и экспертизы учебного процесса Р. о. (В.А. Гуружапов). Элементы Развивающее обучение вошли в содержание различных модернизированных программ по математике для традиционной школы (Н.Я. Виленкин, Н.Б. Истомина, Л.И. Петерсон), а также в др. отечественные дидактические системы, в частности «школу 2100» (А.А. Леонтьев и др.). Особый взгляд на принципы Р. о. реализован в дидактической системе Л.В. Занкова, школы «Диалог культур» (В.С. Библер и др.). Широкое распространение идей Р. о. стимулировало становление взгляда на систему общего образования как развивающего образования в аспектах: общего концептуального взгляда (А.Г. Асмолов, В.П. Зинченко, В.В. Рубцов, Ю.В. Громыко, В.И. Слободчиков), методов управления школой (В.С. Лазарев), разработки содержания и методического обеспечения предметов для основной средней школы (А.Б. Воронцов, Е.В. Высоцкая, С.Ф. Горбов, В.М. Заславский, Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская, В.А. Львовский, Э. Сатбалдина, Е.В. Чудинова, Б.Д. Эльконин), способов организации образовательной среды школы для обучения детей от 5 до 17 лет (В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов), методов психологической подготовки специалистов в вузе (В.П. Андронов). (В.А. Гуружапов).
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
нет значения и толкования слова
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий