РАЗЛИЧЕНИЕ
Различение (англ. discrimination) - наряду с обнаружением, опознанием, и идентификацией - один из 4 основных сенсорных процессов: сравнение 2 сходных стимулов, отличающихся обычно величиной 1 физического параметра. См. также Прием информации. (И.Г. Скотникова)
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Различение
- способность воспринимать различия между двумя и более стимулами;
- в восприятии и психофизике – способность различать стимулы разной интенсивности;
- в социальной психологии – не одинаковое отношение к индивидам или группам, основанное на произвольных характеристиках, таких, как пол, раса, этническая принадлежность, культура и т.п.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Различение - имеется два значения, одно специальное и "нейтральное", другое концептуально основывается на специальном значении, но изобилует этическими и моральными коннотациями политики, расы, религии и т.д.
- в специальной литературе - способность воспринимать различия между двумя или более стимулами. Это также может рассматриваться как класс экспериментальных процедур, обозначаемый общим понятием процедуры научения различению. Например, в экспериментах по оперантному обусловливанию - реакции в присутствии одного стимула (SD) подкрепляются, а реакции в присутствии другого (Sдельта) - нет. В классическом обусловливании - присутствии одного стимула CS (условный стимул) и US (безусловный стимул) соединяются (то есть CS является истинным CS, обычно он обозначается как CS), но в присутствии другого стимула они не соединяются (то есть CS здесь не является истинным CS, так как он не служит сигналом US, он обычно обозначается как CS). В оперантном обусловливании такое научение ведет к продуцированию реакций в присутствии, но не в присутствии Sдельта. В классическом случае это ведет к вызыванию CR в присутствии CS , но не в присутствии CS. В этих примерах термин явно используется для описания процедуры научения посредством которой организм научается различным образом реагировать на различные стимулы. Обратите внимание, что вопрос о приятии и научении (научении организма обнаруживать физические различия между самими стимулами) является только косвенным. В большинстве процедур по научению различению заложено предположение о том, что организм воспринимает различия между стимулами, но просто не реагирует на них по-разному, потому что никогда не применялось подкрепление с тем, чтобы организм научился относиться к ним по-разному.
- В восприятии и психофизике - способность различать стимулы. Более подробно см. порог (2).
- Более широкое значение, в социальной психологии и связанных с ней областях - не одинаковое отношение к индивидам или группам, основанное на произвольных характеристиках, таких как раса, пол, этническая принадлежность, культура и т.д. Если не углубляться в политику использования этого термина, можно просто отметить, что точное Понимание специальных значений может привести к хорошему пониманию проблемы. См. предубеждение.
предметная область термина
СЕНСОРНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ - по существу, различное реагирование на различные стимулы. Если субъектом является организм, не наделенный речью, можно сказать, что сенсорное различение двух стимулов происходит тогда, когда у субъекта устойчиво возникает одна реакция на один стимул и другая реакция – на другой; с человеческими субъектами достаточно вербальной реакции, чтобы понять, что различие обнаружено. См. различение.
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ - несколько вводящий в заблуждение термин, употребляемый для обозначения способности обнаруживать две различных точки стимуляции на коже. См. порог двух точек.
СИСТЕМНОЕ РАЗЛИЧЕНИЕ - процесс визуального восприятия, позволяющий нам различать двухмерные стимулы (например, слова на этой странице) и трехмерные стимулы (окружающие объекты). Было выдвинуто несколько теорий, объясняющих механизм этого различения: Шаблонная теория: поступающие стимулы сравниваются с готовыми образами (шаблонами), хранящимися в памяти. стимул распознается при близкой степени совпадения. Теория прототипов: поступающие стимулы сравниваются с «типичными» образами этого класса стимулов. К примеру, если нас просят представить дом, большинство европейцев обнаружит, что у них имеются сходные представления о том, как должен выглядеть дом. Все, что соответствует этому образу — т.е. обладает сходными чертами, — будет опознано как дом.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий