ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ориентировочная деятельность (англ. orienting activity) - деятельность, направленная на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач.
Различные виды О. д. в своей развитой форме представляют собой складывающиеся прижизненно сложные функциональные системы. На 1-м этапе развития О. д. путем обследования условий задачи и использования прошлого опыта у субъекта формируется образ ситуации и тех условий, которые должны быть в ней выполнены для достижения поставленных целей. В дальнейшем функция Ориентировочная деятельность заключается в ориентации и регуляции поведения на основе сложившегося образа.
Начало психологическому изучению Ориентировочная деятельность положили работы, показавшие роль исследовательских реакций в образовании навыков и при интеллектуальном поведении животных. В дальнейшем изучение О. д. у человека (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) позволило установить существенную зависимость формирования двигательных навыков, сенсорных процессов, запоминания материала, усвоения понятий от особенностей ориентировки испытуемых в условиях задания.
Были выделены различные типы ориентировки (Гальперин), в зависимости от которых изменяется эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений.
- При 1-м типе ориентировка осуществляется на случайные признаки, в результате чего обучение идет медленно, путем ошибок и проб и дает низкие результаты (см. метод проб и ошибок).
- Для 2-го типа характерна ориентировка на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания. Процесс обучения идет в этом случае значительно организованнее и быстрее, чем в 1-м, однако результаты получаются ограниченными, т.к. перенос сформированных знаний и умений возможен лишь в пределах узкой зоны предъявляемых заданий.
- 3-й тип отличается ориентировкой на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта и его положения среди др. объектов того же рода. При 3-м типе ориентировки происходит не только повышение темпов обучения, но усваиваемые знания и умения легко переносятся в новые, измененные условия.
См. Теория поэтапного формирования умственных действий, Умственные действия.
Зоопсихология и Сравнительная психология. Гроголева О.
Ориентировочная деятельность - совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование поведения. Основными и самыми общими задачами ориентировочной деятельности являются: анализ проблемной ситуации, установления отношения между элементами ситуации и их актуальных значений, построение плана действия - его контроль и коррекция.
Существенное отличие О.д. животных состоит в том, что при планировании и регулировании поведения человек опирается на накопленные обществом знания о предметах и способах действия с ними, их социальном значении и общественные формы отношений.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий