Образ

ОБРАЗ

Образ (англ. image) - чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (Образ восприятия, Образ представления, последовательный О.), так и рациональным (О. атома, О. мира, О. войны и т.п.). О. является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество О. определяют степень совершенства действия. В процессе реализации действия исходный О. видоизменяется (преобразуется), накапливая в себе опыт практического взаимодействия субъекта со средой. Объем содержания О. безграничен (от О. микрочастицы до О. Вселенной), причем все содержание дано в нем одновременно (симультанно). В чувственном О. м. б. воплощено любое абстрактное содержание; в этом случае материалом для образа служат не только пространственно-временные представления (зрительные, слуховые, тактильные, мышечные, вестибулярные, вкусовые и обонятельные), но и Внутренняя речь (в виде названия абстрактного понятия или описания его с помощью ключевых слов). (См. Концептуальная модель, Оперативный образ, Отражение чувственное, Радикальная теория образов, Функциональная эквивалентность образов).

Различают следующие виды образных явлений.

  1. Образ восприятия (син. перцептивный О., перцепт) - отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), воздействующего на органы чувств.
  2. Образ представления (см. Представление, Представления памяти).
  3. Образ воображения (син. фантазия) - вымышленный О., данный в представлении, но не имеющий аналогов в реальной действительности и поэтому никогда ранее не воспринимавшийся (см. Воображение).
  4. Послеобраз (син. последовательный образ) - следовое непроизвольное «восприятие» кажущегося объекта, который незадолго до этого рассматривался при строго неподвижном взгляде (в случае зрительного послеобраза, но аналогичные явления существуют и в др. модальностях). Хорошо заметен лишь на однородном (лучше всего сером) фоне при устойчивой зрительной фиксации неподвижной (или медленно и плавно движущейся) метки.
  5. Эйдетический образ - отчетливое, полное и детальное зрительное представление объекта (сцены) в течение некоторого времени после прекращения его рассматривания; отличается от послеобраза независимостью от движений глаз и большей стабильностью сенсорных характеристик. Эйдетизм характерен для части детей. У взрослых встречается редко.
  6. Фосфены (син. фотизмы) - хаотические световые «ощущения» («искры в глазах»), обычно наблюдаемые в темноте или при закрытых глазах; имеют разнообразную текстуру - от нескольких светящихся точек до сложных узоров, меняющихся во времени. Могут вызываться электрической стимуляцией участков кожи ок. глазницы или различных отделов зрительного анализатора, а также механическим воздействием на глаз (надавливанием на закрытое веко).
  7. Фантом (см. Фантом ампутационный) - ощущение утраченной части тела (после ампутации руки, ноги и т.п.).
  8. Галлюцинация - ложное восприятие реально отсутствующего объекта (сцены), субъективно не отличаемое от О. восприятия; возникает спонтанно, как правило, при различных психических расстройствах (см. Онейроидное состояние сознания, Персеверация, Синдромы психопатологические, Сознания патология), в стрессовых ситуациях и во время длительной сенсорной изоляции.
  9. Почти всем знакомы нормальные сновидные О., которые нередко имеют «кинематографический» и квазиреальный характер. См. также Психосенсорные расстройства, Энтоптические явления. (А.И. Назаров)

Добавление ред.: слово «Образ» — составное (образ); корень его родственен глаголу резать.

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

нет значения и толкования слова

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Образ - термин происходит от латинского слова, означающего имитацию, и большинство способов употребления его в психологии, и устаревших и современных, вращаются вокруг этого понятия. Следовательно, наиболее распространенными синонимами для него являются понятия сходство, копия, воспроизведение, дубликат и т.д. Встречается несколько важных вариации этого понятия:

  1. Оптический образ – наиболее конкретное использование, которое относится к отражению объекта зеркалом, линзой или другим оптическим устройством.
  2. Более широкое значение – сетчаточный образ – (приблизительное) изображение объекта на сетчатке, возникающее точка за точкой, когда свет преломляется оптической системой глаза.
  3. В структурализме – один из трех подклассов сознания; другие два: ощущения и чувства. Основной упор в этой модели употребления делался на то, что образ должен рассматриваться как психическое представление прежнего сенсорного опыта, как его копия. Считалось, что эта копия менее яркая, чем сенсорный опыт, все еще представленная в сознании как память об этом опыте Это специфическое значение термина было привнесено и в современную когнитивную психологию, где образ рассматривается как, грубо говоря 4.
  4. Картинка в голове. Это понятие на уровне здравого смысла фактически довольно хорошо отражает суть термина в его наиболее современном использовании но следует сделать некоторые предостережения, (а) "Картинка" не в буквальном смысле - нет никакого устройства, типа слайдопроектор/экран скорее следует говорить: "как будто картинка". То есть воображение это когнитивный процесс, действующий так, "как будто" у человека возникает мысленная картинка, являющаяся аналогом сцены из реального мира, (б) Образ не обязательно рассматривается как воспроизведение прежнего события, но скорее как конструкция, синтез. В этом смысле образ больше не рассматривается как копия, например, можно представит себе единорога, едущего на мотоцикле, что врядли будет копией какого-либо прежде виденного стимула, (в) Эта картинка в голове, кажется, может мысленно "перемещаться" таким образом, чтобы можно воображать, например, единорога, едущего на мотоцикле к вам, от вас, по кругу и т.д. (г) Картинка не обязательно ограничивается зрительным представлением, хотя, несомненно, чаще всего этот термин употребляется именно в этом смысле. Например, можно вызывать слуховой образ (пробуйте создать образ из какой-либо хорошо известной мелодии), осязательный образ (представьте себе форму, скажем, треугольника, прижатого к вашей спине) и т.д. Некоторые люди утверждают, что у них бывают даже вкусовые и обонятельные образы. Из-за таких расширенных толкований к этому термину часто добавляются определения, чтобы указать форму обсуждаемого образа. И в заключение, (д) эта модель употребления посягает на значение этимологически связанного с этим термина воображение. Выше были приведены основные модели употребления, но встречаются и некоторые другие: 
  5. Общее отношение к некоторому учреждению, как, например, "образ Китая у жителей запада".
  6. Элементы сновидений.

предметная область термина

ОБРАЗ-ЦЕЛЬ идеальное представление будущего результата деятельности оператора. Цель деятельности оператора выступает как образ (в широком смысле) заданного состояния объекта управления: того состояния, в который этот объект нужно перевести. Являясь идеальным представлением конечного результата деятельности, О.-ц. выступает и в качестве предпосылки, определяющей ее начало. Сложная деятельность не может быть ни спланирована, ни тем более осуществлена, если такая предпосылка не сформирована. Формирование О.-ц. тесно связано с понятием опережающего отражения. Оно выступает в двух различных формах: предвидение (прогнозирование, антиципация, экстраполяция) и целеполагание. Эти формы близки друг к другу и могут превращаться одна в другую. Однако первая более относится к опережающему отражению объективного хода событий, взятых безотносительно к субъекту. Вторая" характеризует опережающее отражение, включенное в деятельность субъекта: цель выступает как опережавшее отражение будущего результата деятельности.

В О.-ц., формирующемся в процессе целеполагания, объект отражается как изменяющийся не просто сам по себе (по своим законам), а в результате деятельности. Напр., заданное состояние объекта управления представляется как такое состояние, которое должно возникнуть в результате управляющего воздействия оператора. Установлено, что О.-ц. определяет критерии селекции информации о текущем состоянии объекта, а также ее интеграции. Характером О.-ц. определяется, какие сигналы из общего потока будет выбирать оператор и как он будет их объединять. Этот образ определяет также способы перекодирования поступающей информации, ее оценку, формирование гипотез и принятия решений. О.-ц. не остается неизменным на всем протяжении деятельности. По ходу ее выполнения он может трансформироваться, уточняться, детализироваться. Большая роль в этом принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о текущих результатах деятельности. Сформированный в начале деятельности О.-ц. должен сохраняться в памяти человека до ее окончания, выступая в роли ведущего регулятора всей системы действий. Возможны случаи, когда оператор имеет не одну, а несколько целей, а следовательно, и выполняет несколько деятельностей. Необходимость совмещать различные деятельности, переключаться от одной к другой создает определенные трудности и вызывает сильное нервно-психическое напряжение. Это создает трудности для сохранения О.-ц. в памяти оператора, использования его оператором в нужное время. Поэтому при разработке СЧМ и организации труда операторов необходимо предусмотреть специальные средства, помогающие оператору сохранить О.-ц. Одним из вариантов этого может быть отображение О.-ц. на индикаторных устройствах. Другим вариантом могут быть речевые команды, передаваемые оператору в сложных условиях и напоминающие ему об основной цели деятельности (Б.Ф. Ломов).

ОБРАЗ ТЕЛА (body image) На людях самым серьезным образом сказывается то, как они воспринимают свое собственное тело, а тж их представления о том, как его воспринимают другие. Это восприятие связано с общественными нормами и культурными понятиями. Так, в одних культурах считается привлекательным крепкое и сильное тело, тогда как в др. таким идеалом является тонкая и изящная фигура. На людей непрямо влияют общественные и культурные идеалы физ. красоты;, скорее, их аттитюды и оценки нек-рых телесных признаков определяют то, что они думают о себе. Если чел. чувствует себя незаметным, непривлекательным или в той или иной степени физически неполноценным, такое самовосприятие, вероятно, будет существенно влиять на др. стороны его жизни. При обсуждении взаимосвязи между О. т. и здоровой личностью Сидней Джурард высказал мнение, что идеал здорового тела не расходится существенным образом с культурными представлениями об идеальном теле, но корректируется каждым конкретным чел. с учетом его уникальности и индивидуальности. В написанной им совместно с Лэндсменом работе "Здоровая личность" показано, что люди изменяют свои представления об идеальном теле, делая поправку на возраст, что позволяет им относиться к себе как к привлекательным личностям на каждой стадии своей жизни. Такой адаптационный акт имеет чрезвычайно важное значение, так как в противном случае чел. может добиваться нереалистичных и недостижимых целей. По мнению Сиднея Джурарда, правильное представление о своем теле является необходимым для становления здоровой личности. К сожалению, у мн. людей сформировались неверные представления о своем теле. Это может приводить к отчуждению собственного тела и утрате способности понимать сообщения, посылаемые их телом им самим и др. людям.

О. т. - картина и оценка собственного тела - базовый компонент Я-образа. Одна из проблем, связанных с некритическим принятием культурных норм, заключается в том, что лишь немногие люди действительно им соответствуют. Для тех же, кто оказывается не в состоянии соответствовать этим культурным идеалам, рез-том может стать обесценивание самих себя в той степени, в какой такая оценка связана с телесным образом. Поэтому представляется чрезвычайно важным, чтобы каждый чел. проявлял максимальную честность в оценках того, как он воспринимает свое тело и какие чувства к нему испытывает. Такая субъективная оценка своего тела является не менее важной, чем его объективные физ. показатели, и, к счастью, она поддается изменению. См. также Конституциональные типы, Одежда, Экспрессивная мимика, Жесты Дж. Кори

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ОБРАЗ (Primordial image; Urbild), образ, первичный образ см. архетипический образ.

ЭМОТИВНЫЙ ОБРАЗ совершенно буквально – образ, который вызывает эмоцию. Термин чаще всего используется в бихевиоральной терапии и когнитивно-бихевиоральной терапии для процедуры, при которой клиент представляет вызывающие эмоции сцены, в то время как он расслаблен и находится в удобном, безопасном месте. Методика основана на понятии Уолпа о реципрокном торможении, при котором положительная, благосклонная установка тормозит тревогу.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки