Разделы психологии:
С 22 по 26 октября 1979г. в Праге на базе Педагогического института им. Я.А. Коменского (директор - профессор, доктор Б. Куял) проходил V чехословацко-советский семинар по теме «Ученик социалистической школы, управление его развитием и методы исследования», в котором впервые принимали участие советские психологи. В советскую, делегацию входили И.В. Дубровина (руководитель делегации), Ф.Т. Михайлов, Д.Б. Эльконин, Э.А. Фарапонова, А.В. Захарова.
Семинар открылся приветственными словами зам. директора Института им. Я.А. Коменского д-ра И. Семрада и научным докладом руководителя семинара д-ра З. Гелуса. Речь шла о программе исследований и разработке перспективной модели процесса образования и воспитания. Ученик - это личность, включенная в процесс воспитательно-образовательной системы социалистической школы и осуществляющая собственную деятельность в процессе обучения и воспитания, управляемом учителем и опосредованном учебным материалом и способами его преподнесения. В докладах д-ра З. Гелуса и его сотрудников был затронут вопрос о подготовке учителей и создании условий для их профессиональной деятельности. Этот вопрос более подробно был рассмотрен в докладе д-ра М. Кодыма (Институт психологии АН ЧССР), который рассказал о состоянии и перспективах изучения деятельности учителя и разработке психолого-педагогических оснований совершенствования его . подготовки.
Большой интерес, общетеоретическое и критическое обсуждение вызвали доклады К. Влашека «К. вопросу дифференциации учебного материала в профессиональной подготовке», Л. Беялновой «Дошкольное воспитание и его роль в формировании личности», В. Мишурцовой «Проблематика подготовки детей к школе с точки зрения семейного и школьного воспитания», Д. Кодытковой «Научное мировоззрение и подготовка к социалистическому образу жизни» и др. В докладах, касавшихся методики исследования, представляет интерес использование аппаратурной техники, видеомагнитофонной записи для анализа поведения учащихся на уроках и способы анализа получаемых материалов (доклад И. Мареши др.). Доклад сопровождался демонстрацией аппаратуры и возможного использования полученных данных. Интерес представляют и материалы экспериментального исследования некоторых характеристик учебной, деятельности (доклад Б. Кулича). Центральным вопросом, вокруг которого «в той или иной степени вращалось большинство докладов, был вопрос об ученике как о субъекте учебно-воспитательного процесса и о роли отношений между учащимися и учителями в процессе осуществления учебно-воспитательных задач; теоретический подход к ученику и его деятельности как компоненту воспитательно-образовательной системы социалистической школы. Анализировались условия и возможности управления развитием ученика, прежде всего с точки зрения активизации его собственной деятельности и диалектического взаимоотношения регуляции и саморегуляции при обучении и воспитании. Обсуждались актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики. В заключение можно отметить высокий научный уровень и широкой диапазон проблематики докладов, представленных чехословацкой стороной. С обобщающими докладами выступили З. Гелус (тема доклада «Ученик социалистической школы, управление его развитием и методы исследования») и директор Института АН ЧССР д-р М. Кодым (тема доклада «Проблематика школьного дела в концепции Института психологии АН ЧССР»), которые осветили научно-исследовательскую деятельность институтов и проблематику дальнейших исследований.
Советская делегация принимала активное участие во всех заседаниях. Доклад Ф.Т. Михайлова был посвящен психологическому анализу деятельности ученика и его места в педагогическом процессе (методологический аспект). В докладе Д.Б. Эльконина были раскрыты теоретические аспекты разработки психолого-педагогической диагностики, проанализированы принципы ее построения и значения для управления развитием учащихся. А. В. Захарова осветила Bonpocbiвзаимодействия регуляции и саморегуляции в процессе формирования учащегося как субъекта учебной деятельности. И.В. Дубровина сделала доклад о принципах организации системы нравственного воспитания и обучения учащихся. Э.А. Фарапонова осветила значение трудового обучения и воспитания для развития личности учащихся. Доклады советских участников получили высокую оценку в выступлениях чехословацких психологов и педагогов, вызвали много вопросов уточняющего и конкретизирующего характера.
И.В. Дубровина и д-р З. Гелус подвели научные итоги семинара. В заключительном слове от имени советской стороны Я.В. Дубровина, пригласила чехословацких коллег принять участие в VI семинаре, который планируется провести в нашей стране в 1980г. Оценивая работу V семинара, она отметила его высокий научный и организационный уровень, плодотворность обмена опытом и личных контактов научных работников.
Комментарии
Добавить комментарий