Разделы психологии:
А.П. КЕПАЛАЙТЕ, В.В. СУВОРОВА
Экспериментальное исследование эмоций имеет более ограниченные возможности по сравнению с изучением других психических феноменов. Это обусловлено, с одной стороны, специфичностью исследуемых явлений и, с другой стороны, отсутствием достаточно надежных методических приемов. Выбор последних должен соответствовать теоретическим представлениям об изучаемых эмоциональных особенностях.
Общепринято представление, что эмоции могут проявляться как реакция, как состояние и как черта личности. В основе такого деления лежит продолжительность существования эмоции. Вместе с тем такое деление не отрицает взаимосвязанности указанных сторон эмоций, а, наоборот, предполагает их взаимообусловленность. Поэтому знание особенностей одного из проявлений эмоций в определенной степени позволяет судить об особенностях других проявлений эмоций.
Кроме того, одной из главнейших характеристик эмоций является их знак - положительный или отрицательный. Индивидуальное преобладание эмоций положительного или отрицательного знака связывается с балансом межполушарных отношений: отрицательных - с доминированием правого полушария и положительных - с доминированием левого [5], [10],[4], [3], [9].
В данной работе эмоциональность рассматривается в плане межполушарной асимметрии, т.е. предполагается, что эмоциональность положительного или отрицательного знака связана с активностью соответственно левого или правого полушария. В качестве положительных эмоций, связанных с деятельностью левого полушария, рассматриваются эмоции положительного знака, сопровождаемые речевой и двигательной расторможенностью, общим оживлением, хорошим настроением. Отрицательные эмоции, связанные с активностью правого полушария, характеризуются депрессией, пассивностью, снижением настроения.
ЗАДАЧИ И MEТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачей настоящего исследования является, с одной стороны, диагностика соотношения положительных и отрицательных эмоций (как личностной характеристики и как реакции на эмоциогенную ситуацию), с другой - регистрация объективных психофизиологических показателей положительной и отрицательной эмоциональности.
Гипотезой исследования было предположение о разном типе эмоционального реагирования на эмоциогенную ситуацию испытуемых, различающихся доминирующим знаком эмоциональности.
Методами изучения устойчивых особенностей эмоций положительного и отрицательного знака были анкета «Знак эмоциональности» (разработанная А.И. Кепалайте) [1]1 и проективный стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ), из которого использовалось две шкалы: II (шкала депрессии) и IX (шкала активности).
Особенности эмоционального реагирования исследовались в ситуации просмотра веселого мультфильма («Ну, погоди!», вып. 10), который был отобран в результате опытов с группой экспертов (32 человека), просмотревших 14 жизнерадостных веселых мультфильмов. До и после просмотра испытуемые оценивали свое настроение по шкалам А. Весмана и Д. Рикса [6]. Во время демонстрации фильма проводились наблюдения и детальная регистрация внешних реакций испытуемых.
В качестве психофизиологического показателя эмоциональности использовалась кожно-гальваническая реакция (КГР), которая регистрировалась по методу Фере с обеих рук все время просмотра фильма, а также до его начала (фон) и после просмотра (последействие).
Испытуемыми были 50 студентов московских вузов обоего пола, в возрасте от 18 до 21 года.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Изучение устойчивых эмоциональных особенностей анкетой «Знак эмоциональности» и проективным методом СМИЛ базировалось на данных интроспекции.
Анкета «Знак эмоциональности» состояла из 24 вопросов, ответы на которые позволяли извлекать информацию об устойчивости положительных - отрицательных эмоциональных состояний (например: «Можно ли сказать, что Вы часто бываете жизнерадостны и веселы?»; «Долго ли Вы храните чувство досады, горести?»), легкости их возникновения (например: «Легко ли Вы подключаетесь к общему веселью в компаниях?»), об астеничности-стеничности эмоций (например: «Свойственно ли Вам молчаливое переживание обиды с уходом в себя?»), об оптимизме-пессимизме (например: «Можете ли Вы сказать, что Вы по своей натуре пессимист?») .
На вопросы анкеты испытуемые отвечали «да», «нет», и «не знаю». Каждый ответ, свидетельствующий о преобладании эмоций положительного знака, оценивался одним баллом, отрицательного - нулем и неопределенный ответ «не знаю» - 1/2 балла. Чем ближе сумма баллов приближалась к 24, тем более были выражены положительные эмоции; чем меньше количество баллов, тем более доминировали эмоции отрицательного знака. В данной выборке испытуемых медианное значение анкетных данных равнялось 16, размах вариаций от 24 до 5 баллов. Большинство испытуемых показали преобладание положительной эмоциональности (25 человек имели от 16 до 24 баллов, т.е. более двух третей возможного количества). Резко выраженное преобладание отрицательной эмоциональности (менее 1/3 возможного количества баллов), напротив, имели только четверо испытуемых. В проективной методике СМИЛ шкала депрессии (II) состоит из 60 утверждений, касающихся неуверенности, склонности к грусти, печали, сосредоточению на неудачах и разочарованиях, пассивности; шкала активности - из 46 утверждений, отражающих высокий уровень активности, оптимизма, жизнелюбия, а также хорошее настроение, открытость, непринужденность в общении, разговорчивость, инициативность, энтузиазм, высокую самооценку [7].
Высокие показатели по шкале депрессии свидетельствовали о преобладании эмоций отрицательного знака, по шкале активности - положительного. Обработка количественных данных, полученных в результате экспериментов по II депрессивной шкале, показала, что размах вариации составляет от 36 до 89 баллов, медианное значение ряда - 80 баллов.
У наблюдаемых испытуемых размах количества баллов по шкале активности составлял от 40 до 91, медианное значение - 65 баллов.
Третьим показателем доминирующего знака эмоциональности по методике СМИЛ является коэффициент знака (Кзн), выражающий отношение шкалы депрессии (II) к шкале активности (IX). Он получается путем деления суммарного балла шкалы депрессии на суммарный балл шкалы активности. Чем значительнее Кзн превышает единицу, тем больше преобладание отрицательных депрессивных тенденций, чем меньше Кзн единицы, тем больше преобладают эмоции положительного знака.
Показатели знака эмоциональности, полученные по методикам «Знак эмоциональности» и СМИЛ, сопоставлялись между собой путем различных статистических манипуляций. В результате оказалось, что показатели анкеты «Знак эмоциональности», депрессивной (II) шкалы СМИЛ и Кзн тесно между собой связаны. Испытуемые, показавшие более выраженную склонность к положительной эмоциональности по данным анкеты, обнаружили менее выраженную склонность к отрицательной эмоциональности по депрессивной шкале СМИЛ. И наоборот, испытуемые, показавшие наименьшую склонность к положительной эмоциональности по данным анкеты, имели более выраженную склонность к отрицательной эмоциональности по показателям СМИЛ. Вместе с тем, второй показатель методики СМИЛ - шкала активности (IX) - не имела значимых корреляций с другими показателями указанных методик, и поэтому из дальнейшей работы этот показатель был исключен.
Показатели эмоциональности |
Среднее арифметическое (X) |
Стандартное отклонение σ |
Коэффициент корреляции |
Факторные веса |
Шкальные веса |
||
1 | 2 | 3 | |||||
Анкета «Знак эмоциональности» | 15 | 6 | - | -0,65 | -0,56* | -0,84 | -0,37 |
Шкала депрессии СМИЛ | 59 | 12 | 0,65* | - | 0,72* | 0,91 | 0,40 |
Кзн СМИЛ | 0,9 | 0,2 | -0,56* | 0,72* | - | 0,77 | 0,38 |
В табл.1 представлены основные статистические характеристики сопоставления трех показателей эмоциональности: анкеты «Знак эмоциональности», депрессивной (II) шкалы методики СМИЛ и коэффициента знака (Кзн), выражающего соотношение депрессивной и активной шкал СМИЛ.
Из таблицы явствует, что показатели эмоциональности обнаруживают отчетливую линейную корреляционную зависимость, имеющую достаточно высокий уровень значимости: анкетный показатель, отражающий склонность к положительной эмоциональности, с показателями СМИЛ, отражающими противоположные тенденции, состоит в отрицательной связи.
В дальнейшем для каждого испытуемого был вычислен единый обобщенный показатель эмоциональности, для чего индивидуальные баллы по анкете, шкале депрессии и Кзн умножались на шкальные веса соответствующих показателей эмоциональности и суммировались. На основе обобщенного показателя эмоциональности был составлен ранжированный ряд испытуемых и выделены крайние группы, максимально различающиеся знаком эмоциональности. Первую группу (8 человек) характеризует склонность к отрицательной эмоциональности (единый обобщенный показатель эмоциональности выше на о по сравнению с ̅X); вторую группу (тоже 8 человек) характеризует склонность к положительной эмоциональности (единый обобщенный показатель эмоциональности ниже ̅X. Разность средних величин обобщенных показателей эмоциональности между этими крайними группами имеет достаточно высокую статистическую значимость (ρ<0,001).
Именно эти крайние группы испытуемых были главным предметом внимания и сравнения по особенностям эмоционального поведения и реагирования в эмоциогенной ситуации, а также по психофизиологическим показателям положительного и нейтрального эмоционального состояния.
Напомним, что в качестве эмоциогенной ситуации использовался просмотр смешного мультфильма из серии «Ну, погоди!», отобранного из значительного количества аналогичных мультфильмов (14 картин) в результате обстоятельной работы 32 экспертов. Испытуемые-эксперты во время просмотра фильма выделяли наиболее смешные ситуации. В процессе проведения экспериментов с экспертами и основными группами испытуемых проводились наблюдения за их поведением и регистрация мимики, пантомимики и речевых высказываний.
В основных группах перед началом сеанса испытуемые определяли свое настроение по шкалам А. Весмана и Д. Рикса [б]. Демонстрации экспериментального эмоциогенного фильма предшествовал показ нейтрального видового фильма «Архангельское». Только после него испытуемые смотрели веселый мультик, после просмотра которого определялся сдвиг настроения по тем же тестам А. Весмана и Д. Рикса.
В результате экспериментов, проведенных со всей выборкой испытуемых, было получено 50 индивидуальных эмоциограмм, количественная обработка которых осуществлялась по следующей схеме: улыбка - 1 балл, смех - 2 балла, хохот - 3 балла, т.е. оценки шли по возрастающей - от наименьшей степени выражения хорошего настроения к наибольшей степени мимического выражения веселья. Каждый испытуемый получал индивидуальный суммарный балл, говорящий об активности и степени мимического выражения эмоций во время просмотра мультфильма.
Размах значений индивидуального суммарного балла очень велик и составляет от 3 до 21 балла, медианное значение 16 баллов, т.е. среди искренне веселящихся испытуемых можно было заметить и таких, которые внешне почти не реагировали на смешные ситуации.
По данным эмоциограмм испытуемых можно разделить на две крайние группы: испытуемые, почти не выражающие внешне своего состояния и настроения, и испытуемые, бурно реагирующие.
Первую группу, внешне пассивно реагирующую на показ мультфильма, составили 7 человек. Вторую группу, внешне активно реагировавшую на эмоциогенное стимулирование, составили 12 человек. В состав первой группы вошли 3 человека, характеризующихся преобладанием отрицательных эмоций, и 4 человека, соотношение положительных и отрицательных эмоций у которых было примерно одинаковым. В состав второй группы (бурно реагировавших) вошли 4 человека, склонных к положительной эмоциональности, 7 уравновешенных со средней выраженностью эмоций и положительного, и отрицательного знака) и 1 человек со склонностью к доминированию отрицательных эмоций.
Остальные испытуемые (31 человек) составили промежуточную группу, характеризующуюся средней активностью эмоционального реагирования. Таким образом, умеренная эмоциональность оказалась самой распространенной для всей выборки испытуемых в целом, включая две крайние группы; вместе с тем в группу пассивных вошли несколько человек отрицательно эмоциональных, а активных - положительно эмоциональных.
Кроме указанных мимических показателей для оценки эмоционального воздействия мультфильма использовались и данные самооценки испытуемых. Дважды, до начала демонстрации мультфильма и после ее окончания, испытуемые оценивали свое состояние по шкале «энергичность - бодрость - усталость» и по шкале «приподнятость - подавленность». Обе шкалы состояли из 10 пунктов, в каждом из которых давалось развернутое определение активного (бодрого) или пассивного (утомленного) состояния - в направлении от бодрости к утомлению [11]. По инструкции, испытуемый должен был выбрать из набора суждений те, которые лучше всего подходят к его состоянию в данный момент. Индивидуальное значение по каждому признаку определялось номером суждения, выбранным испытуемым в каждой из шкал. Показателем служила сумма значений по обеим шкалам. В табл.2 приведены статистические характеристики самооценки эмоциональных состояний испытуемых. Из нее видно, что в целом по выборке восприятие мультфильма улучшило настроение испытуемых (различия достоверны), хотя диапазон индивидуальных различий довольно широк. Оказалось также, что испытуемые, активно отвечавшие эмоциональными реакциями на смешную ситуацию, характеризовались более выраженным улучшением настроения, чем испытуемые, ведущие себя пассивно. В группе испытуемых, настроение которых улучшилось, были 10 человек, активно реагировавших на мультфильм; в группе испытуемых, реагировавших пассивно, только 2 человека. И наоборот, в первой из указанных групп были пассивны при просмотре фильма только 2 человека, а во второй группе, где настроение не улучшилось, - 4 (однако различия не были достоверны).
Показатели состояний | Средний арифметический (перед фильмом) |
Средний арифметический (после фильма) |
Достоверность различий |
Энергетичность - усталость | 5,18 | 5,66 | р<0,01 |
Приподнятость - подавленность | 5,18 | 5,50 | р<0,01 |
Суммарный балл | 10,36 | 11,26 | р<0,01 |
Основная масса испытуемых и в той, и в другой группе показала во время просмотра сдержанную эмоциональную реакцию (почти без смеха и тем более без хохота).
Наряду с самооценкой, основанной на интроспекции, был использован и такой объективный психофизиологический показатель, как КГР.
Показатели КГР регистрировались билатерально с левой и правой руки в трех позициях в течение 10 мин до начала просмотра, 10 мин после окончания просмотра и все время демонстрации фильма.
Теоретической предпосылкой интерпретации электрофизиологических показателей КГР были известные данные об инсилатеральной проекции руки в полушарие, позволявшие утверждать, что выраженность (т.е. низкие значения электрокожного сопротивления) правосторонней КГР свидетельствуют о доминировании правого полушария и правополушарных функций, левосторонней - левого полушария и левополушарных функций. Электрокожное сопротивление (ЭКС) регистрировалось с указательного и большого пальцев при помощи двух приборов КСП-4 с идентичными шкалами. В качестве электродермальных показателей использовался коэффициент билатеральной асимметрии [1]. Коэффициент билатеральной асимметрии получается путем деления кожного сопротивления левой руки, измеряемого в килоомах, на кожное сопротивление правой руки (К=). Чем значительнее коэффициент асимметрии превышает единицу, тем больше кожное сопротивление левой руки. Чем значительнее коэффициент асимметрии меньше единицы, тем больше электрическое сопротивление правой руки.
ЭКС фиксировалось непрерывно с разбиением всей кривой на периоды, равные 0,3мин; в каждом из периодов измерялась максимальная амплитуда кожного сопротивления. Полученные данные усреднялись по минутам.
Данные фонового ЭКС, регистрируемого с левой и правой руки, показали, что для большинства испытуемых этой выборки характерны одинаковые величины обоих показателей, что гипотетически можно рассматривать как проявление баланса отрицательных и положительных эмоциональных тенденций (44% испытуемых). Низкое ЭКС слева свидетельствовало о выраженной КГР и интерпретировалось как показатель левополушарной доминантности и, следовательно, положительной эмоциональности: они характерны для 36% испытуемых.
Показатели электрокожного сопротивления | Коэффициент корреляции | Факторные веса | Шкальные веса | ||
1 | 2 | 3 | |||
Во время мультфильма | - | 0,26* | 0,49** | 0,62 | 0,29 |
В начале демонстрации | 0,26* | - | 0,92** | 0,91 | 0,42 |
В конце демонстрации | 0,49** | 0,92** | - | 0,98 | 0,45 |
Остальным испытуемым свойственны меньшие значения ЭКС справа, что можно рассматривать как показатель доминирования правополушарных функций и, следовательно, склонности к отрицательной эмоциональности (20 %).
Средние коэффициенты асимметрии, полученные во время фоновой записи, демонстрации нейтрального фильма и мультфильма, подвергались корреляционному (линейному) и факторному анализу, результаты которого приведены в табл.3.
Данные, приведенные в таблице, касаются всей выборки испытуемых в целом. Они свидетельствуют о достоверности сдвигов в ЭКС, происходящих в результате воздействия эмоциогенной ситуации.
Для выяснения взаимосвязи ЭКС с доминирующей эмоциональностью положительного и отрицательного знака индивидуальные оценки испытуемых по шкале, определяемой анкетными и проективными методами, и шкале, отражающей КГР в эмоциогенной ситуации, подвергались таксономическому анализу (по методу К средних с перегруппировкой). В результате выделилось четыре таксона, или типа сочетаний, представители которых различаются соотношением устойчивых особенностей эмоциональности показателей ЭКС во время положительной эмоциональной ситуации. В табл.4 представлены характеристики таксонов в пространстве двух производных шкал: эмоциональности по данным интроспекции и проективных методов и эмоциональности по данным ЭКС.
Из таблицы видно, что в два таксона (Бэ и Вэ) из четырех попали испытуемые, характеризующиеся преобладанием отрицательной эмоциональности, в один (Гэ) - испытуемые, характеризующиеся преобладанием положительной эмоциональности, и в один (Aэ) - испытуемые, не обнаружившие преобладания эмоций того или другого знака.
По особенностям КГР испытуемых трех таксонов из четырех (Аэ, Вэ, Гэ) не различались: ЭКС во всех этих случаях имело значения, близкие к средним. И только в одном таксоне (Bэ), характеризующемся преобладанием отрицательной эмоциональности, электрическое сопротивление кожи было больше средних значении (табл.4).
Главным вопросом этой части исследования было, естественно, распределение по таксонам двух крайних групп испытуемых, выделенных по методикам «Знак эмоциональности» и СМИЛ. Анализ показал, что первая группа испытуемых (эмоционально отрицательные) полностью тождественна таксону Вэ, т.е. целиком вошла в этот таксон. Испытуемые второй группы (эмоционально положительные) полностью вошли в таксон Гэ, составляя его основную часть.
То же сопоставление двух крайних групп испытуемых было проведено и по показателям положительной эмоциональной реактивности: суммарному баллу эмоциограммы, фоновому ЭКС и ЭКС во время демонстрации смешного мультфильма, а также баллу самооценки эмоциональных состояний по шкалам Весмана и Рикса (табл.5).
Таблица показывает, что достоверные различия между группами положительно и отрицательно эмоциональных испытуемых имеются только по показателям самооценки, хотя и по всем прочим показателям различия достаточно четко просматриваются: балл эмоциограммы выше у положительно эмоциональных, электрокожное сопротивление (кроме фона левой руки) - у отрицательно эмоциональных.
По данным Е.Н. Соколова, В. Блока [8], [2] и других, рост возбуждения в центральной нервной системе сопровождается падением электрокожного сопротивления, рост торможения - его повышением. Исходя из этого, следует предположить, что у отрицательно эмоциональных испытуемых больше выражены тормозные процессы, а у положительно эмоциональных – возбудительные процессы.
смысл таксона | Количество испытуемых |
Центр таксона | ||
Абсолютное значение |
% | Устойчивость особенностей эмоциональности |
Электрокожное сопротивление в эмоциональной ситуации |
|
Непроявленный знак эмоциональности: эмоциональность ~ ̅X; электрокожное сопротивление ~ ̅X |
22 | 44 | 0,19 | -0,27 |
Отрицательная эмоциональность: эмоциональность > X; электрокожное сопротивление > ̅X |
2 | 4 | 0,56 | 3,83 |
Отрицательная эмоциональность: эмоциональность > ̅X; электрокожное сопротивление ~ ̅X |
8 | 16 | 1,6 | 0,03 |
Положительная эмоциональность: эмоциональность < ̅X; электрокожное сопротивление ~ ̅X |
18 | 36 | -1,0 | -0,11 |
Во время просмотра смешного мультфильма у положительно эмоциональных испытуемых активность левого полушария несколько увеличивается (ЭКС левой руки падает), а у отрицательно эмоциональных, напротив, не только не увеличивается, но даже падает (ЭКС левой руки увеличивается). Активность правого полушария при этом в обеих группах испытуемых остается практически неизменной (табл.5).
По данным тех же показателей ЭКС, активность левого и правого полушарий в группе отрицательно эмоциональных различается значительно больше, чем в группе положительно эмоциональных: величина ЭКС, снятого в фоне с левой руки, в первой группе достоверно (ρ<0,025) меньше, чем с правой. А в целом по группам во время просмотра смешного фильма ЭКС у отрицательно эмоциональных несколько возрастает, а у положительно эмоциональных - несколько падает, что можно толковать, как снижение возбуждения мозга у испытуемых первой группы и повышение возбуждения мозга у испытуемых второй группы.
Следует еще сказать, что у испытуемых, склонных к отрицательной эмоциональности, изменения КГР в результате просмотра мультфильма были неоднозначными: уменьшение КГР имело место у 5 испытуемых, в то время как у 3 испытуемых она увеличилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сопоставляя результаты всех экспериментов, проведенных с целью определения особенностей доминирования эмоций положительного или отрицательного знака, можно заключить, что в целом они совпадают и в значительной мере дополняют друг друга. Деление испытуемых на группы, проведенное на основе результатов испытаний по анкете «Знак эмоциональности», оказалось в определенной степени адекватным и для результатов экспериментов, проведенных по методике СМИЛ. Группа испытуемых, показавшая по методике «Знак эмоциональности» максимальную выраженность положительных эмоций, показала по депрессивной шкале методики СМИЛ минимальную выраженность отрицательных эмоций, и, напротив, группа испытуемых, показавших по первой методике минимальную выраженность положительных эмоций, имела максимальную выраженность отрицательных эмоций по второй методике.
Показатели | Знак эмоциональности | Достоверность различий |
|
Отрицательный 1-я группа |
Положительный 2-я группа |
||
Балл эмоциограммы | 10,5 | 11,5 | — |
Самооценка до просмотра мультфильма | 9,75 | 10,63 | ρ < 0,05 |
Самооценка после просмотра мультфильма | 9,70 | 11,75 | ρ < 0,005 |
Фон электрокожного сопротивления левой руки | 50,0 | 62,5 | — |
Электрокожное сопротивление левой руки во время просмотра мультфильма | 64,4 | 42,0 | — |
Электрокожное сопротивление правой руки во время просмотра мультфильма | 101,5 | 83,1 | — |
По поведению во время просмотра смешного мультфильма испытуемые также разделились на группы, крайние из которых оказались противоположными: одна искренне веселилась, другая оставалась совсем равнодушной. Составы этих групп не повторяли состава двух крайних групп, выделенных интроспективным и проективным методами, но общий принцип деления в целом сохранился: группу веселящихся составили представители промежуточной группы и эмоционально положительные, группу безразличных составили представители промежуточной и эмоционально отрицательной.
Анализ коэффициента асимметрии электрокожного сопротивления у двух крайних групп показал, что испытуемым, диагностированным как эмоционально отрицательные, в ситуации положительного эмоционального воздействия чаще свойственно более высокое ЭКС правой руки, чем левой, что может свидетельствовать о снижении правополушарной активности в этих условиях. Испытуемым, диагностированным как эмоционально положительные, чаще свойственно менее выраженное различие ЭКС обеих рук, свидетельствующее о достаточно выраженной активности обоих полушарий в положительно окрашенной ситуации.
Сопоставление устойчивых характеристик эмоциональности, определяемых интроспективным и проективным методами, и поведения в ситуации положительного стимулирования показало преимущество первых методов, видимо, обнажающих более устойчивые характеристики эмоциональности в структуре индивидуальности.
- Аминов Н.А. вытеснение как феномен «утратия языка»: проверка гипотезы Брунера и Постмана о механизме перцептивной защиты // Новые исследования в психологии. 1981. №2. С.28-32
- Блок В. Уровни бодрствования и внимание // Фресс П., Пиаже Ж. (ред.) Экспериментальная психология. М., 1970. Вып. V. С.97-146
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М., 1988.
- Кок Е.И. Общее и различное в высших функциях симметричных отделов правого и левого полушарий мозга // Физиол. человека. 1975. №3. С.427-439
- Лебединский М.С. Об особенностях нарушений психики при поражениях правого полушария мозга // Проблемы современной психиатрии. М.. 1948. С.85-95
- Магун В.С. Оценки и самооценки в структуре индивидуальности // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., 1976. С.181-206
- Собчак Л.Н. Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) и опыт его применения с целью индивидуализации спортивной подготовки. М., 1976.
- Соколов Е.Н. восприятие и условный рефлекс. М., 1958.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М., 1983.
- Dimond S.I., Farington D., Jonson P. Different emotional response from right and left hemishere // Nature. 1976. V. 261. P. 690-692
- Wesman A.G., Rick D.К. Mood and personality. N. Y., 1966.
Поступила в редакцию 23.III 1990г.
[1] Диагностическая ценность анкеты проверялась корреляционным и факторным анализом и определением «веса» каждого вопроса: надежность - методом расщепления с поправкой Брауна и повторным анкетированием, проведенным через 9 месяцев.