Ообенности развития эмпатии у подростков с девиантным поведением
Подростковый возраст это особо важная фаза становления человека как полноценной личности. В подростковом возрасте становится и развивается сложная структура личности, идет построение характера, структуры и деятельности, формируются основы сознательного поведения, в конечном итоге формируется Направленность личности в форме контура нравственных представлений и социальных установок. Отрочество это сложный этап психического развития личности, между детством и юностью.
Для подросткового возраста характернее мощный рост и изменении в физиологии личности. Идет перестройка организма ребенка, отмечается неравномерность физического развития. Видоизменяются и переструктурируются волевые черты характера, формируется, на пути взаимодействия с социальным окружением, настойчивость, упорство, умение преодолевать препятствия и трудности.
Кризис подросткового возраста связан с возникновением нового уровня самосознания. Характерной чертой этого уровня выступает способность и потребность познать самого себя. Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является резкий скачок в процессе формирования Я-концепции, что формирует в подростке стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса.
отклоняющееся поведение может быть следствием духовных проблем, оно также может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, оно может быть результатом семейной дисфункции, и наконец, нежелательное поведение может быть просто привычкой - действием, которое неоднократно повторялось и подкреплялось внешней или внутренней выгодой.
Конкретизируя рассмотренные психологические факторы и механизмы девиантного поведения, мы можем говорить о том, что отклоняющееся поведение характеризуют: духовные проблемы; несформированные нравственные ценности; блокировка самореализации; деформации в ценностно-мотивационной системе личности; эмоциональные проблемы; проблемы саморегуляции; неадекватная самооценка; чрезмерный или недостаточный самоконтроль; низкая рефлексия; когнитивные искажения; негативный жизненный опыт.
Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений, одним из пусковых механизмов делинквентности.
Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи «семья-ребенок», «школа-ребенок» способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм. Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих получить желаемое образование, жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Отвержение базовых социальных ценностей является первопричиной девиантного поведения.
эмпатия − целостный феномен, связующий между собой сознательную и подсознательную инстанции психики, цель которого - «проникновение» во внутренний мир другого человека или антропоморфизированного объекта. Феномен эмпатии имеет социально − психологическое происхождение и многоуровневую структуру с психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими уровнями и предстает в ипостасях процесса.
Проблема девиантного поведения подростков резко обострилась на современном этапе развития российского социума. Подростковый возраст это особо важная фаза становления человека как полноценной личности. В подростковом возрасте становится и развивается сложная структура личности, идет построение характера, формируются основы сознательного поведения, в конечном итоге формируется Направленность личности в форме контура нравственных представлений и социальных установок.
Девиантное поведение подростка обусловлено различными факторами. Оно может быть следствием духовных проблем, может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, оно может быть результатом семейной дисфункции, и наконец, нежелательное поведение может быть просто привычкой - действием, которое неоднократно повторялось и подкреплялось внешней или внутренней выгодой.
Замечено, что подростки с девиантным поведением испытывают значительные трудности в сфере межличностных отношений, затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в новой компании, т.е. тяжело адаптируются, не чувствуют эмоциональных переживаний и поступков других людей, не находят взаимопонимания с окружающими.
В результате проведенного эмпирического исследования были получены данные о различиях в развитии эмпатии у подростков склонных/не склонных к девиантному поведению. Обнаружены статистически значимые различия по следующим шкалам: «Интегральный показатель», «эмпатия с родителями», «эмпатия со стариками», «эмпатия с героями художественных произведений».
Установлено также, что у выборки подростков с девиантным поведением по таким шкалам как «Интегральный показатель», «Рациональный канал эмпатии», «Эмоциональный канал эмпатии», «Проникающая способность к эмпатии», «Идентификация в эмпатии» показали достоверно ниже, чем у подростков не склонных к девиантному поведению.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, а именно, что подростки с девиантным поведением имеют отличия в проявлениях эмпатии по сравнению со сверстниками не имеющими склонности к девиантному поведению.
Список используемых источников
- Абраменкова, В.В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М. : Мысль, 2000. – 154 с.
- Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2005. – 267 с.
- Абрамова, Г. С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии / Г.С. Абрамова – М.: Академия, 2002. – 258 с.
- Айхорн А. Трудный подросток / А. Айхорн - М. : Конструктор, 2001. – 246 с.
- Аксентьева, М.А. Проблемное поле психологии профессионального образовании / М.А. Аксентьева - М.: Речь, 2001. – 269 с.
- Алгоритм организации индивидуального сопровождения учащихся группы «риска» // Завуч. − 1999. − №2. − С. 76-83
- Арефьев, А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи / А.Л. Арефьев // Народное образование. - 2003. − №7. - С. 193–200
- Асеев, В.Г. мотивация поведения и формирование личности /
- В.Г. Асеев, М. : Мысль, − 2006. − 342 с.
- Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // Вопросы психологии. − 2005. − №1. − С. 92−100
- Башаева, Т.В. Развитие восприятия: дети 3-7 лет / Т.В. Башаева. – Ярославль: Симонов и К, 2000. – 203 с.
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. − М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997. – 200 с.
Комментарии
Добавить комментарий