«Когнитивная и прикладная психология»
Раздел 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ШКОЛЬНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
Образ профессии как один из важнейших факторов успешности профессиональной деятельности
В [1] мы подробно изложили разработанный Т.П. Зинченко и А.А. Фрумкиным методический подход к решению задач профессиональной психодиагностики. Продуктивность и корректность подхода уже не вызывает сомнений и доказана целым рядом практических работ, реализацией пакета прикладных программ «Автоматизация психологического обеспечения», действующего в ряде предприятий и организаций различных отраслей. В данной статье изложен еще один аспект применения разработанного метода.
Кажется очевидным, что, чем лучше и точнее представляет человек смысл и суть своей профессии, тем выше эффективность деятельности, естественно, при условии соответствия его психофизиологических возможностей требованиям данной профессии. И тем не менее этот факт требует экспериментального подтверждения. Существующие в профессиональной психодиагностике методы не дают возможности объективно количественно подтвердить вышеуказанное предположение. Разработанный нами метод решения задач профессиональной психодиагностики позволяет решить и эту задачу. Более того, будучи доказанным, факт корреляции адекватности представлений о своей профессии с успешностью деятельности может служить способом, и достаточно корректным, экспресс - профотбора и экспресс - профориентации.
Опишем кратко экспериментальное исследование, проведенное с использованием нашей методики в одном из агентств по продаже недвижимости. В эксперименте участвовали 30 человек. Каждому из них был предложен Опросник, разработанный нами для построения идеального портрета (профиля) профессии.
Инструкция к Опроснику не менялась, так что каждый из испытуемых строил свой образ профессии. Кроме того, администрация агентства предоставила в наше распоряжение следующую информацию:
- фамилии пяти самых успешных и давно работающих в агентстве сотрудников (агентов по продаже недвижимости);
- ранжированный список с оценкой успешности (по 5-балльной шкале) остальных 25 человек.
Примечание. информация с ранжированным списком была для нас закрыта до окончания исследования, т.е. до предоставления нами результатов исследования.
Дальнейший алгоритм проведения исследования был следующим.
- По результатам работы с Опросником выделенных 5 человек был построен идеальный портрет профессии.
- По результатам работы с Опросником остальных 25 человек был построен «образ профессии» (представление о своей профессии) каждого испытуемого, т.е. определена номенклатура и необходимый уровень выраженности психофизиологических свойств, значимых для данной профессии, с их точки зрения. Таким образом, мы получили идеальный профиль профессии и 25 «профилей-образов» агентов по продаже недвижимости, участвующих в эксперименте.
- Используя известный в математике метод оценки адекватности кривых (метод Хэмминга), а именно этот метод мы используем при оценке степени пригодности претендентов на занимаемую должность или профессию - задача профотбора, - мы определили меру адекватности «образа профессии» каждого агента ее идеальному профилю. Другими словами, если высказанное в начале статьи предположение верно, то полученный список должен коррелировать с ранжированным списком испытуемых с точки зрения успешности их деятельности.
- Располагая двумя списками - списком, составленным администрацией, и списком, полученным нами, мы провели корреляционный анализ с использованием методов непараметрической статистики.
Данные математической обработки показали практически полную идентичность двух списков, за исключением двух фамилий. Причем данные по этим двум агентам настолько разнились в представленных списках (агент «А» в нашем списке - 1-е место, в списке администрации - последнее; агент «Б» в нашем списке - последнее место, в списке администрации - 1-е), что, несмотря на, казалось бы, незначительное расхождение (два человека из тридцати), мы заинтересовались этим фактом. После детального анализа ситуации совместно с администрацией агентства и самими испытуемыми вырисовалась следующая картина.
Агент «А» - мужчина 60 лет, военный пенсионер, стаж работы в агентстве один год. За все время работы практически не совершил ни одной сделки. В частной беседе выяснились следующие обстоятельства: приличная пенсия, нормальная ситуация в семье, есть свободное время (дача и какое-либо хобби отсутствуют) и хочется чем-то заняться. Большой материальной заинтересованности нет, свое пребывание в агентстве рассматривает как своеобразный клуб, где можно встретиться с людьми, поговорить, выпить кофе и т.д. Если получится сделка - хорошо, а нет - тоже ничего страшного. Таким образом, у агента, прекрасно понимающего суть профессии, ее особенности и тонкости, нет достаточной мотивации к работе. Кроме того, можно предположить, что по своим психофизиологическим и личностным особенностям он не отвечает требованиям профессии. Данное предположение частично подтвердилось на основании бесед с сослуживцами.
Агент «Б» - одинокая женщина, около 40 лет, стаж работы в агентстве два года, на иждивении больной сын и старая мать, коммунальная квартира и отсутствие других источников финансирования. Огромное желание улучшить свои жилищные условия и накопить немного денег. Таким образом, при практически полном отсутствии конкретного представления о требованиях профессии уровень личной заинтересованности (мотивации) в результатах таков, что за два неполных года она практически полностью выполнила поставленные перед собой задачи. При этом неоднократно обращалась к невропатологу, дважды госпитализировалась на почве нервных срывов и т.д. Вот та цена, которую платит специалист, пусть даже успешный, за неадекватность своих представлений о профессии, которой он занят. Через некоторое время агент «Б» из агентства ушла и устроилась секретарем - референтом в одну из фирм.
Перспективы исследования мы видим в следующем:
- по построенному идеальному профилю специальности подобрать диагностические методики для получения психофизиологического портрета специалиста;
- сравнив реальный психофизиологический портрет каждого из специалистов с идеальным профилем, получить ранжированный список с позиции их соответствия.
Предположительно он должен повторить полученные в настоящем исследовании результаты и, тем самым, еще раз подтвердить первоначальную гипотезу. В этом случае разработанный подход может быть использован для экспресс-профориентации лиц, выбирающих будущую профессию: оптант строит образ профессии, который затем сравнивается с имеющимися в базе идеальными профилями профессий. Те из них, которые наиболее близки к образу профессии оптанта, и будут для него наиболее подходящими. Однако такое решение существует на уровне «хочу» и требует обязательного подтверждения на уровне «могу». Для этого по нескольким наиболее подходящим профессиям подбирается комплексная батарея диагностических методик, оптант проходит тестирование, и полученный реальный психологический портрет сравнивается с выбранными ранее специальностями. При совпадении принимается решение «хочет и может», при несовпадении - принимается решение «хочет, но не может» В этом случае реальный портрет сравнивается с идеальными профилями имеющихся в базе профессий и подбирается одна или несколько подходящих специальностей. Очевидно, что такой подход более корректен, чем «карта интересов» или любая модификация опросника Е.А. Климова, использующиеся как базовые в любом центре профориентации. Предлагаемая нами технология решения задачи профориентации и ее методическое обеспечение позволяют объективно и конкретно (вплоть до названия специальности) помочь оптанту принять жизненно важное решение.
Еще один аспект возможного использования разработанного подхода. Он позволяет использовать Опросник в качестве инструмента для диагностики уровня притязаний испытуемого. Поясним это на примере. Нами проводились экспериментальные исследования с учащимися старших классов одной из школ г. Санкт-Петербурга. Учащимся был роздан Опросник со следующей инструкцией «Отвечая на вопросы, представьте себе, какие требования к свойствам человека должна предъявлять профессия, которой Вы хотели бы заниматься. Не обязательно называть эту профессию конкретно. Важно определить свойства, которыми Вы должны обладать, чтобы соответствовать данной профессии». Построенный по ответам образ профессии оказался объективным показателем уровня притязаний каждого из опрошенных. В некоторых профилях уровень значимости большинства свойств, а их 54, был на уровне от 2 до 3 баллов (предельное значение уровня значимости -3 балла), в других - уровень значимости практически всех свойств не превышал 1 балла (уровень «желательно» см. [1]). Иначе говоря, построенный оптантом образ профессии может служить достаточно объективным индикатором его уровня притязаний. Дополнительным результатом исследования явились данные, свидетельствующие о том, что учащиеся старших классов, выбравшие конкретную профессию, зачастую имеют о ней неадекватные представления, т.е. плохо представляют себе, какие требования эта профессия будет к ним предъявлять. Такой выбор профессии нельзя считать осознанным. Необходимые коррективы можно внести, продемонстрировав оптанту эталонный портрет выбранной им профессии и построенный им образ этой профессии.
Таким образом, предлагаемый подход может найти применение в центрах занятости и при решении задачи профориентации старших школьников.
Литература
- 1. Зинченко Т.П., А.А. Фрумкин. Новая технология в профессиональной психодиагностике // Психологические исследования. — СПб., 1997, вып.1.