АТРИБУЦИЯ
Атрибуция (англ. attribution) - в социальной психологии - «реальный» когнитивный процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть А. заключается в наделении людей качествами, которые не м. б. результатом социальной перцепции, поскольку не присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются (приписываются) им. Т. о., Атрибуция - попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в условиях дефицита информации путем домысливания. При этом Атрибуция отличается от абстрактного объяснения абстрактного поведения, которое дает профессионал-психолог, и представляет собой те когнитивные процессы, которые протекают в самой жизни в миллионах человеческих голов и которые изучаются в когнитивной социальной психологии. По сравнению с исследованиями восприятия человека человеком в исследованиях А. произошло как бы повышение коэффициента интеллектуальности изучаемых явлений. Простейшая классификация А. делит их на ситуационные и диспозиционные, что не совпадает полностью с др. делением: на внешние и внутренние А. (см. Локус контроля).
Началом теоретического и эмпирического культивирования А. послужили работы Ф. Хайдера (1958), Е. Джонса и К.Е. Дэвиса (1965), Х. Келли (1967), а уже в конце 1970-х гг. А. входила в трио наиболее популярных областей социально-психологических исследований (наряду с группами и аттитюдами). Исторически разработка понятия Атрибуция началась с попыток объяснить, как люди объясняют себе мотивы чужого и своего поведения (атрибуция каузальная), однако вскоре произошло расширение термина и выход за пределы каузальности. Современное понятие Атрибуция охватывает приписывание различных психических свойств (личностных характеристик, способностей) наблюдаемых человеком людей (включая и его самого), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. При этом сам объект атрибутирования также расширился: им м. б. любой др. человек, сам субъект, группа и вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем (от лабораторной крысы до президента США).
Фактически под А. понимается как процесс, так и его результат, при этом последний м. б. как истинным, так и ложным. Харольд Келли (не путать с Келли Дж. А.) сформулировал нормативно-описательные критерии, которые люди обычно используют при решении атрибутивных задач. Он утверждал, - и целый ряд исследований это подтвердил, - что люди обычно пользуются своим опытом о различимости поведения (как повел бы себя данный человек в др. обстоятельствах), согласованности поведения (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше) и единодушии (как действовали бы др. люди в аналогичных обстоятельствах). При этом причина поведения приписывается тем факторам, с которыми ожидается ковариация (принцип ковариации причин и следствий). Нередко у человека нет никакой информации для оценки различимости, согласованности и единодушия, и тогда он использует правило дисконтирования (уценки). Оно заключается в дисконтировании (уменьшении) значения той или иной объяснительной причины на величину влияния др. потенциальных причин.
В большинстве случаев в процессе А. люди прибегают к одной из этих практик А. и получают вполне пригодные для обыденной жизни результаты, однако был выделен ряд исключений, типичных случаев ошибочных А. К ним относятся:
- фундаментальная ошибка А.;
- тенденциозность деятеля-наблюдателя (при объяснении одного и того же поведения действующий субъект склонен к ситуационным А., а наблюдатель - к диспозиционным);
- тенденцию людей при объяснении поведения (особенно собственного) к диспозиционным А. в случае успеха и к ситуационным - в случае неуспеха;
- чрезмерная уверенность в предсказаниях, основанных на диспозициях. В ситуациях неопределенности А. в большой степени определяются убеждениями и предрассудками человека.
Свидетельством популярности и значимости идеи А. можно считать разработку т.н. «атрибутивных» теорий для объяснения др. психических явлений (напр., теория эмоций С. Шехтера и Д.. Сингера, теория Д. Бема о самопознании аттитюдов). См. Атрибуция диспозиционная, Локус контроля, Фундаментальная ошибка атрибуции. (И.А. Мещерякова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Атрибуция (от англ. attribute — приписывать, наделять) - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия. Необходимость А. обусловлена тем, что информация, которую может дать человеку наблюдение, недостаточна для адекватного взаимодействия с социальным окружением и нуждается в «достраивании». Основным способом такого «достраивания» непосредственно воспринимаемой информации и является А.
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Атрибуция (лат. atributum - данное, приписанное) - наделение себя или другого человека характеристикой, какой в действительности может не быть.
Атрибуция эмоций (атрибуция лат. emovere - возбуждать, волновать) - способ идентификации модальности собственных эмоций, состоит он, согласно теории С. Шахтера, в том, что восприятие качества эмоции определяется наиболее вероятной, с точки зрения индивида интерпретацией явлений физиологической активации организма, чаще всего это происходит под влиянием каких-то случайных внешних обстоятельств.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Атрибуция - описание или наделение, особенно приписывание конкретной черты или характеристики человеку. См. теория атрибуции.
предметная область термина
ЗАЩИТНАЯ АТРИБУЦИЯ - См. предубеждение в пользу своего Я.
Внешняя АТРИБУЦИЯ - См. Ситуационная атрибуция.
Ошибочная АТРИБУЦИЯ - Атрибуция эмоциональной реакции вследствие неверной причины. Чаще всего ошибочная атрибуция наблюдается при проведении экспериментов, однако встречается и в реальной жизни. В качестве примера можно назвать эффект Ромео и Джульетты, когда реакция (влечение подростков друг к другу) вызвана чрезмерным возбуждением, возникшим в результате неодобрительного отношения родителей к свиданиям детей.
Характерная АТРИБУЦИЯ - Атрибуция причин нашего собственного или чужого поведения по отношению к факторам, которые находятся под прямым контролем личности. Так, мы делаем характерную атрибуцию, когда приходим к выводу, что наблюдаемое поведение вызвано усилиями или способностями человека, а не такими внешними фактора-ми, как погода, влияние других людей или неблагоприятное стечение обстоятельств (см. Ситуационная атрибуция). Предубеждения, возникающие в этом процессе, — скажем, эффект «зрителя-наблюдателя» — означает, что правильная атрибуция характерных факторов не обязательно бывает гарантирована. В данном случае мы склонны к чрезмерному использованию характерной атрибуции, когда наблюдаем за поведением других людей, и к ситуационной атрибуции в суждениях о собственном поведении. Фраза «он неуклюжий, а я просто поскользнулся» является классическим примером эффекта зрителя-наблюдателя.
АТРИБУЦИЯ, КАЗУАЛЬНАЯ (ПРИЧИННАЯ) - положение Ф. Хайдера, согласно которому восприятие человеком поведения других в значительной степени определяется тем, что он считает причиной этого поведения. Конкретно это может приписываться внутренним – интернальным личностным причинам или внешним – экстернальным воздействиям среды, или какой-то комбинации обоих. Таким образом, мы оцениваем поведение других на основании воспринимаемых нами мотивов и намерений. Работа Хайдера послужила концептуальной основой для более общего подхода, известного как теория атрибуции.
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий