ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Гуманистическая психология (англ. humanistic psychology) - направление в западной, преимущественно амер., психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в т.ч. развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, Автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т.п.
Гуманистическая психология сформировалась как течение в нач. 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с др. стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами. Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в 1960-е гг. приобрела большой вес и получила название «третьей силы» в западной психологии.
Гуманистическая психология представляет собой конгломерат довольно разных школ и направлений, имеющих общую стратегическую платформу. Представители Г. п. стремятся построить новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения Г. п. сводятся к след.:
- а) человек целостен и должен изучаться в его целостности;
- б) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев (case study) не менее оправдан, чем статистические обобщения;
- в) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире - главная психологическая реальность;
- г) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
- д) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
- е) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
- ж) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Истоки этих идей в философских традициях гуманистов Возрождения, фр. Просвещения, нем. романтизма, философии Фейербаха, Ницше, Гуссерля, Толстого и Достоевского, а также в современном экзистенциализме и восточных философско-религиозных системах.
Общая методологическая платформа Г. п. реализуется в широком спектре различных подходов. Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер и др. Ф. Бэррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (Джурард, Франкл, Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др.
Основной областью практического приложения Г. п. выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Г. п. В работах Маслоу, Джурарда, Бэррона, Роджерса разработаны представления о психически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия Роджерса (см. Человеко-центрированный подход в психотерапии) и логотерапия Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем. Др. важная область практического приложения Г. п. - гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третья область практического приложения Г. п. - социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого был Роджерс (см. Группа встреч). Успехи Г. п. в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Г. п., основанную на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (Маслоу).
Сегодня Гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с др. школами и направлениями, в т.ч. с психоанализом и необихевиоризмом. (Д.А. Леонтьев)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, к-рая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
Основные положения «Гуманистическая психология»: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, к-рые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации (см. Детерминизм) благодаря смыслам и ценностям, к-рыми он руководствуется в своем выборе; человек - это активное, интенциональное (см. Интенция), творческое существо.
«Гуманистическая психология» противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, тогда как главное в ней, согласно «Гуманистической психологии», устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г. Олпорт), в особенности творческих (А. Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я» (К. Роджерс).
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Гуманистическая психология - подход в психологии, разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу, который предложил его как "третью силу" после психоанализа и бихевиоризма. Он считал, что психология слишком много внимания уделяет тому, что является невротическим и нарушенным (психоанализ), или тому, что объяснимо с помощью механистической теории (бихевиоризм).
Гуманистическая точка зрения, в понимании Маслоу, должна была разработать науку, занимающуюся высшими человечески ми потребностями, саморазвитием, знанием, пониманием и эстетикой. Другие основные теоретики, связанные с этим общим подходом – Карл Роджере Эрих Фромм и Ролло Мей.
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
Комментарии
Добавить комментарий