Разделы психологии:
С.Б. Давыдова
Ключевые слова: типы мышления, тип оппозиции, комбинаторная система, логическая система мышления.
S.B. Davydova
COMBINATORIAL APPROACH TO MODELING TYPES OF THINKING
Keywords: types of thinking, a type of opposition, combinatorial system, logical system of thinking.
Понятие «типа мышления» относительно недавно вошло в круг интересов ученых [2; 3]. В прошлой статье, посвященной роли бинарных оппозиций в познавательном процессе [1] мы показали их фундаментальное значение в различных культурных традициях. Теперь рассмотрим, как следуя комбинаторным принципам на базе оппозиций можно построить четверичную модель классификации и, не расставляя всех точек над «i», попробуем использовать этот подход для краткой характеристики древнейших исторических типов мышления.
В III тысячелетии до н.э. в долинах разливающихся рек, в примерно сходных природно-климатических условиях возникли четыре древнейшие цивилизации: египетская, шумерская, протоиндийская и древнекитайская.
Две из них, индийская и китайская, существуют и поныне, сохраняя непрерывность исторического развития. Отметим, что Китай и Индия – два крупнейших государства, близкие по численности населения между собой, оставившие по этому показателю остальные страны далеко позади и широко распространившие свое культурное влияние на обширные регионы.
Египетская и Шумерская цивилизации в непосредственном виде не сохранились, но их культурное наследие впитано цивилизациями средиземноморского региона.
Протофилософские картины мира древнейших цивилизаций обнаруживают значимые различия. Возникает предположение, что различия эти коренятся в различных типах мышления, присущих этим культурам.
Наша модель классификации базируется на утверждении о том, что система мышления определяется типом оппозиции, который преимущественно используется.
«Жениться или не жениться» – с таким мучительным вопросом после долгих мытарств обратился к философу Панург, один из героев романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле. И получил один за другим два ответа:
- «И то, и другое».
- «Ни то, ни другое».
Такие ответы на простой, казалось бы, вопрос о «женитьбе - не женитьбе» повергли Панурга в совершеннейшее смятение.
Отнесемся же серьезно к этим замечательным ответам и сформулируем причину их абсурдистского характера в данном конкретном случае.
Проблема «жениться – не жениться» имеет дело с определенного вида оппозицией, а именно оппозицией двух гражданских состояний для мужчины «холост – женат». Эта оппозиция допускает только два возможных состояния; существование же третьего, медиативного, состояния, попадающего под определение и женатого, и холостого одновременно, отрицается. Так же категорически отрицается и возможность, сохраняя нейтралитет, быть одновременно ни холостым и неженатым. И в терминах логики получается, что первый ответ философа нарушает закон противоречия, а второй ответ – закон исключенного третьего.
Отсутствие медиативного состояния соответствует логическому закону противоречия. Отсутствие нейтрального состояния – логическому закону исключенного третьего.
Оппозиции такого типа, в которых не существует ни медиативного (и то, и другое), ни нейтрального (ни то, ни другое) состояния носят названия контрадикторных. Если допустить как медиативное, так и нейтральное состояние, то получается оппозиция общего вида. Эти два типа назовем чистыми.
Кроме того, возможны еще два смешанных типа оппозиций, различающихся наличием – отсутствием в них медиативного и нейтрального состояний.
Тип оппозиции | Медиативное состояние | Нейтральное состояние |
Контрадикторный | нет | нет |
Контрарный | нет | есть |
Субконтрарный | есть | нет |
Общего вида | есть | есть |
Представим типы оппозиций на схеме в виде диаграмм Венна. Области, заполненные звездочками, исключаются (см. рис.).
Если оппозиция допускает медиативное состояние, то возникает движение, заполняющее зону перехода от одной противоположности к другой. В зоне перехода возникают дифференцированные состояния, сочетающие в себе обе противоположности.
Если медиативное состояние отсутствует, то оппозиция статична.
Если оппозиция допускает нейтральное состояние, то она приобретает равновесие. Наличие нейтрального состояния уравновешивает противоположности.
Если нейтральное состояние отсутствует, то оппозиция неравновесна, т.е. одна из противоположностей доминирует над другой.
Таким образом, приведенные выше типы оппозиций имеют следующие свойства.
- Контрадикторная оппозиция статична и неравновесна.
- Контрарная оппозиция статична и равновесна.
- Субконтрарная оппозиция динамична и неравновесна.
- Оппозиция общего вида динамична и равновесна.
Так контрадикторные оппозиции характерны для логической системы мышления, контрарные – для антитетической системы, субконтрарные – для диалектической и оппозиции общего вида – для комбинаторного мышления.
Основное требование к теории как связанной совокупности суждений в логической системе мышления заключается в ее непротиворечивости. Теория должна быть построена таким образом, чтобы в ней не могло быть доказано одновременно какое-либо утверждение и его отрицание. Другими словами, в теории не должно доказываться слишком многое. Существует парное требование логической полноты теории, означающее, что для каждого правильно построенного утверждения может быть доказано либо оно само, либо его отрицание, т.е. не должно доказываться слишком мало. Требование непротиворечивости естественно соотнести с законом противоречия, а требование полноты – с законом исключенного третьего. Требование непротиворечивости предполагает, что ни одно ложное утверждение не должно быть доказуемо, а требование полноты – что должны быть доказуемы все истинные утверждения. Требование непротиворечивости в логической системе доминирует: несоответствие этому требованию разрушает систему, а логическая неполнота – оказывается допустимой.
Для комбинаторной системы аналогом теории оказывается классификационная схема. Основное требование к ее формированию – комбинаторная полнота. Комбинаторная полнота заключается в том, чтобы классификационная схема содержала описание всех возможных состояний, задаваемых всеми возможными конфигурациями элементарных признаков. Так, великая книга Древнего Китая «И Цзин» строится как полная группа из 64 состояний, каждое из которых задается одной комбинацией значений шести независимых бинарных признаков.
Логическая и комбинаторная системы мышления, опирающиеся на чистые типы оппозиций, обнаруживаются не только у профессиональных мыслителей, но и на уровне обыденного сознания. Антитетическая и диалектическая системы мышления, основы которых разрабатывались в древней египетской и индийской цивилизациях, опирающиеся на смешанные оппозиции, на уровне обыденного сознания практически не встречаются, по-видимому, в силу их парадоксальности. Эти системы присущи главным образом лишь эзотерическим направлениям мысли. И в заключение статьи несколько слов о родной и привычной для европейского сознания логической системе мышления, с которой нам в основном приходится иметь дело, является результатом следования строгим правилам, которые в известном смысле ограничивают свободный полет человеческой мысли, а взамен гарантируют его целенаправленность и безошибочность. Логический способ упорядочения мира справедлив, но не единственен.
Логическая система создает искусственную среду обитания мысли, защищая ее от «вредных» природных влияний и задавая градиент движения.
Система дает очень мощный критерий истинности, обеспечивает контроль результата. Для этого она содержит в себе специальные процедуры доказательства, а также способы рассмотрения свидетельств и опытных данных, привлекаемые в случае, когда прямое доказательство невозможно.
И именно понятие истинности является основной ценностью логической системы мышления.
Литература
- Давыдова С.Б. Роль бинарных классификаций в познавательном процессе // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 24 марта 2022 г.) / науч. ред. Т.В. Христидис. Москва: МГИК, 2022. С. 34-39.
- Исторические типы мышления. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://lektsii.org/11-53995.html (дата обращения: 29.03.2023).
- Пятигорский А. Схема типов мышления на рубеже столетий. 2002. Ч. 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://alexanderpiatigorsky.com/ru/teksty/knigi/ne-izdannoe-lekcii-i-st... (дата обращения:: 29.03.2023).
Комментарии
Добавить комментарий