Разделы психологии:
Е.А. Дубицкая
Ключевые слова: студенты педагогического вуза, осознанный выбор профессии, профориентационный тренинг.
E.A. Dubitskaya
TRAINING OPPORTUNITIES IN UNDERSTANDING THE FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS
The article is devoted to the initial stage of professional identity formation. The article considers the problem of conscious choice of a future profession by first-year students of a pedagogical university, presents the results of diagnostics of awareness of professional choice, substantiates the need for special psychological and pedagogical work with first-year students to form their conscious attitude to future professional activity, the possibilities of training as a means of professional self-determination of pedagogical university students are shown.
Keywords: students of a pedagogical university, conscious choice of profession, career guidance training.
Проблема выбора профессии, самоопределения в ней, успешного становления и закрепления в избранной сфере профессиональной деятельности особенно актуальна для нынешней молодежи, поскольку современное российское общество «остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их претворение в жизнь» [2, c. 80].
В Большом психологическом словаре профессиональное самоопределение представлено как «процесс принятия решения личностью о выборе будущей трудовой деятельности» [1, c. 715]. Поэтому очевидно, что в центре профессионального самоопределения оказывается личность с ее индивидуальными и психофизиологическими особенностями, способностями, предпочтениями, профессиональными планами.
Профессиональное самоопределение как специфическая сфера самоопределения личности может рассматриваться, во-первых, как процесс постепенного ориентирования личности в сферах деятельностей, охватывающий значительный период жизни человека, начиная с дошкольного возраста. Во-вторых, в более узком понимании, профессиональное самоопределение – это процесс выбора профессии, содержанием которого является формирование личного профессионального плана. Профессиональное самоопределение не завершается с выбором профессии. Постепенное проявление и конкретизация профессиональной перспективы и сознательное осуществление выбора – две стороны одного целостного процесса.
Итак, профессиональное самоопределение – это не только процесс, но и определенный период жизни, который человек активнее всего проходит в процессе обучения. «Высшая школа во все времена играла роль воспитателя интеллигенции, «создателя» кадров, способных не только воспроизводить социальный опыт, но и расширять, преобразовывать и умножать новые знания» [4, c. 172]. С другой стороны, остро стоит проблема готовности выпускников вузов к трудоустройству и работе по специальности.
Таким образом, проблема профессионального самоопределения является одной из важнейших сторон благополучия жизни человека в конкретном обществе, и, следовательно, носит фундаментальный характер в связи с тем, что мотивированный и адекватный выбор профессии обеспечивает взаимосвязь профессиональной и личностной реализации, согласование жизненных планов и намерений с общегосударственными экономическими потребностями в кадровом обеспечении развития определенных отраслей.
В нашем исследовании мы исходим из предположения о том, что студенты I курса педагогического вуза недостаточно осмысленно делают выбор будущей профессиональной деятельности. Для проверки гипотезы нами было организовано экспериментальное исследование на базе ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». В исследовании приняли участие 60 студентов I курса Института педагогики и психологии, обучающихся по направлению бакалавриата «Психолого-педагогическое образование».
Исследование проводилось с ноября 2022 года по март 2023 года в два этапа. На первом этапе была подобрана группа студентов I курса для участия в экспериментальной работе, с которыми проводилась диагностика осознанности выбора будущей профессии. Помимо повторной диагностики, второй этап включал в себя разработку профориентационного тренинга, направленного на осмысление студентами будущей профессиональной деятельности.
В качестве диагностического инструментария использовались Опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, Методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова и разработанный автором Опросник субъективной оценки осмысленности будущей профессиональной деятельности.
Проведенная диагностика свидетельствует о том, что студенты-первокурсники Института педагогики и психологии МПГУ имеют достаточно низкий уровень осмысленности будущей профессиональной деятельности. Они не уверены в выборе профессии, наблюдается расхождение в выборе сферы профессиональной деятельности, отсутствует четкая профессиональная направленность «человек-человек».
Студенты с неосознанной (низкий уровень – 51,3%) профессиональной идентичностью «не видят» себя в выбранной профессии, переживают негативные эмоции к ней и себе как ее представителю; не имеют четко сформированного профессионального «Я-образа»; не понимают необходимости расширять свои теоретические знания и практические умения, поскольку не уверены, что в будущем будут работать по выбранной профессии.
Студенты с частично осознанной (средний уровень – 31%) профессиональной идентичностью чувствуют себя неуверенно, будто «на перепутье». При этом имеют неопределенные или противоречивые эмоции в отношении выбранной профессии. Интерес к профессии имеет ситуативный характер (не уверены в своем выборе, могут иметь другие профессиональные интересы и предпочтения). Большинство студентов не видят себя в будущем педагогами-психологами, отмечают недостаточность знаний и навыков для самостоятельной работы по специальности, в некоторых случаях проявляют негативное отношение к профессии.
Данный факт свидетельствует о необходимости проведения формирующей работы, направленной на осмысление студентами будущей профессиональной деятельности.
Л.Ц. Кагермазова полагает, что осмысление будущей профессиональной деятельности может осуществляться во время учебно-воспитательного процесса путем активного усвоения ведущих профессиональных позиций в контексте личностного роста. Вслед за автором, мы считаем целесообразным использование активных методов и приемов обучения, направленных на оптимизацию процесса подготовки будущих педагогов-психологов через активизацию самопознания, профессионального самоопределения, Осознание реальности жизненных планов и т.п. Наиболее эффективными являются активные методы групповой деятельности, а именно тренинговая работа со студентами. Как отмечает Л.Ц. Кагермазова, эффективность активных методов состоит в том, что «они, давая возможность включиться в ситуации профессиональной деятельности, способствуют развитию профессиональной идентичности, а также побуждают к привлечению мыслительных процессов для анализа прототипа профессиональной деятельности, проектирования образа профессионального будущего, <...> способствуют осмыслению собственной профессиональной позиции, формированию адекватного Я образа и преодолению кризисных тенденций в развитии профессиональной идентичности» [3, c. 15].
Нами была разработана тренинговая программа, направленная на формирование профессионального самоопределения студентов педагогических вузов и призванная помочь первокурсникам осмыслить сделанный выбор в пользу данного профиля, так как этот выбор в значительной степени может оказать либо позитивное, либо негативное влияние на дальнейшее обучение и на профессиональное будущее обучающегося.
Тренинг рассчитан на 8 занятий. Занятия проводились со студентами I курса 1 раз в неделю после основных занятий обучающихся. Среднее время проведения занятия – 45 минут.
В тренинговой работе были предусмотрены различные формы и методы, такие, например, как заполнение рабочих листков. Каждый участник тренинга описывал свои ожидания на небольшом листе бумаги, а затем кратко презентовал их и прикреплял на плакате с изображением песочных часов. Особенность такой техники заключается в том, что она обеспечивает «активное взаимодействие участника занятия с самим собой». Заполнение рабочих листков ориентировано на активное включение механизмов рефлексии относительно своих ожиданий от тренинга.
Ряд упражнений проводился с использованием метода «Мозговой штурм», который дополнялся методом групповой дискуссии с целью обсуждения проблемной ситуации. Во время дискуссии ведущий тренинга помогал группе максимально открыто высказывать свое мнение относительно обсуждаемых вопросов. Ведущий тренинга следил за тем, чтобы участники пользовались «Я- высказываниями» и в случае несогласия с позицией других участников аргументированно доказывали правильность своей мысли.
Также использовалась такая интерактивная техника, как анализ ситуаций. Участникам тренинга предлагались проблемные ситуации, которые они анализировали и находили оптимальное решение проблемы.
Данный тренинг позволяет адаптировать студентов к будущей профессиональной деятельности, научить их быстро находить оптимальное решение в процессе профессиональной деятельности, развивать педагогические способности, повышать собственный уровень профессиональной компетентности.
После проведения тренинговой работы была проведена повторная диагностика, которая позволила оценить эффективность тренинга.
Результаты диагностики показали, что уровень профессиональной готовности студентов повысился. У большинства будущих педагогов-психологов (47%) наблюдается средний уровень профессиональной готовности. При этом высокий уровень профессиональной готовности показали 37% участвующих в тренинге. Следует отметить, что у участников тренинговой программы стала наблюдаться четкая профессиональная направленность «человек-человек».
Необходимо также отметить повышение уровня профессиональной идентичности. Согласно полученным результатам, большая часть студентов (48%) имеют средний уровень, а у 40% студентов был диагностирован высокий уровень профессиональной идентичности.
Таким образом, можно сделать вывод о результативности тренинговой программы и рекомендовать ее для осмысления студентами педвуза будущей профессиональной деятельности. Исследование показало, что проведенная работа дала положительную динамику и число студентов, осознавших свой профессиональный выбор, увеличилось.
Литература
- Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 4-е издание. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
- Дубицкая Е.А. К проблеме осознанности профессионального выбора студентами-первокурсниками педагогического вуза // Педагогическое образование: вызовы XXI века, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, академика В.А. Сластенина: сборник материалов XI Международной научно-практической конференции (Москва, 24-25 сентября 2020 г.) / отв. редактор Л.С. Подымова, А.В. Лукинова. Москва, 2020. C. 79-83.
- Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В. Тренинг профессионально-педагогического общения: учеб. пособие. Нальчик: Институт гуманитарных исследований КБНЦ РАН, 2014. 187 с.
- Нагорнюк О.М. Методика формирования содержания обучения при подготовке к преподаванию экологических дисциплин // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. № 6- 2. С. 172-175.
Комментарии
Добавить комментарий