Теоретико-историческое исследование психологических суждений в творчестве Низами Гянджеви

З.С. Джавадова (Азербайджан)

Психология исторически древняя наука. Его корни связаны с античным периодом. Но до конца XIX века, до формирования психологии, как самостоятельной науки, она формировалась в системе наук о философии и считалась философской наукой. В статье исследуются психологические идеи Низами Гянджеви. А также говорится об очень древней и богатой истории психологической мысли в Азербайджане. XII век – это эпоха ренессанса в Азербайджане и достижения этого периода связаны с именем Низами Гянджеви – «Хамса» – памятник мировой литературы и искусства. Психологическая концепция Низами была выдающимся событием в истории мировой психологической мысли.

Ключевые слова: Низами Гянджеви, ренессанс, философско-психологическая, «Хамса», человеческая концепция, психологический контекст.

Z.S. Javadova

THEORETICAL AND HISTORICAL RESEARCH OF PSYCHOLOGICAL JUDGMENTS IN THE WORK OF NIZAMI GANJAVI

Psychology is a historically ancient science. Its roots are connected with the ancient period. But until the end of the 19th century, before the formation of psychology as an independent science, it was formed in the system of the sciences of philosophy and was considered a philosophical science. The article explores the psychological ideas of Nizami Ganjavi. It also speaks of a very ancient and rich history of psychological thought in Azerbaijan. The 12th century is the era of renaissance in Azerbaijan and the achievements of this period are associated with the name of Nizami Ganjavi - "Khamsa" - a monument of world literature and art. The psychological concept of Nizami was an outstanding event in the history of world psychological thought.

Keywords: Nizami Ganjavi, renaissance, philosophical and psychological, "Khamsa", human concept, psychological context.

XI-XII века занимают особое место в развитии психологической мысли в Азербайджане. Бесценное творчество Низами, завоевавшее всемирную славу, тоже относится к этому периоду.

В этот период в Гяндже проживал население в сотни тысяч человек. Гянжда превратилась в одни из культурных центров Азербайджана. Низами Гянджеви, как великий поэт и мыслитель, занимает особое место в истории Азербайджанской и мировой культуры.

Низами Гянджеви получил великолепное образование в одном из известных медресе города Гянджи и в совершенстве изучил такие науки как история, философия, религиозное право, логику, астрономию и медицину. С этой точки зрения поэт восклицал: «Я, ни разу радуясь, не ложился в постель», если «не открою новых врат науки».

Наряду с родным языком Низами в совершенстве владел несколькими языками в особенности арабским, фарсидским и греческим языками.

В развитии Низами как гениального творца и корифея науки, большую роль сыграла гянджинская среда. «В Гяндже, превратившегося в тот период в огромный очаг науки, Низами глубинно изучил и освоил точные (ельтиельабодан) и гуманитарные (ельтульадян) науки и стал великим энциклопедистом века».

Творчество Низами было актуальным в средние века в восточном литературоведении и востоковедении. Несмотря на то, что в ХIХ столетии европейские востоковеды посвятили множество диссертаций, посвященных творчеству Низами, низамиведение, как важное научное направление, формировалось в ХХ веке [4, c. 13].

В изучении творческого наследия поэта важную роль сыграли выдающиеся востоковеды и литературоведы. В этих исследованиях была раскрыта поэтика «Хамси» и Низами был описан как великий мастер психологического анализа. Академик Бертельс писал: «Низами абсолютно точно в соответствующей форме, со всеми тонкостями раскрывает любой образ, его психический мир, общественное положение, черты, соответствующие его возрасту. Будь это образ вельможи, носящего сасанидский трон, будь простой труженик Фархад, или молодой арабский юноша Меджнун – Низами всех их описывает с указанными выше тонкостями» [3, с. 13].

Философско-психологические воззрения Низами были изучены и анализированы с разных аспектов. Низами сыграл большую роль в развитии не только философско-психологический мысли в Азербайджане, но и во всем мире.

Творчески подпитываясь философско-психологической мыслью эпохи, и гениально их развивая с критериями возрождения, Низами создал свою неповторимую философско-психологическую систему, ставшей великим достижением эпохи. Как культурное событие эта психолого-философская мысль своими корнями была тесно связана с азербайджанской действительностью. Будучи по своей сути оригинальной, его концепция человека привлекает внимание как выдающееся достижение психологии ХII века.

История Азербайджанской психологической мысли очень древняя и богатая. Так как она находит истоки своего первичного отражения в образцах устного народного творчества, в былинах (дастанах), в сказках, в памятных письменах, в загадках и пословицах, в религиозных воззрениях.

Рассматривая огромный временной промежуток, можно утвердить, что центр тяжести философской мысли была в начале на Востоке, древнем Шумере, Китае, Индии, в древней Ельшаде, а за тем основалось на мусульманском Востоке и только в эпоху Ренессанса перешла в Западную Европу.

Психологическая концепция Низами была выдающимся событием в истории мировой психологической мысли.

ХII век – это эпоха ренессанса в Азербайджане и достижения этого периода связаны с именем Низами Гянджеви – «Хамса» – памятник мировой литературы и искусства.

Низами Гянджеви был великолепным психологом и философом. Еще в 1946 году ученый востоковед Бертельс отметил, что Низами Гянджи великий психолог и философ. Он писал, что невозможно не удивляться насколько глубоко знал Низами психологию. По мнению Бертельса – это дает возможность Низами выявлять все хрупкие оттенки чувств характеров своих героев. Э. Фромм писал: «Низами философ, говоря об обществе, и психолог, говоря о человеке».

Были проведены фундаментальные исследования в области поэтики «Хамса» (А. Азаде, Г. Араслы, А. Аббасов, Г. Бегдели, Е. Бертельс, М. Гулу-заде, Г. Алиев, Р. Алиев, Н. Крымский, М. Джафаров, Х. Гусейнов и др.). Авторы, обратившиеся творчеству Низами, с удивлением отмечают присущий ему энциклопедический дар.

Для изучения психологического воззрения великого мыслителя историки азербайджанской философии выявили следующие пункты, заслуживающие особого внимания.

  1. По-мнению Низами, человек, по сути, изначально созданный достойно и безупречно, должен быть высоконравственным и стремиться к вершинам высокой морали. Гуманистические стороны человеческой природы проявляются непосредственно в межличностных отношениях.
  2. Мысли Низами Гянджеви о сознании имели всестороннее содержание, и соответствовали философско-научной мысли того периода.
  3. В соответствии с идеологией средних веков, объектом сознания в произведениях Низами является сам человек, существующий вещественный мир и Бог. Все они не изолированы друг от друга, а находятся во взаимодействии и взаимосвязи.
  4. Суждения, умственная деятельность и мысли возвышаются над знаниями, полученными в результате чувственных наблюдений.
  5. Низами показывал, что возможности умственного сознания не выходят за рамки материального мира.

Психология – исторически древняя наука, ее корни связаны с античным периодом. Но до конца XIX века, до формирования психологии, как самостоятельной науки, она формировалась в системе наук о философии и считалась философской наукой. Ученые, изучающие Низами как философа не учли эту особенность, даже его психологические мысли иногда исследовали, как только философские мысли.

Исследования психологических воззрений Низами Гянджави в Азербайджане приходится на послевоенный период, после Второй мировой войны.

Выдающийся азербайджанский психолог М.Р. Аббасов в кандидатской диссертации «Психологические воззрения Низами» исследовал вопросы общей психологии, медицинской психологии, в том числе и военной психологии. В диссертационной работе были раскрыты некоторые общие вопросы педагогической психологии, был произведен обзор воззрений Низами о роли методико-воспитательной работы в формировании личности и суждения о наследственности и фатализме.

В 1989 году начинается второй период изучения психологических воззрений Низами.

В начале 1990 годов А.С. Байрамов всесторонне анализировал этнопсихологические вопросы в творчестве Низами и раскрыл неподражаемые мысли гениального поэта о национальных корнях человеческой психики.

Как отмечает А.С. Байрамов: «исследование проблемы личности в произведениях Низами Гянджеви имеет большое значение не только с точки зрения древности и богатства истории литературной мысли, но и с точки зрения «раскрытия личности», «психологического анализа проблемы личности»» [2, с. 191].

Т.Т. Бабаева исследовала концепцию изучения личности на основе концептуальной модели через творчество Низами Гянджеви на уровне кандидатской диссертации.

По мнению автора, несмотря на то, что Низами отмечает роль природно-наследственных факторов в воспитании и развитии личности, он придает особое значение роли социализации, присоединения к системе общественных отношений и самовоспитания в превращении индивидуума в личность.

Накануне юбилея Низами Гянджеви была издана книга А.Е. Ахмедова под названием «Низами-науковед» автор пишет, что в произведениях Низами встречается со сведениями из разных наук. Некоторые из них углубляются до уровня знаний отдельных наук, и свидетельствуют о глубоких знаниях великого поэта-мыслителя в данной области. В книге обращается внимание на личность Низами не только как природоведа, геометриста, космолога, этнографа, исламиста и т.д., но и как психолога и были пересмотрены его мысли и суждения о психологии. В низамиведении это явление само по себе выдающееся событие. Некоторые мысли и наблюдения автора сами по себе очень интересны, но больший интерес представляют суждения Низами о духовных качествах человека, описанные в соответствующей главе.

А.С. Байрамов и А.А. Ализаде в книге «Актуальные проблемы социальной психологии» обратили внимание на воззрения Низами относительно социальной психологии.

Они справедливо показывают, что «психологические воззрения Низами» в последующих периодах «оказали ощутимое влияние на развитие воззрений азербайджанской психологии».

В азербайджанской психологии уже в XII веке в творчестве великого Низами Гянджеви формировалась неподражаемая система возрастной и педагогической психологии. В истоках анализа концепции личности у Низами Гянджеви перебираются возрастные особенности, отношение сына и отца, отцовские наказы, женская психология и особенности воспитания девочек, как источники гендерной психологии.

В начале 1990-х годов некоторые страницы низамиведения относительно психологии были написаны на кафедре психологии АГПУ. На кафедре общей психологии начали изучение «психосемантики цветов» в поэме «Семь красавиц» [1], систематично анализируя психологические взгляды Низами Гянджеви [8, с. 150]. В своей научно-исследовательской работе под названием «Психологические взгляды Низами» автор впервые системно исследовал в научно-психологическом аспекте суждения Низами об особенностях психических процессов, определила особенности феноменальности анализирования психологической жизни человека в середине XII века эпохи Возрождения в Азербайджане. В работе как важная особенность теории психологии Азербайджана в XII веке, выделяется обоснованная у Низами личностная концепция при анализе особенностей психических процессов и их оценка с очки зрения межфункциональных отношений. В исследовательской работе раскрывается психологическая концепция Низами, важные психические феномены (иллюзия зрения, эффект травли и т.д.) впервые в мировой психологии описаны в «Хамсе» и раскрыта в художественно-психологических моделях.

Вышедший из печати в 2016 году в увесистой монографии З.С. Джавадовой под названием «Психологическая концепция духовной эволюции человека в произведениях Низами Гянджеви» исследованы также приоритетные проблемы как психологическая концепция эволюции человека, анализ в контексте межфункциональных связей, социально-психологические закономерности духовной эволюции человека.

И так XI-XII века занимают особое место как важный этап в развитии философско-психологической мысли в Азербайджане. К этому периоду относится и всемирно известное драгоценное творчество Низами. По-нашему мнению, психологический мир Низами Гянджеви должен привлекаться комплексным исследованиям, структура должна быть исследована в соответствии реалиям сегодняшнего дня и доведена юному поколению.

Литература

  1. Ализаде А.А. психосемантика цветов. Баку. 2001, 174 с. (на азерб. яз.).
  2. Байрамов А.С. Психологические мысли. Баку: Сада, 1994, 191 с. (на азерб. яз.).
  3. Бертельс Е.Э. Великий Азербайджанский поэт Низами. Эпоха, жизнь и творчество. Баку: ФАН, 1940. 148 с.
  4. Ибрагимов М.И. Яркий как солнце // Низами Гянджеви. Лейла и Меджнун. Предисловие. Баку: Языджи, 1982. С. 5-24 (на азерб. яз.).
  5. Ольшанская Е.В. Использование метода «Терапия творческим самовыражением» на практических занятиях по дисциплине «Психология творчества»// Артпедагогика иартпсихология в век инноваций: материалы III Международной научно-практической конференции, в рамках Всероссийского Фестиваля науки NAUKA 0+ - ключевое событие Года науки и технологий (Москва, 11-12 октября 2021 г.) / науч.ред. Т.В. Христидис. Москва: МГИК, 2021. С. 132-136.
  6. Халилов А.С. Тюркская эпическая традиция и творчество Низами Гянджеви // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Серия Эпосоведение, 2021. № 2. С. 41-49.
  7. Христидис Т.В. Художественно-творческое развитие личности в вузе // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник статей и тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Социальное и экономическое развитие России: история, современность, противоречия и перспективы» (Москва, 11-12 ноября 2021 г.) / глав. ред. И.В. Вологдина. Москва: МПСУ, 2021. Т. 6. С. 521-526.
  8. Ширинова З.С. Психологические взгляды Низами Гянджеви. Баку: Издательство АДПУ, 2008. 150 с. (на азерб. яз.).
  9. Шюкюрова Г.В. Джафар Хандан о творчестве Низами Гянджеви // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 10. С. 87-91.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Джавадова З.С. Теоретико-историческое исследование психологических суждений в творчестве Низами Гянджеви // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 140-146.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки