Ключевые слова: дистанционное обучение, аспирант, творческий вуз, технология.
INTRODUCTION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR GRADUATE STUDENTS OF A CREATIVE UNIVERSITY
Keywords: distance learning, postgraduate student, creative university, technology.
Структурные изменения в системе обучения аспирантов, происходящие в последние 3 года, обусловлены развитием научно-технического прогресса, влияющим на образовательную систему подготовки научных кадров творческих вузов. Дистанционный формат обучения связан с высокой мобильностью людей, живущих эпоху глобальных перемен, ознаменовавших использование интернет-приложений и новых современных технологий, связанных с научным прогрессом общественного развития. Появились и распространились общественно-значимые цели, направленные на адаптацию высшего образования к жизни в транзитивном обществе.
В молодежной среде распространяются социоцентрические побуждения – помощь другим людям, реализация личностных возможностей и способностей, создание личного и общественного благополучия.
Аспиранты проявляют настойчивость, распределяя усилия в процессе достижения учебных и творческих целей, решая задачи, способствующие формированию научного и профессионального интереса. Важным этапом профессионального развития аспирантов является следование установкам результативности при написании диссертации. Наличие настойчивости в достижении цели у аспирантов, помогает развитию их академических способностей, способствуя жизненным и профессиональным успехам. Самоотношение как фактор развития личности аспиранта, определяет самореализацию его личности, расширяя способы взаимодействия с миром.
Понятие «дистанционное обучение» введено в обиход в качестве «новой ступени обучения с применением видеотехники», что обусловливает «целенаправленное обучение, которое не зависит от местоположения, обучающего и обучающегося. Содержание данного понятия А.А. Андреев характеризует следующим образом: «Дистанционное образование – синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению». В.П. Тихомиров и В.И. Солдаткин рассматривают понятие дистанционного обучения как «интерактивный образовательный процесс, реализуемый в специфической дидактической системе» [4].
Дистанционное образование в РФ опирается на федеральное законодательство и обоснование Министерства просвещения РФ, Министерством науки и высшего образования РФ. В Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Целью данной статьи является попытка ответить на вопрос: насколько аспиранты и преподаватели готовы к внедрению дистанционного обучения в системе обучения в аспирантуре? [1].
Современное дистанционное обучение является динамичным и быстро развивающимся направлением образовательного процесса, оно позволяет конкурировать с традиционной моделью обучения, имеет большую популярность в России. Учитывая, что аспиранты из разных стран мира (Бразилия, Иран, Китай, Сирия и др.) выбирают подготовку научно-исследовательской диссертации именно в России, необходимо широко внедрять практику дистанционный формат обучения.
Психолого-педагогические исследования анализируют внедрение дистанционного обучения в высших учебных заведениях (А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, Т.В. Тулупова, В.Л. Шатуновский и др.). Особый интерес представляет одобрение аспирантами дистанционного формата обучения, как наиболее удобной формы, т.к. аспиранты могут находиться в разных городах и странах и при этом обучаться в аспирантуре. Преподаватели отмечают, что при дистанционном формате обучения количественно намного больше присутствует участников из числа аспирантов. Кроме того, материал занятия всегда можно посмотреть в записи, если такая необходимость возникнет.
Отвечая на вопрос: «Насколько для Вас удобным является формат дистанционного обучения в творческом вузе?», большинство аспирантов и преподавателей ответили, что большую эффективность представляет собой «смешанный формат», при котором представлено разумное сочетание аудиторного и дистанционное обучения.
При уточнении позиции сочетающей синтез аудиторного и дистанционного формата обучения, аспиранты высказали мнение о том, что предпочли бы дистанционный формат аудиторному. Мнение преподавателей по поводу работы с аспирантами также склоняется в сторону дистанционного формата обучения, исключая такие варианты обучения, при которых дистанционная форма затруднена (например, хореография, хоровое пение и др.). Однако, следует отметить, что в условиях пандемии были найдены формы и методы, которые способствовали продуктивному обучению [2].
Предпочтение дистанционному обучению отдают аспиранты, указывая на свободу индивидуальной траектории научно-исследовательской деятельности. Большинство аспирантов придает значимость использованию современных информационных технологий, включающей работу с искусственным интеллектом [1]. Данная работа, при грамотной ее организации становится неотъемлемой частью организации различных форм деятельности молодых ученых. Многими вузами (в частности РГГУ, МГИК) принят «Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, который устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения, которыми следует руководствоваться участникам сфер, связанных с активным взаимодействием с искусственным интеллектом в учебной и научной деятельности. Кодекс распространяется на отношения, связанные с этическими аспектами создания, проектирования, конструирования учебных и научно-исследовательских проектов. Важным результатом является грамотное внедрение и использование технологий искусственного интеллекта на всех этапах профессиональной деятельности. В настоящее время взаимодействие человека с искусственным интеллектом полностью урегулированы законодательством Российской Федерации. Разработчиками и авторами внедрения технологии искусственного интеллекта указывается важность положения о необходимости реализации всех потенциальных возможностей человека для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере, что влечет высшие личностные достижения. Технологии искусственного интеллекта должны учитывать ключевые ценности: развитие познавательных способностей человека, развитие его творческого потенциала. Важным аспектом является сохранение нравственных, духовных и культурных ценностей, а также содействие культурному и языковому многообразию жизни, уважение автономии и свободы воли человека» [3].
Многие преподаватели не считают дистанционное обучение качественной формой, так как невозможно провести достаточное количество практических занятий. Достаточно часто бытует сомнение в самостоятельном выполнении определенных занятий, так как невозможно идентифицировать автора, соответственно отсутствуют гарантии, что выполненная аспирантами работа может быть зачтена. В этом случае надо продумывать технику контроля и оценки.
Ответ на вопрос о качестве знаний аспирантов при применении информационных технологий при дистанционном обучении, заключался в том, что качество знаний не изменяется в худшую сторону.
Среди предложений по усовершенствованию организации дистанционного обучения аспиранты отмечают – доступное консультирование по необходимости, несмотря на возможные географические несовпадения местоположения аспиранта и научного консультанта.
На вопрос «На ваш взгляд, насколько подходит дистанционное обучение для творческого вуза?» большинство опрошенных ответили, что дистанционное обучение «приемлемо для преподавания отдельных дисциплин» данный вариант ответа выбрали 59,49 % (n=21) опрошенных. «Не подходит для подготовки творческих кадров» ответили 21,51% (n=21) опрошенных. «Подходит для обучения аспирантов, имеющих профессиональный опыт» – 17,7% (n=21). И лишь 1,3% (n=21) опрошенных ответили, что «Возможен полный переход на дистанционный формат».
Тем не менее не все дисциплины можно вести в дистанционном формате, т.к. есть предметы, требующие очного участия аспирантов и преподавателей. В целом, аспиранты и преподаватели творческих вузов лояльно относятся к дистанционному формату обучения, но указывают, что оно не может заменить некоторые перспективные проектные формы обучения в системе высшего образования.
Литература
- Мишина М.М. Интеллектуальная деятельность актеров в процессе создания художественного образа // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 4 (14). С. 50-58.
- Мишина М.М. Проблема самореализации студентов в условиях безопасной образовательной интернет-среды // Проблемы психологической безопасности личности и образовательной среды: монография / кол. авторов; общ. ред., А.В. Литвиновой, А.В. Кокурина, М.И. Марьина. Москва: РУСАЙНС, 2022. 190 с.
- Мишина М.М. Развитие творческой личности в зрелом возрасте // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы (к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя): сборник научных трудов VI Международной конференции (9-10 июня 2022 г.) / сост. В.Н. Дружинина, Д.В. Русецкая. Москва: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2022. С. 272-274.
- Тихомиров В.П., Солдаткин В.И. и др. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний // Научно-практический журнал «Открытое образование» (прежнее название «Дистанционное образование»). 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20816603 (дата обращения: 18.02.2023).
- Христидис Т.В., Новашина М.С. Практика применения технологии модульного обучения в вузе // Мир образования – образование в мире. 2021. № 4 (84). С. 323-331.
- Христидис Т.В., Новашина М.С. Цифровая образовательная среда как средство формирования информационно-коммуникационных компетенций будущих специалистов социально-культурной деятельности // Международный форум KAZAN DIGITAL WEEK – 2021: сборник материалов / сост.: Л.З. Бородовская, З.М. Явгильдина; под общ. ред. Р.Ш. Ахмадиевой; ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры». Казань, 2022. Ч. 2.: Цифровые технологии в сфере культуры. С. 142-152
Комментарии
Добавить комментарий