Внедрение дистанционных технологий обучения аспирантов творческого вуза

М.М. Мишина
Статья содержит материал, анализирующий применение современных дистанционных образовательных технологий в период обучения в аспирантуре. Дистанционное обучение в творческом вузе приемлемо для преподавания отдельных дисциплин. Самым оптимальным вариантом дистанционного обучения для аспирантов являются лекции и консультации. Одним из самых больших недостатков в онлайн-обучении, является отсутствие социального взаимодействия, способствующего повышению эффективности процесса обучения. Данная проблема решаема путем проведения вебинаров, семинаров, конференций, презентаций.

Ключевые слова: дистанционное обучение, аспирант, творческий вуз, технология.

M.M. Mishina

INTRODUCTION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR GRADUATE STUDENTS OF A CREATIVE UNIVERSITY

The article contains material analyzing the use of modern distance learning technologies during postgraduate studies. Distance learning in a creative university is acceptable for teaching individual disciplines. The most optimal option for distance learning is lectures and consultations. One of the biggest drawbacks in online learning is the lack of social interaction that contributes to improving the effectiveness of the learning process. This problem can be solved by conducting webinars, seminars, conferences, presentations.

Keywords: distance learning, postgraduate student, creative university, technology.

Структурные изменения в системе обучения аспирантов, происходящие в последние 3 года, обусловлены развитием научно-технического прогресса, влияющим на образовательную систему подготовки научных кадров творческих вузов. Дистанционный формат обучения связан с высокой мобильностью людей, живущих эпоху глобальных перемен, ознаменовавших использование интернет-приложений и новых современных технологий, связанных с научным прогрессом общественного развития. Появились и распространились общественно-значимые цели, направленные на адаптацию высшего образования к жизни в транзитивном обществе.

В молодежной среде распространяются социоцентрические побуждения – помощь другим людям, реализация личностных возможностей и способностей, создание личного и общественного благополучия.

Аспиранты проявляют настойчивость, распределяя усилия в процессе достижения учебных и творческих целей, решая задачи, способствующие формированию научного и профессионального интереса. Важным этапом профессионального развития аспирантов является следование установкам результативности при написании диссертации. Наличие настойчивости в достижении цели у аспирантов, помогает развитию их академических способностей, способствуя жизненным и профессиональным успехам. Самоотношение как фактор развития личности аспиранта, определяет самореализацию его личности, расширяя способы взаимодействия с миром.

Понятие «дистанционное обучение» введено в обиход в качестве «новой ступени обучения с применением видеотехники», что обусловливает «целенаправленное обучение, которое не зависит от местоположения, обучающего и обучающегося. Содержание данного понятия А.А. Андреев характеризует следующим образом: «Дистанционное образование – синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся, причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению». В.П. Тихомиров и В.И. Солдаткин рассматривают понятие дистанционного обучения как «интерактивный образовательный процесс, реализуемый в специфической дидактической системе» [4].

Дистанционное образование в РФ опирается на федеральное законодательство и обоснование Министерства просвещения РФ, Министерством науки и высшего образования РФ. В Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Целью данной статьи является попытка ответить на вопрос: насколько аспиранты и преподаватели готовы к внедрению дистанционного обучения в системе обучения в аспирантуре? [1].

Современное дистанционное обучение является динамичным и быстро развивающимся направлением образовательного процесса, оно позволяет конкурировать с традиционной моделью обучения, имеет большую популярность в России. Учитывая, что аспиранты из разных стран мира (Бразилия, Иран, Китай, Сирия и др.) выбирают подготовку научно-исследовательской диссертации именно в России, необходимо широко внедрять практику дистанционный формат обучения.

Психолого-педагогические исследования анализируют внедрение дистанционного обучения в высших учебных заведениях (А.А. Андреев, В.И. Солдаткин, Т.В. Тулупова, В.Л. Шатуновский и др.). Особый интерес представляет одобрение аспирантами дистанционного формата обучения, как наиболее удобной формы, т.к. аспиранты могут находиться в разных городах и странах и при этом обучаться в аспирантуре. Преподаватели отмечают, что при дистанционном формате обучения количественно намного больше присутствует участников из числа аспирантов. Кроме того, материал занятия всегда можно посмотреть в записи, если такая необходимость возникнет.

Отвечая на вопрос: «Насколько для Вас удобным является формат дистанционного обучения в творческом вузе?», большинство аспирантов и преподавателей ответили, что большую эффективность представляет собой «смешанный формат», при котором представлено разумное сочетание аудиторного и дистанционное обучения.

При уточнении позиции сочетающей синтез аудиторного и дистанционного формата обучения, аспиранты высказали мнение о том, что предпочли бы дистанционный формат аудиторному. Мнение преподавателей по поводу работы с аспирантами также склоняется в сторону дистанционного формата обучения, исключая такие варианты обучения, при которых дистанционная форма затруднена (например, хореография, хоровое пение и др.). Однако, следует отметить, что в условиях пандемии были найдены формы и методы, которые способствовали продуктивному обучению [2].

Предпочтение дистанционному обучению отдают аспиранты, указывая на свободу индивидуальной траектории научно-исследовательской деятельности. Большинство аспирантов придает значимость использованию современных информационных технологий, включающей работу с искусственным интеллектом [1]. Данная работа, при грамотной ее организации становится неотъемлемой частью организации различных форм деятельности молодых ученых. Многими вузами (в частности РГГУ, МГИК) принят «Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, который устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения, которыми следует руководствоваться участникам сфер, связанных с активным взаимодействием с искусственным интеллектом в учебной и научной деятельности. Кодекс распространяется на отношения, связанные с этическими аспектами создания, проектирования, конструирования учебных и научно-исследовательских проектов. Важным результатом является грамотное внедрение и использование технологий искусственного интеллекта на всех этапах профессиональной деятельности. В настоящее время взаимодействие человека с искусственным интеллектом полностью урегулированы законодательством Российской Федерации. Разработчиками и авторами внедрения технологии искусственного интеллекта указывается важность положения о необходимости реализации всех потенциальных возможностей человека для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере, что влечет высшие личностные достижения. Технологии искусственного интеллекта должны учитывать ключевые ценности: развитие познавательных способностей человека, развитие его творческого потенциала. Важным аспектом является сохранение нравственных, духовных и культурных ценностей, а также содействие культурному и языковому многообразию жизни, уважение автономии и свободы воли человека» [3].

Многие преподаватели не считают дистанционное обучение качественной формой, так как невозможно провести достаточное количество практических занятий. Достаточно часто бытует сомнение в самостоятельном выполнении определенных занятий, так как невозможно идентифицировать автора, соответственно отсутствуют гарантии, что выполненная аспирантами работа может быть зачтена. В этом случае надо продумывать технику контроля и оценки.

Ответ на вопрос о качестве знаний аспирантов при применении информационных технологий при дистанционном обучении, заключался в том, что качество знаний не изменяется в худшую сторону.

Среди предложений по усовершенствованию организации дистанционного обучения аспиранты отмечают – доступное консультирование по необходимости, несмотря на возможные географические несовпадения местоположения аспиранта и научного консультанта.

На вопрос «На ваш взгляд, насколько подходит дистанционное обучение для творческого вуза?» большинство опрошенных ответили, что дистанционное обучение «приемлемо для преподавания отдельных дисциплин» данный вариант ответа выбрали 59,49 % (n=21) опрошенных. «Не подходит для подготовки творческих кадров» ответили 21,51% (n=21) опрошенных. «Подходит для обучения аспирантов, имеющих профессиональный опыт» – 17,7% (n=21). И лишь 1,3% (n=21) опрошенных ответили, что «Возможен полный переход на дистанционный формат».

Тем не менее не все дисциплины можно вести в дистанционном формате, т.к. есть предметы, требующие очного участия аспирантов и преподавателей. В целом, аспиранты и преподаватели творческих вузов лояльно относятся к дистанционному формату обучения, но указывают, что оно не может заменить некоторые перспективные проектные формы обучения в системе высшего образования.

Литература

  1. Мишина М.М. Интеллектуальная деятельность актеров в процессе создания художественного образа // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2018. № 4 (14). С. 50-58.
  2. Мишина М.М. Проблема самореализации студентов в условиях безопасной образовательной интернет-среды // Проблемы психологической безопасности личности и образовательной среды: монография / кол. авторов; общ. ред., А.В. Литвиновой, А.В. Кокурина, М.И. Марьина. Москва: РУСАЙНС, 2022. 190 с.
  3. Мишина М.М. Развитие творческой личности в зрелом возрасте // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы (к 20-летию образования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя): сборник научных трудов VI Международной конференции (9-10 июня 2022 г.) / сост. В.Н. Дружинина, Д.В. Русецкая. Москва: Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, 2022. С. 272-274.
  4. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И. и др. Дистанционное обучение: к виртуальным средам знаний // Научно-практический журнал «Открытое образование» (прежнее название «Дистанционное образование»). 1999. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20816603 (дата обращения: 18.02.2023).
  5. Христидис Т.В., Новашина М.С. Практика применения технологии модульного обучения в вузе // Мир образования – образование в мире. 2021. № 4 (84). С. 323-331.
  6. Христидис Т.В., Новашина М.С. Цифровая образовательная среда как средство формирования информационно-коммуникационных компетенций будущих специалистов социально-культурной деятельности // Международный форум KAZAN DIGITAL WEEK – 2021: сборник материалов / сост.: Л.З. Бородовская, З.М. Явгильдина; под общ. ред. Р.Ш. Ахмадиевой; ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры». Казань, 2022. Ч. 2.: Цифровые технологии в сфере культуры. С. 142-152

Автор(ы): 

Дата публикации: 

6 окт 2023

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Мишина М.М. Внедрение дистанционных технологий обучения аспирантов творческого вуза // Актуальные проблемы педагогики и психологии: сборник статей и тезисов по материалам VIII Международной научно-практической конференции / Науч. ред. Т.В. Христидис – М.: МГИК, 2023. – С. 59-64.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки