Практика комплексной социально-психологической помощи подросткам-суицидентам и их окружению

(из опыта работы МБОУ «Образовательный центр ― Созвездие»)

М.А. Лямзин, АНО ВО «Открытый университет экономики, права и управления», Москва, Россия,
С.Н. Сюрин, МБОУ «Образовательный центр ―Созвездие‖», Москва, Россия,
О.В. Сюрина, Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия городского округа Красногорск, Московская обл., Россия

Раскрывается опыт работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Образовательный центр ― Созвездие» по оказанию комплексной социально-психологической помощи подросткам в жизненных ситуациях, подталкивающих к суицидам, их родителям и педагогам. Обосновываются ключевые направления такой помощи специалистов Центра «Созвездие».

Ключевые слова: социально-психологическая помощь суицидентам; социально-психологическая помощь родителям (законным представителям); социально-психологическая помощь педагогам образовательных организаций; психолого-педагогическая диагностика подростков; индивидуальное сопровождение личностного развития обучающихся; психолого-педагогическая коррекция поведения подростков; психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов.

Детские суициды остаются одной из острых проблем российского общества. В Московской области в 2020 году подростками совершены 21 завершенный суицид и 44 попытки (Доклад, 2020). В условиях пандемии COVID-19, сопровождающейся повышением у граждан невротизации, снижением физических и адаптационных возможностей организма детей, обострением негативных социальных явлений, суицидальная ситуация среди подростков не улучшилась. Этот вывод подтверждается результатами масштабного исследования, проведенного «Яндекс.Учебником» (приняли участие более 70 тыс. российских учителей). Опрос показал: негативное поведение обучающихся во время учебы в онлайн-режиме в период пандемии изменилось в худшую сторону, появились новые формы и способы девиантного проявления. 59% респондентов заявили, что в последние годы «проблема трудного поведения обучающихся усиливается» (Мишина, 2021).

В рамках выполнения комплекса мер по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних (Распоряжение, 2021), специалистами МБОУ «Центр ― Созвездие» (далее — Центр) предпринимаются дополнительные меры по оказанию комплексной социально-психологической помощи подросткам, демонстрирующим различные формы суицидальных проявлений. В поле зрения сотрудников находятся родители этих детей, потому что они, как правило, испытывают растерянность и не знают, что им делать в ситуациях, когда поведение их детей носит аутоагрессивный характер. Наблюдения показывают, что в соответствующей социально-психологической помощи нуждаются и педагогические работники образовательных организаций.

Цель статьи: показать основные направления деятельности специалистов Центра по оказанию комплексной социально-психологической помощи подросткам, склонным к суицидам, их родителям (законным представителям) и педагогам общего образования.

Организация и осуществление психолого-педагогической диагностики подростков является ведущим направлением деятельности Центра в сфере комплексной социально-психологической помощи детям-суицидентам (Рачковская, 2015). Для его реализации в Центре имеется все необходимое. Это 168 высоко профессиональных специалистов: психологов, социальных педагогов, логопедов, врачей-специалистов (психиатров, неврологов, психотерапевтов, реабилитогов, физиотерапевтов и др.). Они уверенно владеют передовыми отечественными и зарубежными диагностическими методиками, технологиями междисциплинарного психолого-медико-социального сопровождения, превентивной профилактики аутодеструктивного поведения с применением методов медикаментозной коррекции поведенческих расстройств, психотерапевтических методов реабилитации, когнитивно-поведенческой терапии и др.

В Центре успешно функционируют подразделения: медико-реабилитационное, коррекционное, вариативного и дифференцированного обучения детей-инвалидов и обучающихся с особыми образовательными потребностями, профессионально-трудовой адаптации и профессионального обучения, школьное для детей с разными типами дизонтогенеза, нарушениями эмоций и поведения. В них применяются самые современные средства проведения диагностических процедур и обработки полученных результатов.

Педагогическими работниками Центра разработаны и внедрены в практику более 50 образовательных, развивающих, коррекционных и других программ для обучающихся различных возрастов (от 0 до 23 лет). Эти программы получили высокую экспертную оценку в нескольких высших учебных заведениях Москвы психолого-педагогического профиля. Они рекомендованы для применения не только в масштабах Московской области, но и в субъектах России, имеют гриф «Рекомендовано Федерацией психологов образования России», вошли в методические сборники Министерства просвещения Российской Федерации.

В Центре особое внимание уделяется детям, нуждающимся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении. Зачастую именно они в состоянии душевного кризиса и в острой фазе конфликтных ситуаций склонны к суицидальным попыткам. Поэтому с ними проводится углубленное психолого-педагогическое и дефектолого-логопедическое, а также комплексное медицинское обследование с составлением индивидуального плана всестороннего психолого-медико-социального и медико-реабилитационного сопровождения, медикаментозной терапии. При необходимости несовершеннолетние проходят курс специализированного психиатрического и психотерапевтического лечения в лечебных организациях Московской области с последующим сопровождением в отдаленные постреабилитационные сроки.

Установлена деловая связь сотрудников Центра с педагогическими работниками образовательных организаций Красногорска. Это позволяет, с одной стороны, специалистам оперативно получать из детских садов, общеобразовательных школ и колледжей информацию об обучающихся, демонстрирующих признаки аутоагрессии, проявляющих активность в социальных сетях, маркированных суицидальной направленностью. Эти дети и подростки попадают в поле внимания специалистов, и с ними ведется целенаправленная профилактическая работа. С другой стороны, педагоги имеют возможность воспользоваться квалифицированной помощью специально подготовленных людей в плане психолого-педагогической диагностики обучающихся.

Другим важным направлением деятельности Центра в области комплексной социально-психологической помощи детям и подросткам, склонным к суицидам, является индивидуальное сопровождение их личностного развития. С этой целью сотрудники Центра ведут учет таких обучающихся, осуществляют наблюдение поведения и анализируют учебную деятельность, выявляют ведущие потребности и интересы, сильные и слабые стороны личности каждого ребенка и подростка. По итогам комплексной диагностики актуального уровня развития, выявленных нарушений эмоционально-волевой сферы и коммуникации для каждого несовершенно-летнего создается индивидуальная программа реабилитации, включающая компоненты: психологическая и дефектолого-логопедическая коррекция познавательной и эмоционально-волевой сфер личности, коммуникативных навыков и формирование конструктивных детско-родительских отношений в семьях; психиатрическая медикаментозная терапия; психотерапевтическое сопровождение; ресоциализация и социально-трудовая адаптация несовершеннолетних; формирование у подростков ключевых коммуникативных компетенций и ценностного отношения к жизни.

Ещѐ одно важное направление деятельности Центра в контексте рассматриваемой проблемы — психолого-педагогическая коррекция поведения подростков, склонных к суициду. В этой работе наиболее эффективным является тренинговая форма с методами активного обучения, включающаяся элементы, направленные на формирование личности подростков, на развитие у них навыков эффективного общения в разных средах.

Наконец, выделим такое направление деятельности Центра, как психолого-педагогическое просвещение родителей и педагогов для предупреждения проявлений подростками любых форм суицидальных проявлений. В многогранной работе по этому направлению отметим лишь некоторые аспекты:

  • повышение квалификации педагогов городского округа Красногорск по программам профилактики деструктивных форм поведения у несовершеннолетних; особенностям вариативного и дифференцированного обучения подростков с особыми образовательными потребностями; конструктор по созданию и реализации адаптированных основных и дополнительных общеобразовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, нарушениями поведения и расстройствами адаптации;
  • психолого-педагогический лекторий для педагогов и родителей обучающихся;
  • образовательные программы, направленные на формирование навыков эффективной коммуникации с несовершеннолетними подростками, профилактику их школьной неуспешности, формирование у них ценностного отношения к своей жизни;
  • родительские собрания — «круглые столы» с обсуждением проблем: «Почему ребенок решается на самоубийство?», «У ребенка признаки суицида: что делать?», «Ребенок и пропаганда способов суицидов в интернет-сообществах: как избежать беды?» и др.;
  • разработка рекомендаций-памяток «Родителям о профилактике подростковых суицидов», «Учителям, психологам и социальным педагогам о подростковом суициде».

Таким образом, деятельность специалистов МБОУ ППМС «Центр Созвездие» в сфере комплексной социально-психологической помощи подросткам, склонным к суицидам, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам образовательных организаций городского округа Красногорск осуществляется по нескольким актуальным направлениям.

Литература

  1. Доклад о деятельности уполномоченного по правам ребенка в Московской области за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://detimo.mosreg.ru/download/document/9273937 (дата обращения: 06.01.2022).
  2. Мишина В. Введение в поведение. Российские педагоги жалуются на рост психологических проблем в школах // Коммерсантъ. № 74. 27.04.2021. С. 5. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/4792192 (дата обращения: 06.01.2022).
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. № 1058-р «О комплексе мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних» [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/603447112 (дата обращения: 06.01.2022).
  4. Рачковская Н.А., Сюрин С.Н., Новиков Р.А., Тумаева О.В. Социально-педагогическая профилактика деструктивного поведения несовершенно-летних (учебно-методическое пособие для социальных педагогов, работни-ков социальной сферы, занимающихся вопросами социально-педагогической профилактики). М.: ООО «Авиакнига», 2015. 192 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Лямзин М.А., Сюрин С.Н., Сюрина О.В. Практика комплексной социально-психологической помощи подросткам-суицидентам и их окружению (из опыта работы МБОУ «Образовательный центр ―Созвездие») // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 67-71.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки