Разделы психологии:
А.А. Глебова, Московский психолого-педагогический университет, Москва, Россия
Ключевые слова: подростковый возраст, групповые и индивидуальные преступления, качества личности.
Подростковый период — один из самых противоречивых этапов взросления. Благодаря ему дети постепенно, но в то же время активно вступают во взрослую жизнь. На новый уровень выходит формирование их личностных качеств и жизненных позиций. Одно из ключевых отличий этого периода — в том, что дети преимущественно ориентируются на мнения своих сверстников (Erofeeva et al., 2019). Данный фактор оказывает позитивное и негативное влияние на ребенка. Позитивные аспекты тесно связаны с вступлением в различные молодежные организации, формированием социальных навыков. К негативным аспектам может относиться вовлечение подростка в криминальные группы для совершения преступлений различной степени тяжести. Тем не менее существует вероятность, что подросток может пойти на преступление и без влияния сверстников.
В связи с этим психологи указывают на важность в разделении групповых и индивидуальных преступлений среди детей подросткового возраста. Они могут отличаться по следующим критериям: психосоциальный стиль, самоконтроль, перспектива преступления. Первый критерий ответственен за характер отношения к обществу. Самоконтроль предполагает взятие на себя ответственности. Одиночки лучше контролируют ситуацию и хорошо понимают цену ответственности за содеянное преступление (Gungea, Jaunky, Ramesh, 2017). Последний критерий — перспектива — характеризует желаемый результат содеянного преступления. У одиночек он отчетливо прояснен в сознании, тогда как в группе по этому поводу довольно часто возникают конфликты. Здесь стоит отметить, что подростковые группы по своей сущности плохо организованы. Лидеры и еѐ участники постоянно меняются, а сплоченность быстро нарушается при столкновении с опасностью.
Из сказанного выше следует, что существуют различия в подростковых преступлениях, совершенных в группе и поодиночке. Первые — во многом спонтанны и могут носить случайный характер, а вторые по своей сущности не отличаются от преступлений, совершенных взрослыми. Групповые преступления чаще встречаются среди детей, которые находятся в середине подросткового периода. Соответственно, совершать преступления в одиночку предпочитают подростки, которые уже скоро станут совершеннолетними.
У этих видов преступлений практически общий генезис. С одной стороны, на них влияют качества личности ребенка. Их развитие зависит от наследственных и социокультурных факторов, таких, как воспитание. При этом вторые постепенно занимают ключевые позиции в этом процессе. В связи с этим многие виды криминального поведения подростков вызваны тем, что родители или окружение, в котором они находились, проявляли к подросткам агрессию или какое-либо насильственное действие. Например, нередко подростки, совершившие преступления сексуального характера, ранее также подвергались аналогичному виду насилия со стороны взрослых или своих сверстников.
В связи с этим агрессия и попустительское отношение к ребенку ведет к нарушению его эмоциональной, а также мотивационной сферы. Малолетние преступники, совершившие тяжкие преступления, обладают бедностью на эмоции и слаборазвитой эмпатией. Это можно заметить по их отношению к различным материальным объектам и животным, к которым они применяют насильственное воздействие. При этом их мотивы практически не отличаются от мотивов обычных детей. Ключевая проблема — в их содержании и способах реализации. Основные преступные мотивы, которые встречаются среди детей подросткового возраста — корысть и насильственный Эгоизм. По мнению подростка, окружающий мир должен подчиняться его правилам и запросам. Когда он сталкивается с невозможностью их реализации, с его стороны начинает проявляться демонстративная эмоциональная реакция, сопровождающиеся физической агрессией на какой-либо объект.
С другой стороны, если подростку удалось сформировать положительные качества личности, такие как совестливость и доброжелательность, они могут способствовать привлечению внимания со стороны малолетних преступных сообществ. Учитываю специфику их организации, они стараются перебросить ответственность за содеянное преступление на кого-то другого. Поэтому доверчивые и доброжелательные подростки нередко становятся преступниками из-за влияния своих сверстников. Часто к ним применяются угрозы или шантаж для того, чтобы они взяли вину на себя или скрыли информацию о реальных преступниках (Rokven et al., 2017). Наихудший сценарий случается, когда подростковой группе удается сломить позитивные качества личности подростка и направить его на криминальный путь.
В итоге, суммируя все сказанное выше, подростковый период обладает сложной структурой и включает различные этапы, которые влияют на характер формирования личности ребенка. По этой причине риски и сущность криминального поведения среди тех, кто находится на начальном и заключительном этапе подросткового возраста, будут различны. С другой стороны, имеются некоторые общие факторы, которые влияют на детей разных периодов подросткового возраста. От них зависит, будет ли продолжать подросток совершать преступления различной степени тяжести, или займет достойное место в общества. Так или иначе, ключевую роль здесь играют его окружение и воспитание.
Литература
- Erofeeva M.A., Grinenko A.V., Stanovovа L.A. et al. Motivation and motives of juvenile delinquents // EurAsian Journal of BioSciences. 2019. Vol. 13(1). P. 135–140.
- Gungea M., Jaunky V., Ramesh V. Personality traits and juvenile delinquen-cy: A critical analysis // International Journal of Conceptions on Management and Social Sciences. 2017. Vol. 5. P. 42–46.
- Rokven J.J., de Boer G., Tolsma J., Ruiter S. How friends’ involvement in crime affects the risk of offending and victimization // European Journal of Crimi-nology. 2017. Vol. 14(6). P. 697–719.
Комментарии
Добавить комментарий