Причины и виды преступлений, совершаемые подростками

Разделы психологии: 

А.А. Глебова, Московский психолого-педагогический университет, Москва, Россия

Подростковая преступность на сегодняшний день — одно из самых частых явлений, с которыми сталкиваются работники правоохранительных органов, юристы, педагоги и психологи. Учитывая доступные способы получения негативной информации из различных источников, включая интернет, рост криминогенного фактора среди детей данной возрастной группы крайне высок, поэтому необходимо обозначить виды и возможные пути предотвращения подростковой преступности. Это чрезвычайно важно, так как помимо разрушающего эффекта, которые они несут окружению и самому подростку, сущность данного феномена в психологии остается нераскрытой.

Ключевые слова: подростковый возраст, групповые и индивидуальные преступления, качества личности.

Подростковый период — один из самых противоречивых этапов взросления. Благодаря ему дети постепенно, но в то же время активно вступают во взрослую жизнь. На новый уровень выходит формирование их личностных качеств и жизненных позиций. Одно из ключевых отличий этого периода — в том, что дети преимущественно ориентируются на мнения своих сверстников (Erofeeva et al., 2019). Данный фактор оказывает позитивное и негативное влияние на ребенка. Позитивные аспекты тесно связаны с вступлением в различные молодежные организации, формированием социальных навыков. К негативным аспектам может относиться вовлечение подростка в криминальные группы для совершения преступлений различной степени тяжести. Тем не менее существует вероятность, что подросток может пойти на преступление и без влияния сверстников.

В связи с этим психологи указывают на важность в разделении групповых и индивидуальных преступлений среди детей подросткового возраста. Они могут отличаться по следующим критериям: психосоциальный стиль, самоконтроль, перспектива преступления. Первый критерий ответственен за характер отношения к обществу. Самоконтроль предполагает взятие на себя ответственности. Одиночки лучше контролируют ситуацию и хорошо понимают цену ответственности за содеянное преступление (Gungea, Jaunky, Ramesh, 2017). Последний критерий — перспектива — характеризует желаемый результат содеянного преступления. У одиночек он отчетливо прояснен в сознании, тогда как в группе по этому поводу довольно часто возникают конфликты. Здесь стоит отметить, что подростковые группы по своей сущности плохо организованы. Лидеры и еѐ участники постоянно меняются, а сплоченность быстро нарушается при столкновении с опасностью.

Из сказанного выше следует, что существуют различия в подростковых преступлениях, совершенных в группе и поодиночке. Первые — во многом спонтанны и могут носить случайный характер, а вторые по своей сущности не отличаются от преступлений, совершенных взрослыми. Групповые преступления чаще встречаются среди детей, которые находятся в середине подросткового периода. Соответственно, совершать преступления в одиночку предпочитают подростки, которые уже скоро станут совершеннолетними.

У этих видов преступлений практически общий генезис. С одной стороны, на них влияют качества личности ребенка. Их развитие зависит от наследственных и социокультурных факторов, таких, как воспитание. При этом вторые постепенно занимают ключевые позиции в этом процессе. В связи с этим многие виды криминального поведения подростков вызваны тем, что родители или окружение, в котором они находились, проявляли к подросткам агрессию или какое-либо насильственное действие. Например, нередко подростки, совершившие преступления сексуального характера, ранее также подвергались аналогичному виду насилия со стороны взрослых или своих сверстников.

В связи с этим агрессия и попустительское отношение к ребенку ведет к нарушению его эмоциональной, а также мотивационной сферы. Малолетние преступники, совершившие тяжкие преступления, обладают бедностью на эмоции и слаборазвитой эмпатией. Это можно заметить по их отношению к различным материальным объектам и животным, к которым они применяют насильственное воздействие. При этом их мотивы практически не отличаются от мотивов обычных детей. Ключевая проблема — в их содержании и способах реализации. Основные преступные мотивы, которые встречаются среди детей подросткового возраста — корысть и насильственный Эгоизм. По мнению подростка, окружающий мир должен подчиняться его правилам и запросам. Когда он сталкивается с невозможностью их реализации, с его стороны начинает проявляться демонстративная эмоциональная реакция, сопровождающиеся физической агрессией на какой-либо объект.

С другой стороны, если подростку удалось сформировать положительные качества личности, такие как совестливость и доброжелательность, они могут способствовать привлечению внимания со стороны малолетних преступных сообществ. Учитываю специфику их организации, они стараются перебросить ответственность за содеянное преступление на кого-то другого. Поэтому доверчивые и доброжелательные подростки нередко становятся преступниками из-за влияния своих сверстников. Часто к ним применяются угрозы или шантаж для того, чтобы они взяли вину на себя или скрыли информацию о реальных преступниках (Rokven et al., 2017). Наихудший сценарий случается, когда подростковой группе удается сломить позитивные качества личности подростка и направить его на криминальный путь.

В итоге, суммируя все сказанное выше, подростковый период обладает сложной структурой и включает различные этапы, которые влияют на характер формирования личности ребенка. По этой причине риски и сущность криминального поведения среди тех, кто находится на начальном и заключительном этапе подросткового возраста, будут различны. С другой стороны, имеются некоторые общие факторы, которые влияют на детей разных периодов подросткового возраста. От них зависит, будет ли продолжать подросток совершать преступления различной степени тяжести, или займет достойное место в общества. Так или иначе, ключевую роль здесь играют его окружение и воспитание.

Литература

  1. Erofeeva M.A., Grinenko A.V., Stanovovа L.A. et al. Motivation and motives of juvenile delinquents // EurAsian Journal of BioSciences. 2019. Vol. 13(1). P. 135–140.
  2. Gungea M., Jaunky V., Ramesh V. Personality traits and juvenile delinquen-cy: A critical analysis // International Journal of Conceptions on Management and Social Sciences. 2017. Vol. 5. P. 42–46.
  3. Rokven J.J., de Boer G., Tolsma J., Ruiter S. How friends’ involvement in crime affects the risk of offending and victimization // European Journal of Crimi-nology. 2017. Vol. 14(6). P. 697–719.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

5 апр 2022

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Глебова А.А. Причины и виды преступлений, совершаемые подростками // Подросток в мегаполисе: новая реальность: сб. трудов XV Междунар. научно-практич. конф. / сост. А.А. Бочавер, М.Я. Кац; отв. ред. А.А. Бочавер. – М.: НИУ ВШЭ, 2022. – С. 40-42.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки