В плане современной психолингвистики особый интерес представляют мысли Л.С. Выготского о слове как „малом мире сознания" и тексте как „малом мире культуры".
1. Процесс передачи культурных норм и ценностей от взрослых ребенку и от поколения поколению предполагает достаточно компактную и эффективную форму, в которой могли бы быть сконцентрированы цели поведения и проекты деятельности. Такой формой является, по-видимому, текст. Но текст занимал Выготского не только и не столько в своих инструментально- педагогических функциях, сколько в собственно художественных и смысловых. Так, анализируя семантику художественно-литературных текстов, Выготский обращается к проблеме „второго смысла", которая в настоящее время приобрела особое значение применительно к исследованию культурной предыстории актуального содержания, в частности в сфере выявления и классификации архетипов.
2. При этом текст как компонент культуры наделен известной самостоятельностью исторического существования и мощной силой воздействия, способной изменить человека.
3. Культура и прежде всего человеческая мысль, которая „совершается в слове" и представлена в текстах, характеризуются Выготским как средство, позволяющее высвободить и использовать „уже существующие, но бездействующие в нашем организме силы" [Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1968, с. 331] . Он сочувственно цитирует Спинозу: „того, к чему способно тело, никто еще не определил". Счет на пальцах, жестикуляция и т.п. рассматриваются как реликты исторически ранних этапов семиотического овладения телесным уровнем бытия личности. И этот процесс, включающий овладение возможностями, присущими мозгу, отнюдь не завершен.
4. Как некоторый предельный случай использования орудия Выготский рассматривает применение орудий самоуправляемых, причем исторический прообраз таких орудий возникает еще в античную эпоху: „Для древних раб был самоуправляющимся орудием, механизмом с регуляцией особого типа" [Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960, с. 117] .
Подразумевается, что регуляция эта происходила при помощи речевых команд. Проблема подобного рода орудий, целиком искусственных и специализированных, ныне привлекает большое внимание именно в плане речевого управления их поведением.
5. Допустимо предположить, что в процессе становления концепции Выготского все большее значение приобретала бы когерентность телесного, орудийного и знакового уровней культурно-исторического развития человека и человечества.
Комментарии
Добавить комментарий