Научное творчество Л.C. Выготского и современная психология
В сборнике представлены тезисы докладов Всесоюзной конференции „Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология". В конференции участвуют как непосредственные представители научной школы Л.С. Выготского, так и представители других направлений советской психологической и философской науки. Диапазон тематики сборника достаточно широк — практически все отрасли современной психологии. Большинство сообщений имеет не исторический, но собственно теоретический характер. Раскрывается значение Выготского в развитии психологической науки, прослеживаются его идеи в области генеза, структуры и функций человеческой психики. Намечаются перспективы исследований, опирающихся на эти идеи.
Сборник рассчитан на специалистов в области психологии, философии, педагогики, лингвистики, социологии, семиотики.
Редакционная коллегия: В.В. Давыдов (отв. редактор), В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, Л.А. Радзиховский
Результаты: 12 (страница 1, всего 1 стр.)
1 | Внутренняя речь в понимании Л.С. Выготского | Библер В.С. |
Анализ внутренней речи, осуществленный Л.С. Выготским в книге „Мышление и речь", глубоко продуктивен для всего последующего развития психологии, для понимания самого предмета психологии; анализ этот органически включен в основное русло гуманитарной мысли XX века.
|
2 | Значение культурно-исторической концепции Л.С. Выготского для современных исследований психологии личности | Божович Л.И. |
В концепции культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского заложен целый ряд идей, которые стали в советской психологии исходными для развития новых исследований и построения оригинальных теоретических положений.
|
3 | К вопросу о критерии оценки „зоны ближайшего развития" ребенка | Варданян Г.А. |
Общепризнанно, что диагностика умственного развития ребенка, основывающаяся, по Л.С. Выготскому, на оценке „зоны ближайшего развития", может быть построена только на использовании диагностического испытания в форме обучающего эксперимента.
|
4 | К. Левин, Л.С. Выготский: переход от метафизической к диалектической психологии как процесс | Бибрих Р.Р., Орлов А.Б. |
В истории психологии наиболее отчетливо обозначены две методологические парадигмы: аристотелевский и галилеевский способы мышления.
|
5 | Л.С. Выготский и социальная психология | Андреева Г.М. |
Исследования роли идей Л.С.Выготского в становлении марксистской социальной психологии практически отсутствуют. Это объясняется, видимо, тем, что прямые высказывания по отдельным социально-психологическим проблемам в его трудах крайне редки.
|
6 | Механизм письменной речи и методика обучения письму | Амонашвили Ш.А. |
Несмотря на реорганизацию процесса обучения навыкам письма и усиление работы над развитием устной речи на базе новых программ начальных классов, сдвиг в развитии письменной речи не обнаруживается.
|
7 | О мнимом и подлинном содержании „Психологии искусства" Л.С. Выготского | Берхин Н.Б. |
Подлинное содержание „Психологии искусства" до сих пор остается невыявленным в критической литературе. Одни исследователи (А.Н. Леонтьев) считают, что эта работа Выготского и в наше время сохраняет научную актуальность, другие отрицают это (Т.А. Флоренская).
|
8 | О психолингвистических аспектах концепции Л.С. Выготского | Брудный А.А. |
В плане современной психолингвистики особый интерес представляют мысли Л.С. Выготского о слове как „малом мире сознания" и тексте как „малом мире культуры".
|
9 | Проблема общественного-индивидуального в психике человека и культурно-историческая теория | Брушлинский А.В. |
Исторически первое и по-прежнему весьма перспективное достижение советской психологии — это выдвижение и систематическая последовательная разработка, начиная с 30-х годов, методологического принципа единства сознания (вообще психики) и деятельности.
|
10 | Пути разработки идей Л.С. Выготского о роли общения в психическом развитии ребенка | Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. |
Одним из основных понятий, с помощью которого Л.С. Выготский раскрывает содержание процессов психического развития, является понятие общения.
|
11 | Три грани интериоризации | Асмолов А.Г. |
Идеи Л.С. Выготского не являются вчерашним днем нашей психологии или же только ее сегодняшним достоянием. Подобно тому как мысль свершается в слове, они непрестанно продолжают свершаться в самых различных исследованиях, в значительной степени предопределяя будущее советской психологической науки.
|
12 | Три программы перестройки психологии и кризис современного когнитивизма | Величковский Б.М. |
Развитие когнитивной психологии наталкивается в последние годы на серьезные концептуальные трудности.
|