Митина Л.М. ФГБНУ «Психологический институт РАО» (г. Москва)
Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования конкурентоспособности личности. Исследование построено на идеях научной школы Б.М. Теплова и концепции профессионального развития личности. Определены психодинамические компоненты индивидуальности (эргичность, пластичность, ассертивность) и интегральные характеристики личности (направленность, компетентность, гибкость, самосознание), взаимообусловленные связи между которыми представляют собой структуру конкурентоспособности профессионала.
The psychological and psychodynamic characteristics of the individual as the basis of professional competitiveness
Mitina L.M.
Abstract. The article presents the results of theoretical and empirical study of the competitiveness of the individual. The study is based on a scientific school ideas B.M. Teplov and professional development of an individual concept. Defined psychodynamic components of personality (ergichnost, flexibility, assertiveness) and integral personality characteristics (orientation, competence, flexibility, self-awareness), interdependent relationship between which is a structure of professional competitiveness.
Центральные проблемы, развитию которых посвятил свои труды Б.М. Теплов, остаются ключевыми и в современной психологии. Представления о личности как об индивидуальности, положения о взаимосвязи психического и физиологического являются методологической основой решения наиболее злободневных проблем нашего времени, прежде всего, проблем личностного и профессионального развития современного человека, его жизнестойкости и конкурентоспособности.
Конкурентоспособность является фактором успешного и устойчивого развития как профессионала, так и страны в современном мире, идущем по пути глобализации. Основное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Важная роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности.
Проблема конкурентоспособности личности обсуждается в экономической, социально-педагогической, психологической литературе (Айтуганова Ж.И., Дарманская И.В., Кожеваткин В.М., Оганесов В.А., Сорока В.А., Суворов В.С., Фатхутдинов Р.А, Чегринцова С.В., Шехтер М.М., Подосинникова Е.А. и др.). Анализ научных работ показал, что предметом исследований авторов являются личностные и профессиональные качества субъекта деятельности, внутренние и внешние условия развития конкурентоспособной личности, системы оценок конкурентоспособности и др. Хотя к проблеме конкурентоспособности обращаются все чаще, психологическое содержание данного феномена остается малоизученным.
В данном исследовании проблему конкурентоспособности мы рассматриваем в русле концепции профессионального развития личности (Митина Л.М., 2002, 2014, 2015). В концепции фактором развития являются внутренняя среда личности, ее активность и потребность в самореализации. Объектом развития являются интегральные характеристики личности: направленность, компетентность, гибкость, самосознание.
В соответствии с теоретико-методологической базой исследования нами определена конкурентоспособность личности как комплексная способность, которая обеспечивает непрерывность конструктивных преобразований личности в изменяющихся условиях и условиях неопределенности, дает возможность личности развиваться, изменяться, преобразовываться, быть социально и профессионально востребованной, успешной и имеет в своей основе гуманистическую направленность.
Это дало нам возможность рассматривать конкурентоспособность в модели развития в русле концепции профессионального развития личности. Модель профессионального развития характеризуется превращением собственного профессионального поведения в предмет практического преобразования со стороны личности. Данная модель позитивно влияет как на саму личность (развитие профессионального самосознания, становление субъектности в осуществлении жизнедеятельности), так и на профессиональную деятельность (стимулирует ее преобразование, превращая ее тем самым в одну из побудительных сил развития личности).
Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора, а значит и понимание своей свободы, с одной стороны, и своей ответственности, – с другой. Формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде, его психологическим фундаментом выступают такие базовые характеристики личности, как направленность, компетентность, гибкость, обусловленные высоким уровнем самосознания личности.
Выделенные интегральные характеристики являются психологической основой личности – обязательной, но не достаточной для развития конкурентоспособности. Структура и содержание конкурентоспособности личности, определяемые индивидуально- психологическими, в том числе и индивидуально-типологическими особенностями личности обозначены лишь гипотетически и не подтверждены экспериментально. Необходимо дополнительно учитывать уровень развития психодинамических характеристик личности, определяющих психическую активность личности, их взаимосвязь с направленностью, компетентностью, гибкостью и уровнем развития самосознания, в совокупности определяющих конкурентоспособность личности.
В структуре человеческой индивидуальности нейродинамическая конституция занимает ведущее место в определении психодинамических качеств человека. Фундаментальное положение теории Б.М. Теплова – только психодинамические качества испытывают непосредственное влияние со стороны биологической организации человека. Из этого положения следует, что проблема биологических основ индивидуально-психологических различий упирается прежде всего в вопрос о том, как соотносится биологическая организация человека с особенностями его психодинамики. Именно деятельность нервной системы, начиная с низших и кончая высшими ее отделами, тесно связана с окружающей ее средой (причем, как внутренней, так и внешней), находится с ней в постоянном взаимодействии и всегда зависима от ее воздействий.
Конституциональным свойством психодинамики является, по-видимому, общая активность, которая рассматривается как одно из наиболее важных внутренних условий осуществления деятельности, как внутренняя потребность индивида «к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира» (Небылицын В.Д., 1976, с. 251). Именно такое понимание активности легло в основу целого ряда экспериментальных исследований в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына (Голубева Э.А., Кабардов М.К., Кадыров Б.Р., Крупнов А.И. и др.). В этих работах активность выступает не только как качественная, но и как количественная мера взаимодействия субъекта со средой с точки зрения его динамической напряженности.
Исследуя активность поведения человека в детерминированной среде был выявлен фактор «стремления к напряженной умственной деятельности». Этот фактор носит название эргического, поскольку он характеризует человека со стороны его потребности в завершении трудной для него деятельности (умственной работы) (Русалов В.М., 1979).
Динамические аспекты психики в определенных ситуациях оказывают прямое (притом часто решающее) влияние на конечную результативность человеческих действий, а параметры физиологически активных систем определяют многие важные детали целостной картины индивидуального поведения (Небылицын В.Д., 1976). Динамическая сторона (темп и интенсивность) человеческих реакций и поступков, имеющих место в привычных жизненных ситуациях, судя по многим данным, лишь в малой степени является функцией свойств нервной системы, а обусловлена в значительно большей степени воспитательными влияниями и регулирующими воздействиями социального окружения.
Положение существенно меняется, когда мы от рассмотрения повседневных жизненных ситуаций переходим к анализу человеческого поведения в таких возникающих иногда условиях, которые вызывают подлинное напряжение психофизиологических возможностей индивида и которые мы обозначаем термином «экстремальные». Эти условия большей частью представляют собой предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим «фоном» или по крайней мере не ощущаются как источники дискомфорта. Экстремальность обладает одним существенным свойством: ее возникновение и особенно углубление приводит к более или менее выраженной редукции выработанных способов поведения и как бы обнажает закрытые наслоениями опыта природные качества индивидуальной нервной организации, среди которых на первом месте по значению для динамической стороны поведения и стоят, очевидно, основные свойства нервной системы. Динамический аспект поведения в условиях экстремальности неразрывным образом связан с собственно содержательным его аспектом, поскольку от темпа, быстроты, уверенности совершаемых в экстремальных условиях действий прямым образом зависит их конечная результативность.
Проблема свойств нервной системы в ее функционально-поведенческом значении переводится в план проблемы факторов оперативной надежности человека, сталкивающегося с экстремальной ситуацией и решающего в условиях значительной напряженности достаточно сложные и ответственные задачи (Небылицын В.Д., 1961). Не только «способность» как таковую в целом, но и простейшие, элементарные ее компоненты пока не представляется возможным непосредственно свести к отдельным свойствам нервной системы или их комбинациям. Человеческие способности складываются и развиваются по специфическим психологическим закономерностям, а не заложены изначально в особенностях организации нервной системы. Высокая динамичность нервной системы, вероятно, еще не является непременным залогом высокоразвитой способности (конкурентоспособности), так же как высокая подвижность нервных процессов, видимо, еще не является решающим фактором одаренности организатора, хотя и тот и другой параметры составляют существенные и необходимые условия для развития разных видов способностей (Теплов Б.М., 1985).
Таким образом, за исключением отдельных случаев, каждый человек обладает структурными предпосылками для почти безграничного разнообразия в развитии поведения. Эволюция человека шла в направлении расширения границ вариаций, устанавливаемых наследственностью; тем самым поведение человека все в большей мере становилось зависимым от условий среды. Развитие конкурентоспособности личности детерминировано не только «энергоизбыточностью», но и социально-психологическими характеристиками ее взаимосвязи с обществом, отношением к другим людям, себе, делу, духовным ценностям (Л.М. Митина, 2002).
Определение конкурентоспособности как комплексной способности личности, как структурного образования обусловливает возможность ее исследования как системного объекта. Поэтому логикой исследования стал поиск ответов на следующие вопросы.
- Сочетанием каких психологических и психодинамических характеристик личности представлена конкурентоспособность (описание объекта).
- Каким может быть это сочетание (структура объекта).
- Какие условия могут способствовать развитию этих качеств.
В соответствии с представлением о конкурентоспособности личности и выбранным направлением исследования мы поставили перед собой цель: определить значимые индивидуально-психологические характеристики личности, сочетание или комбинация которых представляет собой конкурентоспособность и которые возможно и необходимо развивать.
В исследовании приняли участие 116 человек, отличающихся по возрасту, роду деятельности, стажу, профессиональному опыту, социальному статусу.
В работе использовалась специально разработанная диагностическая программа, предусматривающая исследование интегральных характеристик личности профессионала (направленности, компетентности, гибкости), уровня самосознания и психодинамических характеристик личности, лежащих в основе развития конкурентоспособности. Программа включала следующие методики: тест «Индекс жизненной удовлетворенности», адаптированный Н.В. Паниной, опросник структуры темперамента В. Русалова; личностный опросник Г.Ю. Айзенка для взрослых (EPQ); методика измерения «Ригидности» Н.В. Киршевой и Н.В. Рябчиковой; методики Т. Элерса на диагностику мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта; метод монографического изучения личности; самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома, адаптированный Л.Я. Гозманом и др.; тест-опросник смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; тест оценки коммуникативных и организаторских склонностей Б.А. Федоришина; методика измерения самоэффективности, адаптированная А.В. Бояринцевой; методика «порог активности» Н.Ф. Вишняковой; опросник направленности личности Б. Басса, статистические методы обработки материалов экспериментального исследования.
В результате анализа диагностических данных выделенные 25 признаков индивидуально-психологических характеристик личности были подвергнуты обработке методом корреляционного и факторного анализа с целью определения факторов, объясняющих связи между переменными.
Полученные результаты позволили определить систему индивидуально-психологических особенностей конкурентоспособности личности. В нее вошли: деятельностная и социальная эргичность, пластичность, ассертивность, самоэффективность, а также интегральные характеристики личности (направленность, компетентность, гибкость) и показатели самосознания, которые входят в каждый из выделенных факторов, но с разными факторными весами. Таким образом, личностные, интегральные и психодинамические характеристики объединились в данных факторах и определили психологическую структуру и содержание конкурентоспособности личности.
Далее в данной группе испытуемых был проведен сравнительный анализ высоких и низких показателей индивидуально-психологических характеристик, определяющих конкурентоспособность. Оказалось, что испытуемые различаются между собой наличием корреляционных связей и количеством выделенных факторов. В результате определилась группа, составившая 41% (n = 28) испытуемых, которая характеризуется большим количеством корреляционных связей и высокими показателями по всем трем факторам, и группа, составившая 59% (n = 40) испытуемых, у которой мы наблюдаем меньшее количество корреляционных связей и низкие показатели по одному или двум из трех факторов.
Среди признаков с низкими значениями наибольший вес имеет фактор, характеризующий компоненты самосознания, что говорит о превалирующем значении самоэффективности для такой комплексной способности как конкурентоспособность. На втором месте по значимости стоит ассертивность и пластичность, на третьем месте – эргичность. То есть, чтобы быть конкурентоспособным, необходима мотивация на успех, высокий уровень целенаправленной активности, высокий уровень самоорганизации и быстрое реагирование на изменение ситуации.
Кроме признаков, выявленных эмпирическим путем и определяющих индивидуальную относительную норму для конкурентоспособности личности, которая должна быть социально и профессионально востребованной, необходимыми являются также признаки социальной успешности, то есть критерии социальной относительной нормы. Выделенные нами критерии социальной успешности: признание; социальный статус, например, руководство фирмой или компанией; востребованность; известность; узнаваемость; публичность; участие в конкурсах; бренд, реклама в известных, престижных изданиях; длительность успешного существования на рынке труда, процветание и др. помогли провести качественный анализ в выделившихся группах. Что позволило сделать следующий вывод: в группе, обладающей конкурентными преимуществами профессионалы характеризуются ярко выраженной согласованностью индивидуальной и социальной относительных норм, определяющих успешность и самоэффективность.
Таким образом психологической основой конкурентоспособности профессионала являются тесные, взаимообусловленные связи психологических и психодинамических характеристик, что доказывает преемственность идей Б.М. Теплова в современных исследованиях.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-06-10779.
Литература
- Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2002.
- Митина Л.М., Токарева Е.В. Конкурентоспособность – расширение границ собственных возможностей в профессиональной карьере / сб. статей «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». М., 2015.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука. 1979.
- Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии. – В кн.: Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М., 1963, C. 475–498.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2.
Комментарии
Добавить комментарий