Разделы психологии:
И.Н. Нурлыгаянов, Н.А. Коврижникова Башкирский государственный университет, г. Уфа
В последнее время в отечественной науке отмечается повышенное внимание к изучению социальных представлений о разнообразных феноменах и явлениях, в том числе и к их типологическим вариантам. Появляется все больше исследований, раскрывающих барьеры и затруднения в межличностных отношениях, а в рамках психологии нравственности и этической психологии – работы, в которых описываются и анализируются негативные личностные явления. В качестве варианта дисгармонии межличностных отношений и личностного своеобразия выступает хамство. В научном контексте психологи не раскрывают данное явление и черту характера человека, несмотря на проникновение хамства во все сферы жизни человека.
Обратимся к этимологии данного понятия. Слова «хам» и «хамство» присутствуют лишь в восточно- и западнославянских языках (Шаповалова, 2007). В словаре В. Даля под словом «хам» понимается бранное прозвище лакеев, холопов или слуг. Д.Н. Ушаков разводит понятия «хам» и «хамство». Значения слова «хам» очерчиваются в следующих плоскостях: «1. В языке дворян: человек, принадлежащий к низшим классам и лишенный поэтому всякого человеческого достоинства. 2. Грубый, наглый и невоспитанный человек, готовый на подлости» (с. 1144). Понятие «хамство» употребляется либо для характеристики соответствующего поведения, либо в собирательном контексте от слова хам. В словаре С.И. Ожегова также прослеживается дифференциация слов «хам» и «хамство». Хам – «это грубый, наглый человек» (с. 857). В рамках настоящего исследования также реализуется идея о том, что «хам» и «хамство» – не тождественные психологические реалии. Характерологическая черта, тип личности операционализируется через конструкт «хам».
Целью данной работы выступило изучение типологических вариантов представлений о личности хама. Для исследования феномена была составлена анкета, процедура которой основывается на методе, разработанном японскими психологами Азумой и Кашиваги, и адаптированной Н.Л. Александровой (Смирновой) к российской выборке. Первый этап включил сбор дескрипторов, характеризующих хама, и составление специальной анкеты. Второй этап включил заполнение анкеты испытуемыми, а также последующую количественно-качественную обработку. Статистическая обработка данных осуществлялась посредством пакета Statistica 7.0 для среды Windows с применением процедуры факторного анализа по методу главных компонент с последующим вращением матрицы по типу Varimax-normalized.
Опрос проводился среди студентов третьих–четвертых курсов факультета психологии (n=42). Выбор студентов-психологов в качестве экспертной группы неслучаен, так как на научном уровне с привлечением соответствующего терминологического аппарата и основываясь на жизненном и профессиональном опыте, данная категория испытуемых может построить адекватную картину такого сложного и многогранного явления как хамство. На основе частотного анализа было выделено 39 дескрипторов. Наибольшее количество упоминаний принадлежит таким составляющим, как наглый, невоспитанный, самоуверенный, агрессивный, злой, эгоистичный, грубый и т.д. На следующем этапе анкета была предложена для заполнения студентам третьих–пятых курсов факультета психологии (n=62). Каждый дескриптор оценивался по пятибалльной шкале от «выражено значительно» до «совершенно не выражено». Факторизация данных позволила выделить в модели хама шесть значимых факторов, прототипов личности хама.
В первый фактор вошли дескрипторы: употребляющий ненормативную лек- сику, бестактный, грубый, конфликтный, эмоционально незрелый, неуживчивый, невоспитанный, дерзкий, несдержанный. Данный фактор показывает, что на проявления хамства в первую очередь влияет воспитание человека, та социальная среда, в которой он рос, те установки и ценности, которые заложили в него родители и социальное окружение. стремление по любому, даже малейшему поводу вступить в конфликтную ситуацию объясняется эмоциональной незрелостью и неспособностью толерантно относиться к людям. При этом у потерпевшей стороны формируется негативный опыт коммуникативного взаимодействия, так как средствами выражения хамского поведения зачастую являются нецензурная речь и высказывания, унижающие достоинство и честь противоположной стороны. Данный прототип проинтерпретирован: проявление вербальной агрессии и незрелости в межличностных отношениях.
Второй фактор вобрал переменные: настойчивый, самоуверенный, прямолинейный, упрямый, циничный, эгоистичный. В целом, переменные, образующие фактор, показывают, что человек чувствует безнаказанность за собственные действия, тем самым поднимает свою самооценку за счет других. Возможно, волевые усилия сопряжены с эгоистической направленностью и выступают средством, удовлетворяющим необходимые потребности и желания человека, но без соотнесения их с подобными качествами других людей. Этот прототип обозначен как проявление волевой активности, обусловленное заботой о собственном Я.
Третий фактор объединил показатели: общительный, трусливый, скрытный, тщеславный. Рассматриваемый прототип – конкуренция – характеризует тенденцию индивида добиваться своей цели обходными путями, что часто приводит к непониманию со стороны окружающих, и, как следствие, к разного рода барьерам в межличностном взаимодействии.
Четвертый фактор включил переменные: корыстный, вредный, лицемерный. Фактор отражает, с одной стороны, двуличность и услужливость хама, а, с другой, – желание нанести какое-либо негативное воздействие, урон своим собеседникам из-за собственного унижения перед ними. Зависимость, униженность, внешнее раболепие лишь еще больше невротизируют личность и актуализируют развитие таких личностных качеств как мстительность и злопамятность. Содержательный анализ фактора позволяет его толковать как прототип двойственности в отношениях, обусловленный достижением какой-либо выгоды.
Пятый фактор образован следующими дескрипторами: небрежный, недоверчивый, неприятный. Хам, проявляющий соответствующее поведение, прекрасно осведомлен, что совершаемые им поступки и действия, будут воспринимать в негативных красках. К сожалению, эта тенденция расширяет диапазон своего присутствия в жизненных реалиях, становится обыденной и привычной. Такая установка в сознании хама будет лишь подкрепляться и развязывать руки его очередным «подвигам». Одна из причин этой вседозволенности – молчание общества, отсутствие системы порицания, привыкание к происходящему. Унижение населения со стороны государства и чиновников, закабаление трудовой части общества, неуважительная и беспринципная позиция по отношению к людям в многочисленных эпизодах жизненного пути – все это направлено на формирование объектного отношения к собственной личности. Игнорирование проблем стариков, детей и мам, инвалидов, простых людей со стороны государственных институтов и бюрократическо-олигархической системы выступает определенного рода «эталоном» и для некоторой части общества, лишенной духовно-нравственного стержня и мировоззрения. Прототип интерпретирован как соответствие негативным оценкам в глазах социума.
Шестой фактор определяется следующими дескрипторами: жестокий, злой, применяет физическую силу, агрессивный. Как говорится в русской пословице: «не все горлом, ино и руками». На наш взгляд, это уже крайний вариант решения разногласий, но и он присущ хаму. Достижение каких-либо результатов посредством физической силы – последний прием, используемый хамом. Например, замечание, сделанное водителю, нарушающему все возможные правила (хамство в отношении других участников дорожного движения), вызывает еще большую его озлобленность и физическую агрессию. Естественно, хамство подкрепляется безнаказанностью и вседозволенностью. Такие формы поведения закрепляются и в других слоях общества. Любому человеку, при столкновении с повсеместным хамством, трудно найти в себе нравственные императивы, придающие силы отказаться от данной неэтичной модели поведения. Прототип может быть определен как проявление физической агрессии и жестокости.
Комментарии
Добавить комментарий