Громыхалина Яна Сергеевна - студентка 2 курса, социально-психологического факультета, ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», Московская область, г. Коломна, ул. Зеленая, д.30
Научный руководитель: Белоус Е.Н.- канд. психол. наук, доцент ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», Московская область, г. Коломна
Ключевые слова: нравственность, смысл жизни, социальное строительство.
THE WILL TO LIVE AND TO WORK AS A "SOCIAL CONSTRUCTION»
Gromykhalina Yana Sergeevna - student of Social and Psychological Faculty of the Social and Humanitarian University, 30 Zelenaya str., Kolomna, Moscow Region
Research Supervisor - Belous Elena Nikolaevna; Associate Professor of psychology, «State Social and Humanitarian University»; Kolomna
Keywords: morality, meaning of life, social construction.
Наверно всем далеко известно, что для того, чтобы полноценно жить и достигать профессиональных успехов, нужно хорошо потрудиться. Чтобы не потеряться на своем жизненном пути и достичь желаемых результатов, человеку необходима воля. воля- это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением. Исходя из этого определения, мы можем утверждать, что воля к жизни – это такая психологическая сила, которая призывает человека к борьбе за выживание. Как известно, воля формируется в человеке посредством мотивов. воля дает человеку толчок для принятия решения. Стоит отметить, что проявляется описываемая нами психическая функция в различных свойствах человеческой личности. Так в процессе профессионального становления личности, человек вынужден выбирать, что ему важно и двигаться дальше.
Пример стремления к жизни и стремления в профессии показал выдающийся учёный, педагог и психолог Николай Николаевич Ланге. С юных лет он был одержим идеей нравственного воспитания общества, вопросом как посеять в сердцах людей стремление к созиданию во благо общества, то есть стремления к «социальному строительству». Николай Николаевич Ланге родился 12 (24) марта 1858 года в Санкт-Петербурге в семье профессора. Н. Ланге обучался во 2-ой Санкт-Петербургской Гимназии и окончил ее золотым медалистом в 1878 году. В юности он интересовался не психологией, а философией и историей, после окончания гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. После завершения учебы в 1882 году Ланге был оставлен при кафедре философии. Через год он отправился в заграничную командировку для сбора материалов по теме «Нравственные учения европейских мыслителей XIX в.», необходимых для написания его магистерской диссертации. Ланге искал механизмы нравственного развития личности философскими методами, но фактически эта командировка превратилась в экспериментально-психологическую стажировку в лаборатории Вильгельма Вундта. Кто ищет, тот находит. Он искал и нашел новейшие методы изучения сокрытой тайны. [1].
В этой лаборатории Ланге провел самостоятельное исследование колебаний внимания и вывел моторную теорию внимания, вызвавшую большой интерес общественности. За основу этой теории было взято непроизвольное поведение организма. Следует отметить, что Ланге не принял методологические ориентации Вундта. Результатом этого исследования стала публикация на немецком языке статьи «Теория волевого внимания», которая принесла Ланге мировую известность.
Жизнь и работа в Германии в экспериментальной лаборатории Вильгельма Вундта произвела на него огромное впечатление. Он поставил себе задачу - создать в России экспериментальную психологию - и всю жизнь добивался этого. Развитие этой идеи после смерти Ланге продолжил С.Л. Рубинштейн.
Вернувшись из Европы в 1888 году, Ланге защитил магистерскую диссертацию «История нравственных идей XIX в.», за которую получил степень магистра философии Одесского университета. Так же быстро психолог получил и место руководителя кафедры философии в этом же учебном заведении. [2].
В Одессе Н.Н. Ланге продолжил исследования внимания в физиологической лаборатории П.А. Спиро и в 1893 году защитил докторскую диссертацию, которая называлась «Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания». Получив звание доктора философии, Н.Н. Ланге приступил к реализации проекта по созданию психологической лаборатории. Чтобы собрать необходимые финансы, он попытался популяризовать идею лаборатории среди населения, читал лекции по психологии, на которых обосновывал необходимость создания подобного кабинета. Выручку от этих лекций он направлял на приобретение в Европе оборудования. Вскоре к нему начали поступать пожертвования от населения, и в результате в 1896 году в Одессе была открыта психологическая лаборатория [1].
Помимо сугубо научной деятельности при Новороссийском университете Н.Н. Ланге создал педагогический отдел, ставший центром общественной и научно-методической работы учителей. Николай Николаевич Ланге стал фактически первым российским школьным психологом.
В своих воспоминаниях Михаил Иванович Гордиевский писал, что «не раз слышал из уст Николая Николаевича размышления на нравственные темы, которые почти всегда касались области социальной морали, вопросов социального строительства. Почти все беседы дышали высоким идеализмом, глубокой верой в добро и человека». Слушатель Н.Н. Ланге, в дальнейшем известный литературовед Лев Коган вспоминал, что профессор читал лекции мягким певческим голосом без использования конспектов и очень не любил, когда его лекции подробно записывали, требуя, чтобы записывали только то, что он укажет [3].
В 1903 году Н.Н. Ланге организовал и возглавил Одесские женские педагогические курсы, преобразованные в 1905 году в Высшие женские педагогические курсы. Таким образом, на женских курсах он преподавал не только психологию, но и педагогику. Все это говорит о неутомимом поиске истоков нравственности с юности и до последнего дня жизни. Николай Николаевич свято верил, что человек должен приносить пользу, должен непрестанно заниматься «социальным строительством», совершенствуя и себя, и мир вокруг. Он искал и трудился, строил во благо людей. Ни потому ли о нем осталось столько теплых воспоминаний, столько научных достижений и столько замечательных учеников, например, как: С.Л. Рубинштейн, Д.Г. Элькин, М.И. Гордиевский, А.Ф. Музыченко и другие [3].
Я считаю, что Николай Николаевич Ланге обладал не только большой силой воли, но огромной волей к созиданию. Он не просто исполнял свой профессиональный долг, преподавая и читая лекции. Николай Ланге способствовал «социальному строительству» и благоустройству родного города, любимой науки, родной страны. Психолог показывает нам, что, достигая какой-либо цели, не надо сдаваться, необходимо продолжать искать и строить, созидать, тогда всё задуманное обязательно исполнится. Нужно просто приложить усилия. Стоит только захотеть.
Литература
- Одесский биографический справочник [Электронный ресурс] // URL: Ланге Николай Николаевич (odessa-memory.info) (дата обращения: 28.12.2020).
- Сайт Второй Санкт-Петербургской Гимназии: Учителя XIX–XX веков [Электронный ресурс] // URL: Ланге Николай Николаевич (2spbg.ru) (дата обращения: 28.12.2020).
- Степанов С.С. Николай Николаевич Ланге (1858-1921) [Электронный ресурс] // Журнал «Школьный психолог», №18, 2020 // URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200201808 (дата обращения: 29.12.2020)
Комментарии
Добавить комментарий