Осознание смысла жизни начинающим психологом-консультантом как условие формирования конгруэнтности и аутентичности

Кириллов Богдан Валерьевич - приглашенный преподаватель, магистрант образовательной программы «Консультативная психология. Персонология» Национального исследовательского университета Высшая школа экономики; Москва, ул. Армянский переулок, д. 4, стр. 2

Аннотация Статья посвящена теоретическому обзору профессионального развития в сфере консультативной психологии. внимание уделяется конструкту аутентичного смысла жизни начинающего психолога-консультанта, направленного на реализацию жизненного потенциала личности. Предлагается проанализировать конгруэнтность «помогающего» смысла жизни молодого специалиста психолога в отношении принятия решения о том, чтобы посвятить себя занятию консультированием или психотерапией.

Ключевые слова: смысл жизни, конгруэнтность, аутентичность, начинающий психолог-консультант

AWARENESS OF THE MEANING OF LIFE BY A NOVICE CONSULTANT PSYCHOLOGIST AS A CONDITION FOR THE FORMATION OF CONGRUENCE AND AUTHENTICITY

Kirillov Bogdan Valerevich - visiting lecturer, Master's student of the educational program “Counseling Psychology. Personality Studies "National Research University Higher School of Economics: Moscow, st. Armenian lane, 4, bldg. 2

Abstract The article is devoted to a theoretical overview of professional development in the field of counseling psychology. Attention is paid to the construct of the authentic meaning of life of a novice consultant psychologist, aimed at realizing the life potential of an individual. It is proposed to analyze the congruence of the “helping” meaning of life of a young specialist psychologist in relation to the decision to devote himself to counseling or psychotherapy.

Keywords: meaning of life, congruence, authenticity, beginning counseling psychologist

Профессия психолога относится к социальным профессиям, объектом которой выступают психические процессы, его поведение, деятельность и др. Рассматривая профессию психолога, можно отметить, что профессиональное самоопределение здесь в первую очередь реализуется в сфере оказания психологической помощи. Самоопределение как проблема научной психологии раскрывается через работы Х. Диббери, А. Маслоу, А. Ро, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона и мн. др., но не дает полного ответа на поставленные вопросы выбора в профессии [1].

В данной работе мы предлагаем расширить границы профессионального выбора человека, включив в анализ профессионального становления личности смысл жизни. Исследовательский вопрос сформулирован следующим образом: может ли аутентичная и конгруэнтная личность формироваться путем реализации собственного смысла жизни в практике приобретения и реализации психологических навыков взаимодействия с клиентами?

В рассматриваемой работе мы постараемся использовать принципы, которые были представлены в теориях личности К. Роджерса, Э. Эриксона и Дж. Бьюдженталя, поскольку их объединяет недирективность и открытостью, которые позволяет более полно рассматривать «профессиональный отпечаток» на личность человека, выбравшего профессию «психолог-консультант».

Аудентичность личности более точно будет отражать раскрытие данной темы, в связи с тем, что, по определению К. Роджерса, аутентичная личности – это личность, которая полностью отражает в проживании и взаимодействии с другими людьми собственные ценности, взгляды без отсутствия оценок [2]. Теория К. Роджерса дает начало новым на тот момент времени взглядам на формирование полноценно функционирующего человека. Такой человек обращает внимание не только на внешние стороны ценностей, транслируемых социальной средой, но особое внимание уделяет собственному внутреннему миру. Иными словами, придерживаясь такой точки зрения, мы сможем ответить на вопросы об осознанном выборе профессиональной деятельности и формировании личности психолога-практика.

Здесь важно подчеркнуть, что смысл жизни, которым наполняется жизнь психолога-консультанта, изменяется посредством не только теоретического изучения психологии, но и наблюдения психических процессов, поведенческих механизмов или когнитивных связей в ходе консультативного процесса. В определении самой психологической науки уже содержится предостережение: психология сложна тем, что объект ее изучения непрерывно изменяется [3]. В ходе дальнейшего исследования планируется ответить на вопрос о важности формирования конгруэнтного и аутентичного выбора профессии, которые будут формировать смысл жизни начинающих психологов-консультантов. Результатом может быть разработка и применение эффективных стратегий работы со смыслом жизни в ходе обучения и применения навыков психологического консультирования.

Литература

  1. Долгушина Т.Н., Юревич С.Н. Профессиональное самоопределение каккомпонент профессионального становления личности. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. вып. 3-4 (16), 2013. С. 101-107.
  2. Зиглер Д. Дж., Хьелл Л.А. Теории личности: основные положения, исследования и применение. (3-е изд.) СПб.: Питер. 2013. 607с.
  3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. М.: Высшее образование. 2012. 575 с.

Автор(ы): 

Дата публикации: 

20 мая 2021

Вид работы: 

Название издания: 

Страна публикации: 

Индекс: 

Метки: 

Для цитирования: 

Кириллов Б.В. Осознание смысла жизни начинающим психологом-консультантом как условие формирования конгруэнтности и аутентичности // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сб. материалов XXVI Междунар. симпозиума / Отв. ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой – М.: ФГБНУ ПИ РАО, 2021. – С. 302-303.

Комментарии

Добавить комментарий

CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки