Бересток Татьяна Борисовна - аспирант МосГУ. Москва
Ключевые слова: пенсионер, пожилой ,возраст, рефлексия, ресурсы, активизация.
PENSIONERS' REFLECTION ON THE PAST AS THE BASIS OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE INDIVIDUAL
Berestok Tatyana Borisovna - post-graduate student, Moscow
Keywords: pensioner, elderly ,age, reflection, resources, activation.
Проблема психологической безопасности пожилого человека – одна из самых актуальных проблем современного общества. Изучением данной проблематики занимались такие выдающиеся ученые, как А. Маслоу, З. Фрейд, Э. Фромм. Проблематика безопасности личности, являясь относительно новой для психологической науки, в настоящее время интенсивно развивается в рамках педагогической (И.А. Баева, Ж.А. Гаязова, В.А. Дмитриевский и др.), социальной (Г.В. Грачев, Г.В. Емельянов, В.Е. Лепский и др.), экстремальной (А.А. Деркач, Ю.Н. Казаков, И.А. Росляков) психологии, психологии личности (О.Ю. Зотова, Т.И. Колесникова, Т.М. Краснянская и др.). Проблему эмоционального благополучия в контексте психологической безопасности пожилых людей затрагивали такие отечественные ученые, как В.Д. Альперович, Н.М. Амосов, И.В. Давыдовский, Г.С. Никифоров, Е.И. Холостова, В.И. Слободчиков, И.И. Исаев и др. Пожилые люди представляют собой наиболее незащищенный слой населения, их психологическая безопасность является серьезной проблемой современного общества.
В экзистенциальной психологии (Ж.П. Сартр, М. Босс, Р. Мэй и др.) психологическая безопасность личности может быть соотнесена с процессами «зановорождения»: самопознанием, саморефлексией, осмыслением жизни и выбором жизненного пути, видением нового пути и полной ответственности за реализацию своих возможностей и предназначения [5]. Представители педагогического подхода (Н.А. Лызь, В.Г. Маралов, В.Н. Мошкин, А.Д. Тырсикова и др.) считают, что психологическая безопасность личности связана с поиском оптимальных средств социализации, развития, подготовленности к трудным жизненным ситуациям. Проблема готовности личности к обеспечению психологической безопасности рассматривается как личностная готовность и как готовность к деятельности, включающая сформированную потребность личности в безопасности, навыки безопасного поведения, знания о способах защиты, умения находить недостающие ресурсы для преодоления рисков психологическому благополучию, оценивать и корректировать сильные и слабые стороны своих эмоциональных состояний и действий [7].
Рассмотренные положения актуальны для понимания психологической безопасности личности с позиций важности активизации ресурсов ориентировки в новой жизненной ситуации и совладания с возникающими трудностями [12]. Психологическая безопасность может рассматриваться в пассивном аспекте самосохранения и защиты индивида от опасных внешних воздействий при помощи регламентированных мер и в активном аспекте как совокупность активных действий, предпринимаемых субъектом и личностью для их устранения. Кроме того, она предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на пожилого человека окружающей среды и его сопротивляемостью, готовностью и способностью сохранять адаптационную активность, работоспособность и здоровье. Мы будем опираться на трактовку психологической безопасности личности Т.М. Краснянской и В.Г. Тыльца, в соответствии с которой она представляет собой особое состояние динамического равновесия психологической защищенности и открытости действию различных экзо- и эндогенных факторов, не снижающего для нее возможность постоянного развития в направлении значимой жизненной цели [6].
Понятие «пенсионер» в настоящее время в обществе имеет крайне размытый характер и не имеет однозначного определения. По сей день продолжаются открытые дискуссии и споры среди ученых и специалистов. Но, все же, говоря о пожилом возрасте, мы четко представляем себе людей, проживших долгую жизнь [1]. Основные проблемы пенсионеров связаны с ухудшающимся состоянием здоровья, финансовыми трудностями и социальной адаптацией. Когда человек начинает стареть, его жизнь принимает определенные изменения во всех сферах: образ жизни, самочувствие, социальное положение, состояние здоровья [2]. Исходя из анализа всевозможных проблем лиц старшего возраста, можно систематизировать эти проблемы и подразделить их на четыре обширных группы: физиологические, психологические, социальные и экономические проблемы. Изменение социального статуса человека в старшем возрасте, которое, прежде всего, вызвано прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией определенных ценностных ориентиров, ограничением общения, а также самого образа жизни в целом, провоцирует и создает психологические барьеры и проблемы дальнейшей жизнедеятельности. Пожилые люди в определенный момент начинают понимать «потерю» социальной полноты жизни [3]. Ограничиваются связи с обществом, кажется, что жизнь принимает обедневший характер, появляется чувство «ненужности» и, что самое страшное, чувство одиночества. Порой это может привести к полной самоизоляции.
Учитывая то, что в современной психологической науке все чаще акцентируется внимание на поиске системных характеристик, психологическую безопасность пенсионеров можно определить, как интегративное психологическое свойство личности, характеризующее степень удовлетворенности ее базовой потребности в безопасности [13] и такую, которая диагностируется по интенсивности переживания психологического благополучия или неблагополучия. Рефлексивная деятельность с точки зрения психологии подразумевает понимание своего предназначения, анализ собственных нравственно-моральных принципов, переосмысление своих действий. Таким образом, человек смотрит на себя со стороны и оценивает адекватность своих поступков глазами окружающих [6]. В процессе рефлексии человек определяет свою уникальность и место в социальной среде. Рассматриваемое понятие оказывает влияние на самовосприятие индивида, его ответную реакцию на происходящее вокруг, принятие тех или иных решений и другие поведенческие аспекты. В контексте рассматриваемой проблемы авторы выделяют такие ее аспекты, как феномен сопротивления безопасности и иллюзии безопасности. Утверждается, что субъективизм отражения безопасности, обусловленный индивидуальными и типологическими особенностями человека, способен привести к образованию у него иллюзий безопасности [11]. Иллюзии безопасности рассматриваются ошибкой восприятия и оценки значимости параметров ситуации, которые могут представлять или не представлять угрозу.
В качестве главной психологической особенности пенсионеров может быть назван поиск смысла того, что уже прожито в жизни и доказательства обоснованности осмысленных жизненных ориентаций [4]. В возрасте 60-70 лет у человека появляется перспектива самооценки результатов прожитой жизни. Вера многих людей, что старость не может быть приятной, полезной, является ложной: если человек по жизни чувствует себя счастливым и уравновешенным, то старость будет гармоничным продолжением его жизни. Основная цель развития человека в пенсионном возрасте - осознать и принять тот факт, что полученный опыт значим, а его поступки в жизни принесли пользу как ему самому, так и окружающим людям [2].В контексте осмысления жизни отметим исследования В.Э. Чудновского. Он говорит о том, что «психология смысла жизни уходит своими корнями в известную проблему соотношения “внешнего” и “внутреннего”, проблему активности внутреннего, которое не является лишь “преломлением” внешних воздействий, а имеет свой непосредственный источник, свою внутреннюю логику развития. При этом следует иметь в виду направленность внутренней активности, ибо с переходом на более высокую ступень организации возрастают не только предпосылки позитивного развития, но и опасность деформации данного процесса» [14, с. 6]. Глубокое и всестороннее исследование феномена «смысл жизни» В.Э.Чудновским показало глобальность и роль этого особого психического образования в жизни человека и структуре его личности. Основные психологические характеристики феномена смысла жизни, в частности его субстанциальность: данный феномен является особым психическим образованием, имеющим свою специфику возникновения, свои этапы становления; приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, он может существенно влиять на жизнь человека [15].
Пенсия – это в некотором роде свобода, это начало новой жизни и новых возможностей. Важно правильно распорядиться этой свободой и научиться жить на пенсии активно, легко и радостно. В последние годы количество людей, которые на пенсии находят новые смыслы жизни, помогающие им полноценно жить, становится все больше. Можно сказать, что сейчас живет первое поколение, которое не считается старым в 50 лет. После выхода на пенсию многие из них находят работу, которая им по душе. Общение с детьми, внуками, в социальных сетях и в кружках художественной самодеятельности позволяет не отставать от ритма жизни и не сдаваться старости. Они каждый день делают гимнастику, совершают прогулки и не забывают контролировать свое здоровье. Это активные пенсионеры, отлично знающие, что жизнь после выхода на пенсию не заканчивается. Также данный тип пенсионеров положительно и с хорошими эмоциями оценивает прожитые годы, не жалеет о прошлых поступках, что также позволяет им ощущать себя, как взрослую, гармоничную личность и тем самым ощущать социальную защищенность, уверенность в собственном будущем.
Однако отмечается, что вышедшие на пенсию в своем большинстве предпочитают активному взаимодействию с новой жизненной ситуацией пассивное приспособление, а реальное прекращение профессиональной деятельности способствует формированию потребительской позиции. Среди работающих пенсионеров значительно больше людей с активной субъектной ориентацией, а среди неработающих – с пассивной объектной [8]. Установлено, что работающим пенсионерам свойственна приоритетная значимость ресурсов развития, для неработающим пенсионеров - ресурсов защищённости. Уровень психологической безопасности личности пенсионеров определяется спецификой характера и добровольности выбора трудового статуса, сохранением пенсионером профессиональной деятельности и приоритетом ресурсов развития [11].
Пенсионеры всегда живут в настоящем, но в этом самом времени находится достаточно много места для воспоминаний из прошлого и страхов из будущего. Проблема своеобразного ощущения времени для пенсионера достаточно распространенная. Они становятся более запасливыми и осторожными, жизнь становится плавной и планомерной. Пожилые люди начинают планировать и морально готовиться даже к самым элементарным действиям. Главной психологической проблемой пенсионеров становится поиск смысла прожитых лет. В такой период открывается перспектива взглянуть на прожитые годы. Склонность пожилых людей делиться воспоминаниями наиболее ярко отражает процесс осознания пережитого и стремления получить от молодого поколения подтверждения того, что жизнь все-таки прожита не зря. Острой проблемой может стать тот факт, что пожилой человек не ощутит удовлетворенность и счастье от жизни, что в дальнейшем чревато последствиями (уныние, глубокая депрессия и т.д.). По мере старения роль семьи в жизни пожилых людей значительно возрастает. При ухудшении здоровья, снижении мобильности и ограничении видов деятельности пожилой человек сосредотачивается на семейных делах. Семья при этом заменяет утраченные контакты.
Рефлексия пенсионеров прожитого оказывает огромное влияние на их жизнь и позволяет выполнять ряд важных для личности операций. В ходе самопознания прожитой жизни человек прислушивается к себе, получает понимание о своем поведении, у него развиваются способности к самоконтролю. В результате эти умения отражаются на качественных жизненных переменах. Для нерефлексирующего человека свойственно многократное повторение прежних ошибок вследствие незнания собственного устройства. С помощью самодетерминации пенсионер может прийти к пониманию собственных чувств в конкретный период своей жизни, обнаружению скрытых в подсознании слабостей, на которые оказывается внешнее влияние, развороту трудностей, переживаемых в данный момент жизни, в свою пользу (для самосовершенствования). Рефлексия пенсионерами прожитой жизни является одним из оптимальных и действенных методов достижения человеком гармонии внутри себя. Этот процесс дает представление о собственной сущности.
Определенную проблему в психологической безопасности личности представляет собой стереотипное мышление, которое появляется у пенсионеров. У пожилых людей появляется повышенная серьезность, пониженное чувство юмора, обида, беспокойство и недоверие. Многие пожилые люди начинают страдать психосоматическими заболеваниями, они как бы убегают от себя и от осознания того, что больны. В противном случае пенсионеры свыкаются с ощущением постоянной болезни, считая это нормой в своем возрасте. Основные причины таких состояний заключаются в ложных установках, неудовлетворенных амбициях и психоэмоциональном стрессе.
У некоторых пожилых людей не обнаруживаются болезни, однако они продолжают моделировать свое состояние, пытаясь привлечь внимание близких и оставаться в центре внимания. Зависимость от других людей стирает границы ментальной реальности у пожилых людей, нарушая психологическую безопасность, поэтому они испытывают стресс и часто испытывают синдром «мученика». Симптомы этого синдрома проявляются в том, что, страдая заболеваниями (реальными или воображаемыми), человек начинает переводить свои болезненные переживания для других, в том числе для того, чтобы подчеркнуть собственную значимость. Э. Берн назвал этот синдром Сизифовым сценарием. Обычно синдром «мученика» наблюдается у матерей-одиночек старшего возраста, которые стремятся таким образом повлиять на ход взрослой жизни своих детей. Пожилым людям нужно чувствовать внимание и понимание изменения их статуса молодыми людьми. Вызовы старости достаточно драматичны, а ответы на них должен дать сам человек. Многое зависит от его индивидуальных особенностей, образования, жизненного опыта и приоритетных духовных ценностей. То, как пенсионер принимает наступление старости, является осознанным личным выбором, и человек, безусловно, имеет право жить и думать так, чтобы это делало его жизнь комфортной и счастливой.
Таким образом, очень важно научиться ценить и любить каждый этап своей жизни, с радостью и предвкушением встречая каждый «переход». Понимать, что в зрелости вся наша внутренняя красота, весь бесценный опыт прожитой нами жизни и накопленная мудрость, наконец-то, начинают проявляться и становиться видимыми окружающим. Это и называется светом зрелости, венцом всех наших достижений.
Литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проект, 2012. 340 с.
- Альперович В.Д. Геронтология. старость. Социокультурный портрет. М.: Академия, 2011. 270 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 282 с.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Адаптационные сценарии концепции личной безопасности // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E: Педагогические науки. 2018. №7. С.69-74.
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Методологические подходы к исследованию информационно-психологической безопасности // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №5. С.54-61. DOI: 10.17805/trudy.2020.5.6
- Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. 2016. № 1 (47). С. 37-43.
- Малышева Е.Ю., Табунов И.А. К проблеме формирования готовности личности к обеспечению собственной безопасности // Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения - 2013».Череповцы, 2013. С. 118-120.
- Никонова Э.И. Место и роль пожилых людей в современном российском обществе // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: социальные науки. 2007. №3. С. 76-81.
- Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 440 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психология развития человека. Психология человека в образовании. Учеб. пособие для педвузов. В 3 т. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. Т. 1. 298 с.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности пенсионера в условиях социального выбора // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 3. Филология. Педагогика. Психология. 2018. Т. 8. №1. С. 144-154.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Персональные концепции безопасности субъектов адаптации к экстремальным условиям жизнедеятельности // Социально-психологическая Адаптация мигрантов в современном мире. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (Пенза, 27-28 марта 2020 г.). Отв. ред. В.В. Константинов. Пенза: Изд-во «Перо» (Москва), 2020. С. 217-225.
- Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Иохвидов В.В. Темпоральные маркеры психологической безопасности субъектов поздних периодов жизни // Проблемы современного образования. 2019. №4. С. 84-97.
- Чудновский В.Э. смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования. // Психологический журнал, Т. 36, № 1, 2015. С. 5-19.
- Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: избр. труды. М.; Воронеж: Изд. дом РАО, 2006.
Комментарии
Добавить комментарий