Богданова Валентина Леонидовна. Психолог. Аналитический коуч. Институт Психологии творчестваг. Санкт-Петербург, Россия
Ключевые слова: Самоактуализация, самопознание, самореализация, топос, топософия, пространство, место, жизненное пространство.
SELF-ACTUALIZATION AS FOUR FORMS OF SELF-COACHING
Bogdanova Valentina Leonidovna. Psychologist. Analytical coach. Institute for Psychology of Creativity Saint Petersburg. Russia.
Keywords: self-actualization, self-knowledge, self-realization, topos, space, place, toposophy, living space.
Мы сейчас живем в очень непредсказуемом мире. Многие законы и системы, которые работали и помогали нам раньше, теперь не работают Информационное, виртуальное поле (инфодемия), оказывает различное психологическое давление на людей. В такой ситуации человек теряется не только в своем пространстве жизненных ценностей и смыслов (индивидуальной аксиосфере), но и во внешнем социальном пространстве.
Мы считаем, что именно такими событиями, происходящими в современном мире, то, что мы живем в новой психологической реальности и обусловлена необходимость развития такого навыка как самоакутализация. Самоактуализация – как необходимый навык мышления современного человека, а инструментом, механизмом, который помогает нам развить этот навык является самокоучинг. Когда человек сам себе отвечает на вопросы: «Кто он?», Каким внутренним потенциалом он владеет?», «Кем хочет стать?», «Что ему для это надо сделать?» - он становиться самоакутализирующимся человеком, в нашем понимании человеком осознанным, человеком метамодерна, человеком будущего, человеком Счастливым.
По нашему мнению, наиболее подходящий в современном мире подход к самоактуализации отражен в диссертационной работе кандидата философских наук О.Ю. Тургеневой. «В современном понимании, Самоактуализация отражает механизм формирования иерархической структуры ценностно-смыслового универсума личности и объясняет потребности в расширении мировоззренческих и деятельностных детерминант бытия в культуре» [6, с. 29].
Важный аспект самоактуализации в современном понимании это достижение целей в процессе «непрерывного индивидуального и профессионального развития во имя улучшения качества жизни людей в окружающей реальности, на всех уровнях индивидуального, социального и универсального толкования бытия» [1].
В рамках рассматриваемой парадигмы самоактуализации понятие «достигать своих целей» предполагает динамику развития как вертикального становления, так и горизонтального расширения. Другой вопрос, к которому должен человек обратиться: как этого достичь и что нового ему необходимо познать, для достижения своих целей.
Как нам кажется, именно самокоучинг по рамке «Самоактуализация» теории метамодерн как практический инструмент вполне хорошо справляется с поставленной задачей.
Экран самоактуализация – 4 формы самокоучинга
«Модель экрана самоактуализации, как и вся теория метамодерна, построена с использованием геометрической пространственной топософской логики». Стояла задача создать «новую стройную теорию развития, которая бы обосновала модель будущего и подарила бы нам уверенность в завтрашнем дне [4, стр. 260]». Автор метода П.М. Пискарев, применяя теорию парадигмального анализа, разделяет феномен самоактуализии на 4 стадии роста личности.
Самопознание в научном мире сегодня трактуется в разных контекстах вместе с понятием самоидентификация как «Я-концепция» в толковании различных психологических теорий (З.Фрейд, Уильям Джеймс, Карл Роджерс, Эрик Эриксон, Ч.Кули и Дж.Мид. Роберт Бернс, В.В. Козлов).
В парадигмальном подходе феномен самопознание, базируется на изучении себя как части целой системы своего рода, ретроспективного пересказа нарратива истории своей жизни, его анализ, переосмысление и принятие различных (возможно, негативных) событийных процессов. Происходит восстановление информации из памяти и переоценка ценностей как один из способов репрезентации себя. Сегодня вопросы «откуда ты?» и «Кто ты?» связаны не с объективной данностью, а с самоопределением.
По сути, человек, получая ответ на вопрос «Кто Я», создает свою идентичность. Он проводит исследование истоков своей жизни, истории и силы своего рода, семейного бессознательного, о котором говорили еще З.Фрейд и К.Г. Юнг, Л.Зонди. Изучая свою личную историю, начиная с детства, он узнает, какие убеждения поддерживаются с детства и какое влияние они оказывают во взрослом возрасте. Человек обретает фундамент знаний о себе, о своих ресурсах, талантах, сильных и слабых сторон, о своем потенциале. Он открывает экзистенцию своей жизни и базовый смысл своего существования.
«Внутри каждого человека скрываются не только решения всех жизненных проблем, но и потенциальная возможность прожить жизнь на уровне, гораздо более высоком, чем он в настоящий момент может себе представить [3, стр.28]».
В процессе самопознания, зачастую, именно здесь уже разрешаются многие психологические проблемы. Через познание себя, человек обретает само-бытийность и со-бытийность в общем мире, осознание себя частью социального мира, может увидеть себя частью всеобщего.
Когда человек идентифицирует себя, осознает себя во всеобщем, ему достаточно просто самоопределиться, и теперь сформировать свой характер, свою личность, ответив на вопрос: «Кем я хочу быть?» Теперь он может воспитывать в себе того человека, каким мы мечтаем быть. Здесь он создает себе формы, которые будут соответствовать своему идеалу, он осознает, каким хотел бы быть для получения наилучшего своего результата. Главное - создать свое наилучшее Я. Необходимо самоопределиться не только в своих ценностях и принципиальных моментах жизни, но и найти для себя образ Я-потенциально возможного для достижения поставленных целей. В современном мире это умение является весьма необходимым.
Еще одна сторона феномена самоопределения в парадигме теории метамодерна, это умение адаптироваться и чувствовать себя «своим», «как дома» в коммуникационной сфере не только внутри знакомого социума (например в границах своего окружения, города, страны), но и в незнакомой, чуждой социо-культуре.
Мультикультурный человек самостоятельно выстраивает свои идентичности. Это личность, успешно совмещающая в себе множество социальных ролей (связанных, соответственно, с социальными статусами). В условиях метамодерна, в процессе самоактуализации и выстраивании собственного «космоса» у человека появляется уникальная возможность – гармонично совмещать в себе «множественную субъективность». Главным качеством такого человека становится «способность к переключению собственных субъективных позиций ради сотрудничества с другими» [5].
Другие люди также воспринимаются как «множественные реальности», что «позволяет объединять усилия и перспективы с любыми людьми» [2, с. 10].
Человек, который изучил историю и предысторию своего бытия, познал себя, ответил на вопрос: «Кто я и откуда», какой потенциал в нем заложен, далее идентифицировал себя на определённом жизненном этапе, понял куда ему двигаться и что необходимо предпринять, или чему необходимо научиться для достижения своих целей. После этого индивидуум с полным осознанием и уверенностью в себе может успешно заявить о себе, сделать самопрезентацию. Этот квадрант в экране самоактуализации относится к коммуникации. Здесь самопрезентация - это как человек свое самоопределение доносит до других людей, за кого он выдает себя в социальном мире. Феномен самопрезентации в научном мире изучается не так давно. Первая работа посвященная самопрезентации, написана И.Гоффманом и вышла в 1953 году. Основная проблема, как нам кажется, в самопрезентации образа своего «наилучшего Я» это внутренняя неготовность самого индивида, отсутствие психологической зрелости личности для того, чтобы наилучшим образом осуществить презентации своей личности или же своего проекта.
Самопрезентация – это, прежде всего, презентация своего внутреннего мира, ценностей, убеждений, идей в жизненное пространство социума. Если индивид соответствует своей презентации, если он аутентичен ей, уверен и верен тому, что презентует обществу, то доверие и принятие его позиции в социуме имеет больше шансов на успех. Модель экрана Самоактуализации теории метамодерн, в первых двух этапах, отвечая на вопросы: «Кто я?», Кем я хочу быть?», обеспечивает внутреннюю психологическую стабильность индивида, помогает определиться в истинных ценностях потребностях человека. Что обеспечивает аутентичность и мотивацию к достижению поставленной задачи.
Это конечная точка, где выясняется, какие эффекты, результаты индивид получает в процессе прохождения круга личного проекта, стадий самоактуализации. Здесь, самореализация – это конечный продукт, раскрытие духовного потенциала, соответствие своему бытию, своей судьбе, наслаждение процессом и испытание счастья от реализованности. Так или иначе, самореализация предполагает обдуманный подготовленный акт творения, направленный на удовлетворение своих потребностей, посредством своего внутреннего потенциала и внутренней мотивационной силы.
В каждом из 4 квадрантов - это акт самоактуализации, это сила, которая определяет нашу динамику (внутреннюю силу) движения по этапам становления своей личности. Пропустив один из этапов, можно очень сильно потерять в качестве своего результата, а то и вовсе не достичь его. При переходе по этапам становления зрелой счастливой личности, происходит внутренняя работа и расширение жизненного пространства человека., осознание, трансформация и принятие своего бытия. Человек переходит через трансцендентные границы. Он открывает в себе внутренний источник мира, мудрости и радости, покоя, тишины и осознания.
Как нам видится, самоактуализирующейся человек,- это человек метамодерна, он способен выстраивать свой перспективный жизненный нарратив. Освобождается, не только от мнения, суждения других людей, иных зависимостей социальных преград, но и внутренних психологических ограничений. В современном и будущем мире человек должен самостоятельно создавать свое жизненное пространство, т.е. наполнять его только тем, что для него действительность ценно и важно. Уметь абстрагироваться от лишней не нужной информации. Быть мультикультурным, обладать позитивной свободой, уметь справляться с поставленными жизнью задачами, оставаясь в психоэмоционально-стабильном состоянии. Модель самоакутализации П.М.Пискарева, построенная на основе парадигмального подхода, вполне способна решить основные задачи становления зрелой и счастливой личности в современном мире.
Литература
- Аналитический коуч. – [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.analyticcoaching.com/
- Гребенюк А.А., Носовцов А.Е. Психологические особенности человека культуры метамодернизма // Гражданское общество: проблемы и перспективы. Сборник научных статей по материалам круглого стола. 2017. С. 7–12.
- Козлов В.В. Инегративная психология: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. М.: Психотерапия, 2007. 528 с.
- Пискарев П.М. Парадигмальный анализ – как системный взгляд на историю, вызванный необходимостью теоретического обоснования будущего // Методология современной психологии. Вып. 9 / Сб. под ред. Козлова В.В., Карпова А.В., Мазилова В.А., Петренко В.Ф. М-Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН, 2019 С. 259-269.
- Пискарев П.М. Метамодерн и мультиролевая личность. [Электронный документ]. – Режим доступа:http://neurograff.tilda.ws/page5342751.html
- Тургенева О.Ю. Нонконформизм и конформизм в социально-философском осмыслении современности. Дисс. на соискание степени канд. филос. наук: спец. 09.00.03 «социальная философия и философия истории»; НТУУ «КПИ». К., 2010.
Комментарии
Добавить комментарий